Лекция 2. Коммуникативная компетентность специалиста
Поведение коммуникаторов в процессе общения преследует определенные цели. Для достижения коммуникативных целей субъекты общения пользуются определенными приемами, которые (в зависимости от уровня рассмотрения) называют коммуникативными стратегиями, коммуникативными тактиками и коммуникативными навыками.
Коммуникативная цель (по Е. В. Клюеву) - это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Коммуникативные цели осуществляются не в вакууме, а в среде целей.
Коммуникативная стратегия - это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели. Стратегия является канвой поведения, его общей рамкой и может включать даже отступление от цели в отдельных шагах.
Коммуникативная тактика - это совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия. Коммуникативная тактика - более мелкий масштаб рассмотрения коммуникативного процесса по сравнению с коммуникативной стратегией. Она соотносится не с коммуникативной целью, а с набором отдельных коммуникативных намерений.
Коммуникативное намерение (задача) - тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели.
Е. В. Клюев предлагает схему (рис. 5.1), позволяющую понять соотношение элементов стратегии и тактики в коммуникативном процессе: "используя коммуникативную компетенцию, говорящий ставит перед собой коммуни
Рис. 5.1. Стратегия и тактика в коммуникативном процессе
кативную цель (определяя или не определяя коммуникативную перспективу, т.е. возможность вызвать желаемые последствия в реальности) и, следуя определенной коммуникативной интенции, вырабатывает коммуникативную стратегию, которая преобразуется в коммуникативную тактику (или не преобразуется, или преобразуется неуспешно) как совокупность коммуникативных намерений (задач), пополняя коммуникативный опыт говорящего".
Коммуникативный опыт (рис. 5.2) имеет непосредственное отношение к формированию коммуникативной личности. Значения слов хранятся как память о прошлых контекстах и результатах их употреблений - так и коммуникативный опыт понимается как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий.
Рис. 5.2. Коммуникативный опыт
Успешность и неуспешность интертекстуальна, она включается в контекст сегодняшнего дня.
Специалист, работающий в той или иной сфере общественной коммуникации, должен обладать определенными коммуникативными навыками, т.е. он должен уметь эффективно:
o формировать коммуникативную стратегию;
o пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации;
o представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса.
Под эффективностью здесь подразумевается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.
Профессионализм лиц, работающих в парадигме "человек - человек", как определяющее квалификационное качество личности должен включать в себя психологическую компетентность.
Структура психологической компетентности может быть представлена в виде системы, состоящей из взаимосвязанных компонентов - ее специальных видов [8]:
o социально-перцептивная компетентность (или знание людей, непосредственно связана с наблюдательностью и проницательностью);
o социально-психологическая компетентность (знание закономерностей поведения, деятельности и отношений людей, включенных в профессиональные и социальные группы);
o аутопсихологическая компетентность (самопознание, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоэффективность);
o коммуникативная компетентность (знание различных стратегий, приемов и методов эффективного общения);
o психолого-педагогическая компетентность (знание приемов и методов влияния и воспитания).