Лекция 11. Коммуникативная компетентность специалиста

Для раскрытия психологического содержания коммуникативной компетентности обратимся к психологическим исследованиям (Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников и др.). Коммуникативную компетентность обычно рассматривают как умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Л. А. Петровская дает следующее определение: "Коммуникативная компетентность — совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения". Эта способность напрямую зависит от внутренних ресурсов субъекта (знания, умения и навыки перцепции, интеракции), что позволяет управлять коммуникативным поведением в целом.

Структура коммуникативной компетентности в самом общем виде представляет собой трехкомпонентную структуру (Е. А. Орлова, Л. М. Эррера):

— мотивационно-личностный;

— когнитивный;

— поведенческий.

Ю. М. Жуков отмечает также, что условия развития коммуникативной компетентности тесно связаны с когнитивным, социальным и личностным развитием (личностная зрелость, социальный интеллект, моральная нормативность), подчеркивая этим акмеологичность содержания развития.

Поведение коммуникаторов в процессе общения преследует определенные цели. Для достижения коммуникативных целей субъекты общения пользуются определенными приемами, которые (в зависимости от уровня рассмотрения) называют коммуникативными стратегиями, коммуникативными тактиками и коммуникативными навыками.

Отечественный исследователь коммуникативных процессов В. Б. Кашкин3 вслед за Е. В. Клюевым в своей работе выделяет эти понятия.

Коммуникативная цель (по Е. В. Клюеву) — это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Коммуникативные цели осуществляются не в вакууме, а в среде целей.

Коммуникативная стратегия — это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели. Стратегия является канвой поведения, его общей рамкой и может включать даже отступление от цели в отдельных шагах.

Коммуникативная тактика — это совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия. Коммуникативная тактика — более мелкий масштаб рассмотрения коммуникативного процесса по сравнению с коммуникативной стратегией. Она соотносится не с коммуникативной целью, а с набором отдельных коммуникативных намерений.

Коммуникативное намерение (задача) — тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели.

Клюев предлагает схемы (рис. 11.1 и 11.2), позволяющие понять соотношение элементов стратегии и тактики в коммуникативном процессе: "Используя коммуникативную компетенцию, говорящий ставит перед собой коммуникативную цель (определяя или не определяя коммуникативную перспективу, т.е. возможность вызвать желаемые последствия в реальности) и, следуя определенной коммуникативной интенции, вырабатывает коммуникативную стратегию, которая преобразуется в коммуникативную тактику (или не преобразуется, или преобразуется неуспешно) как совокупность коммуникативных намерений (задач), пополняя коммуникативный опыт говорящего".

Рис 11.1. Схема соотношения элементов стратегии и тактики в коммуникативном процессе

Коммуникативный опыт имеет непосредственное отношение к формированию коммуникативной личности. Значения слов хранятся как память о прошлых контекстах и результатах их употреблений — так и коммуникативный опыт понимается как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий.

Рис 11.2. Схема соотношения элементов стратегии и тактики в коммуникативном процессе

Успешность и неуспешность интертекстуальна, она включается в контекст сегодняшнего дня.

Социально-историческая изменчивость успешности коммуникативных стратегий подтверждает еще раз необходимость постоянной исследовательской работы в области теории и технологии коммуникации. Анализ коммуникативного поведения, в зависимости от его задач, может включать различные аспекты и параметры. Г. Г. Почепцов, анализируя коммуникативное поведение политических лидеров, предлагает использовать:

• психологический анализ (мотивы, представления, познавательный стиль, темперамент и межличностные характеристики);

• мотивационный анализ (стремление к достижению результатов, установление близких отношений, получение и осуществление власти, корреляция мотивов с поведением);

• когнитивный и операционный анализ (система и структура взглядов, модель реальности и более конкретное ее воплощение в предпочтениях и действиях коммуникативной личности);

• нарративный анализ (здесь в модель вводится время и понятие последовательности коммуникативных действий; коммуникация рассматривается как текстовое событие, как "сказка" со своими героями и злодеями, этот метод ведет начало от известного исследователя структуры сказок В. Я. Проппа и сейчас очень популярен при анализе телевизионных и радионовостей);

• бинарный контент-анализ (анализ высказываний, дискурса по принципу +/-);

• ролевой анализ (роли политических деятелей, например по Берну: киндер-сюрприз, мальчики в розовых штанишках).

Специалист-коммуникатор должен владеть основными представлениями и основными понятиями различных видов анализа коммуникативного поведения индивида. Комплексный, многофакторный анализ в наибольшей степени полно позволяет "разложить по полочкам" континуум коммуникативной деятельности. Современная реальность такова, что параметры и факторы, учитываемые в разных видах анализа, действуют одновременно, параллельно или последовательно, но в любом случае — нерасчлененно. Задача исследователя процесса коммуникации заключается в том, чтобы увидеть в этом конгломерате отдельные причины и факторы в соответствии с известными ему методами. В конкретной же ситуации от специалиста по коммуникации может потребоваться даже создание новых подходов и методов анализа.

Специалист, работающий в той или иной сфере общественной коммуникации, должен обладать определенными коммуникативными навыками, т.е. он должен уметь:

• эффективно формировать коммуникативную стратегию;

• эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации;

• эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса.

Под эффективностью здесь подразумевается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.