Лекция 14. КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК КАК ОБЪЕКТ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В результате изучения главы 14 бакалавр должен:

знать

• причины создания особой системы банковского регулирования и надзора, ее основные цели и задачи;

• элементы системы банковского регулирования и их роль в обеспечении стабильности банков;

• подходы к организации банковского надзора в странах с рыночной экономикой и методы его проведения;

• значение систем страхования и гарантирования банковских вкладов для стабильного функционирования банковских систем;

• как организовано банковское регулирование в Российской Федерации;

• какие полномочия предоставлены Банку России для проведения банковского регулирования;

уметь

• выделять основные виды банковских рисков;

• объяснять подходы органов надзора к регулированию банковских рисков;

владеть

• навыками расчета обязательных нормативов, установленных для российских кредитных организаций;

• навыками анализа фактического выполнения банками обязательных нормативов с объяснением причин отклонения.

Необходимость и задачи банковского регулирования

В предыдущих главах было показано, что банки играют важную роль в обеспечении функционирования рыночной экономики: осуществляют посредничество в платежах, в кредитовании и инвестировании, они стимулируют трансформацию сбережений в инвестиции. При посредничестве в кредитовании банки привлекают большое количество мелких вкладов и на их основе выдают более крупные кредиты, они выравнивают несовпадающие интересы вкладчиков и заемщиков в отношении сроков привлечения и размещения. Принимая на себя кредитные и рыночные риски, а также риски ликвидности, банки сокращают эти риски у вкладчиков, что стимулирует сбережения и их последующее инвестирование. Банки выполняют исключительно важную роль при создании "банковских" денег (безналичных платежных средств) в процессе депозитно-ссудной эмиссии.

Но удовлетворительно выполнять свои функции и играть активную роль в развитии экономики банки могут лишь при наличии доверия к ним со стороны клиентов, вкладчиков и инвесторов. Если из-за недостаточной ликвидности или неплатежеспособности банки не выполняют своевременно свои обязательства, население и рыночные субъекты теряют доверие к ним. При потере доверия к банкам их частные финансовые проблемы могут перерасти в острый банковский кризис.

Банковские проблемы могут иметь как внешние (общая макроэкономическая нестабильность, низкая рентабельность производственного сектора, жесткая валютная политика и др.), так и внутренние причины (плохое управление, отсутствие четких норм и стандартов кредитования, низкая квалификация персонала). Поскольку все они тесно связаны между собой через межбанковский рынок и систему межбанковских расчетов, проблемы одного банка провоцируют возникновение проблем в других связанных с ним банках. В результате этого в банковском секторе происходит подрыв доверия клиентов к банкам, который приводит к изъятию их клиентами вкладов, что оборачивается острым кризисом ликвидности, приобретающим системный характер.

Если решение проблем банковской ликвидности затягивается и они затрагивают значительную часть банков страны, возникает банковский кризис, который влечет за собой серьезные макроэкономические издержки. Одним из наиболее серьезных макроэкономических последствий банковских кризисов считается неэффективное размещение сбережений и капиталов в экономике. Известно, что в рыночных условиях капиталы и сбережения должны распределяться в соответствии с иерархией их относительной ставки доходности. Чем эффективнее банковская система, тем лучше она распределяет капиталы в соответствии с этим показателем. Проблемы в банковской системе нарушают такую иерархию, в результате происходит снижение макроэкономической эффективности размещения сбережений.

Результатом банковских кризисов становится возрастание стоимости посредничества, повышение уровня процентных ставок и процентной маржи. Проблемы банков затрудняют нормальное проведение в жизнь денежно-кредитной политики центральным банком, вынуждают его активно вмешиваться в работу межбанковского и других секторов финансового рынка, требуют увеличения финансирования коммерческих банков и правительства. При неудовлетворительной работе национального банковского сектора увеличивается спрос на услуги иностранных банков и использование иностранных валют.

Учитывая те важные функции, которые выполняют банки в рыночной экономике, и тяжелые макроэкономические и социальные последствия банковских кризисов, во всех развитых странах постепенно сложилась особая система мер, направленных на сохранение доверия к банкам и предотвращение разрастания их финансовых проблем до размеров системного банковского кризиса.

Значение сохранения доверия к банкам обусловлено следующими обстоятельствами, которые и повлияли на формирование системы банковского регулирования в странах, где существуют банковские структуры рыночного типа.

1. Банки, создавая деньги, управляют платежным механизмом страны, который имеет природу общественного блага (подобно, например, судебной системе) и должен функционировать без малейшего сбоя. Платежным механизмом как общественным благом пользуется все общество, но производит его совокупность частных банков. Банкротства одного из них может быть достаточно для разрушения всего платежного механизма, поскольку, как уже отмечалось, все банки тесно связаны между собой через системы межбанковских отношений. Гарантированная защита этого механизма не может быть обеспечена самими банками, поэтому возникает необходимость применения на государственном уровне особых мер, обеспечивающих бесперебойность проведения платежей, невзирая на появление финансовых проблем у отдельных банков.

2. Банковские проблемы неизбежно приводят к снижению экономического роста и потере экономической эффективности. Несвоевременное выполнение банками своих обязательств вследствие недостаточной ликвидности и неплатежеспособности чревато финансовыми потерями для их клиентов, у которых сокращаются доходы и снижается стоимость активов. Уменьшение доходов рыночных субъектов повышает риски неплатежей по всем ссудам и вызывает проблемы платежеспособности даже "здоровых" банков. По мере того как ликвидируются старые, неплатежеспособные банки, их клиенты сталкиваются с трудностями в получении новых кредитов, что еще больше усугубляет проблему неплатежей. В результате происходит сокращение как предложения, так и спроса на товары и услуги и снижение доходов реального сектора. Чтобы не подвергать высоким рискам свои капиталы и сбережения, клиенты банков предпочитают вкладывать их в недвижимость или иностранные активы. Это увеличивает издержки банков на привлечение ресурсов и усугубляет их проблемы.

Поскольку банковские кризисы влекут за собой такие отрицательные последствия для национальной экономики, как снижение эффективности, спад производства, социальная напряженность и др., то государство, предоставившее частным банкам право распоряжаться огромными суммами привлеченных капиталов, должно обеспечить защиту интересов вкладчиков и кредиторов банковской системы, а в широком смысле – интересов национальной экономики в целом.

3. Предоставляя кредиты, банки получают и накапливают большой объем экономической информации, которая служит основой для перераспределения капиталов в экономике. Но накопленная в банке информация является частной собственностью и при банкротстве разрушается. Другие банки не могут ею воспользоваться и, следовательно, либо не будут кредитовать клиентов обанкротившегося банка, либо будут кредитовать в условиях недостатка информации. Необходимость защиты и сохранения накопленной банками информации также требует государственного регулирования банковской деятельности.

4. Стабильность банковской системы и кредитного рынка определяется не только сбалансированностью спроса и предложения, уровнем процентной ставки, но и зависит от многих внешних факторов (факторы экстернальности): репутации банка, добросовестного поведения клиентов, информации о реальной кредитоспособности заемщиков и др. В связи с этим банковская система не может регулироваться, основываясь исключительно на законах конкуренции. Необходимо государственное вмешательство в функционирование банковской системы для защиты ее от неблагоприятного воздействия внешних факторов.

Во всех рыночных странах банковское дело является одним из наиболее регулируемых видов предпринимательской деятельности в силу особого положения банков в экономике и их повышенной финансовой уязвимости. Для обеспечения стабильности банков применяется особая система регулирующих мер, называемая банковским регулированием, которой нет в других отраслях экономики: промышленности, торговле, сельском хозяйстве. Существуют специальные механизмы, предотвращающие распространение проблем отдельных банков на всю банковскую систему и позволяющее купировать их на ранних стадиях возникновения.

Банковское регулирование представляет собой комплекс взаимосвязанных мер государственного регулирования, направленных на поддержание стабильности и устойчивости национальной банковской системы, обеспечение эффективного функционирования денежного рынка и платежной системы, а также защиту интересов кредиторов и вкладчиков. Банковское регулирование не может полностью устранить вероятность банкротства банков, но оно снижает совокупные риски банковской деятельности и системные риски, когда банкротство одного или нескольких банков из-за недостаточной ликвидности или неплатежеспособности ведет, как уже отмечалось, к национальному банковскому кризису. Проведение государством мер, направленных на обеспечение стабильности банков в стране, отвечает интересам всего общества и рассматривается как необходимое условие устойчивого функционирования рыночных отношений.

Цель банковского регулирования – обеспечение стабильности и устойчивости банковской системы. Текущие задачи банковского регулирования и его организация в каждой стране зависят от уровня экономического развития, национальных особенностей, политической и экономической ситуации.

Задачами банковского регулирования являются:

• создание благоприятных условий для мобилизации сбережений и развития частного бизнеса;

• обеспечение добросовестной конкуренции на рынке банковских услуг и в целом на финансовом рынке, борьба с проявлением монополизма;

• поддержание устойчивого функционирования национальных платежных систем;

• обеспечение эффективного механизма передачи экономике импульсов денежно-кредитной политики центрального банка (каналов денежной трансмиссии);

• противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эта задача стала особо актуальной для всех стран в последние десятилетия.

Фундамент банковского регулирования образует банковское законодательство. Действующие в стране банковские законы определяют юридическую и техническую организацию банковских систем. На законодательном уровне закрепляется эталонная модель банковской системы (универсальная или специализированная), требования к различным видам кредитных организаций (единообразные или дифференцированные), а также механизм гарантирования депозитов. Сбалансированное банковское законодательство, отражающее исторические особенности формирования национальной банковской системы и учитывающее нормы регулирования других сегментов финансового рынка страны, является существенным фактором предупреждения системного риска.

Банковское законодательство и разработанные на его основе нормативные акты во многом определяют и экономическую структуру национальной банковской системы, под которой подразумевается степень концентрации банковского капитала и способ осуществления конкуренции между банками. Высокая степень концентрации, выражающаяся в лидерстве крупных банковских групп, рассматривается как фактор, уменьшающий системный риск. Однако если он все-таки возникает, то последствия его в высокомонополизированной банковской системе будут значительно тяжелее, чем в системе, состоящей из большого количества мелких и средних банков. Способ осуществления конкуренции зависит, с одной стороны, от проводимой денежно- кредитной политики, в частности от наличия и строгости количественных ограничений, а с другой – от действия факторов неэкономического характера, влияющих на конкурентные позиции отдельных банков на рынке. Отказ от количественных ограничений в большинстве развитых стран привел на определенном этапе к усилению ценовой конкуренции между банками, что оказалось опасным для стабильности банковской системы. На характер и интенсивность банковской конкуренции влияют степень и формы государственного участия в банковской системе: наличие государственных банков, банков с долей государственного участия, предоставление государственных инвестиций через банковскую систему и т.п.

В институциональном плане банковское регулирование включает в себя банковский надзор, систему страхования (гарантирования) депозитов и выполнение центральным банком функции кредитора последней инстанции.

Банковский надзор занимает центральное место в системе банковского регулирования. Цель банковского надзора заключается в своевременном выявлении и оперативном реагировании на возникающие проблемы в банковском секторе и предотвращении развития системного банковского кризиса.

В мировой банковской практике существуют разные подходы к организации банковского надзора, которые отличаются способами организационного построения надзорных структур, местом и ролью центрального банка в этих структурах. В некоторых странах (таких сейчас меньшинство) надзорная деятельность осуществляется исключительно центральным банком, в других странах (их тоже немного) таковые практически не участвуют в осуществлении надзора за банками, надзорная деятельность в них сосредоточена в руках других государственных органов, например министерства финансов. В большинстве стран надзор за банками проводится центральным банком совместно с другими органами. Например, в США – Федеральной резервной системой совместно с Казначейством (через контролера денежного обращения) и независимым агентством – Федеральной корпорацией страхования депозитов; в Швейцарии – центральным банком совместно с Федеральной банковской комиссией; во Франции – Банком Франции совместно с Банковской комиссией, Комитетом кредитных институтов и Комитетом банковских правил; в Германии – Бундесбанком совместно с Федеральным управлением финансового надзора. Во многих странах надзорные органы в процессе банковского надзора тесно сотрудничают с частными аудиторскими фирмами.

Интеграционные процессы на финансовых рынках, превращение банков в "финансовые супермаркеты", активно вторгающиеся в различные сферы финансового рынка: страхование, пенсионные накопления, инвестирование в ценные бумаги – приводят к выведению функций надзора из компетенций центральных банков и их сосредоточению в специально создаваемых органах, которые осуществляют надзор не только за банками, но и за другими участниками финансового рынка – так называемых мегарегуляторох.

Банковский надзор включает в себя:

1) допуск на рынок, который предполагает выдачу особых разрешений, чартеров, лицензий на право заниматься банковской и иной посреднической деятельностью на финансовом рынке;

2) текущий надзор за соблюдением установленных пруденциальных норм, правил совершения банковских операций и стандартов банковской деятельности;

3) выявление проблемных банков и работа с банками, испытывающими финансовые трудности.

Основными формами банковского надзора являются дистанционный надзор, который предполагает анализ деятельности банков на основании представленных надзорному органу документов и отчетности, и инспекционные проверки на местах. При проведении надзора используются документарные методы (изучение первичных документов, внутренних регламентов, финансовой отчетности, специальной отчетности, установленной надзорными органами) и контактные методы, так называемые пруденциальные интервью – беседы с руководством, работниками и клиентами банков.

Дистанционный надзор в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору осуществляется надзорным органом на основе эффективных информационных и аналитических процедур мониторинга текущего финансового состояния кредитных организаций, соблюдения ими законодательства и пруденциальных требований. Мониторинг нацелен на выявление на ранних стадиях негативных тенденций в деятельности банков и принятие мер надзорного реагирования по их устранению. Дистанционный надзор опирается главным образом на документарные методы, т.е. использует отчетность банков, информацию надзорного органа. Одно из главных ограничений дистанционного надзора состоит в том, что он основывается на отчетных данных и сведениях, передаваемых самими банками. Поэтому с возрастанием серьезности проблем банка снижается вероятность получения от него адекватной и полной информации о действительной ситуации.

Инспекционные проверки на местах позволяют проверить степень достоверности передаваемой информации, получить наиболее полное представление об операциях банка, его положении, провести качественный анализ кредитного портфеля, оценить деятельность руководства и качество систем управления рисками. При проведении инспекционных проверок изучаются первичная документация, текущая отчетность; для оценки качества систем управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления широко используются пруденциальные интервью.

Соотношение этих двух методов надзора и их организационные формы в разных странах отличаются большим разнообразием. Формы взаимодействия надзорных органов с внешними аудиторами, их полномочия по реорганизации банков, введению внешнего управления, замене руководителей и т.п. также очень разнообразны.

Например, в Германии плановые регулярные инспекции банков, как правило, не проводятся, но Федеральное управление финансового надзора требует от них предоставления финансовых отчетов, заверенных независимыми аудиторскими фирмами. Немецкие банки обязаны представлять надзорным органам ежемесячно баланс и статистический отчет, сведения о минимальных обязательных резервах, отчет об обязательствах банка по открытым кредитам и использованию кредитных линий и ежеквартально – отчеты о ссудах нефинансовым компаниям и заемщиках по крупным кредитам, годовые балансы. Банковская комиссия Франции проводит как дистанционный надзор, так и инспекционные проверки на местах. Интересно отметить, что предметом надзора является не только финансовое положение банка и системы управления рисками, но и соблюдение служащими банков профессиональной этики. В Бельгии проверка банков осуществляется фактически непрерывно специальными инспекторами, закрепленными за каждым банком.

Органы банковского надзора в большинстве стран работают в непосредственном контакте с частными аудиторскими фирмами, во многом полагаясь на их оценку, что существенно облегчает и ускоряет процедуру дистанционного надзора. Внешние аудиторы удостоверяют годовую отчетность, присылаемую банками в надзорные органы. В одних странах внешние аудиторы могут (как в Великобритании), а в других просто обязаны (как, например, в Нидерландах, Франции) немедленно информировать органы надзора о выявленных признаках вероятной неплатежеспособности или неликвидности банка или своем отказе по каким-либо причинам заверить его отчетность. Во многих странах регулярно проходят совещания представителей надзорных органов с независимыми частными аудиторами, осуществляющими аудит отчетности коммерческих банков.

Надзорные органы во всех странах наделены серьезными полномочиями для осуществления контроля за выполнением банками требований по устранению выявленных ими недостатков и применения мер надзорного реагирования при критическом состоянии банка. Диапазон мер воздействия определяется законодательством и зависит от заключения органов надзора о состоянии дел в банке. Во всех странах он достаточно широк и включает как мягкие предупредительные меры: письменное соглашение между надзорными органами и банком о преодолении выявленных проблем, гарантийное письмо банка контролирующему органу с признанием конкретных изъянов в своей деятельности и указанием путей их устранения, так и более жесткие меры принудительного характера: распоряжение об устранении недостатков, штрафные санкции, приказ о снятии с должности руководителей, передача банка под опеку, организация слияния или поглощения, лишение лицензии на проведение банковских операций и ликвидация банка.

К ликвидации банков прибегают только как к крайней мере, поскольку в подобном случае могут сильно пострадать вкладчики. Для того чтобы в какой-то степени защитить их интересы, во многих странах введено страхование банковских депозитов, являющееся одной из важных форм обеспечения стабильности банковской системы и необходимым элементом банковского регулирования. Система страхования (гарантирования) депозитов дополняет банковский надзор.

Страхование депозитов осуществляется с целью поддержания доверия к банкам путем недопущения паники вкладчиков. Частным вкладчикам трудно достоверно оценить платежеспособность отдельного банка. Они лишены возможности участвовать в контроле за деятельностью банков, которым доверяют свои сбережения. Поэтому частные вкладчики подвержены панике, при любых, даже незначительных, сомнениях в надежности банка они стремятся изъять деньги с банковских счетов. Паника вкладчиков заразительна, реальные проблемы одного или группы банков быстро вызывают реакцию недоверия у всех вкладчиков, они изымают депозиты не только из проблемных, но и из финансово устойчивых банков, чем провоцируют кризис ликвидности. Страхование вкладов призвано защитить интересы вкладчиков банка, предупредить панику и не допустить ее распространения на всю банковскую систему. Защита вкладчиков не является просто защитой потребителя, она представляет собой неотъемлемый элемент банковского регулирования, создающий условия для поддержания стабильности банковской системы.

Страхование вкладов является институциональной практикой, оно осуществляется специальными институтами. Страхование может быть обязательным или факультативным, его система может находиться в руках государства, но может быть и частной, при этом частная система страхования вкладов может дополнять государственную. Государственное страхование может носить договорной характер или быть имплицитным (неявным). В последнем случае, как правило, говорят не о системе страхования, а о системе гарантирования вкладов.

Основные параметры страхования варьируются в зависимости от избранной системы. Например, страховые взносы могут быть фиксированными (в процентах от суммы застрахованных вкладов) либо дифференцироваться в зависимости от степени надежности банка. Несмотря на то что первый способ менее эффективен, поскольку при фиксированных взносах надежные банки, по существу, покрывают убытки, допущенные проблемными банками, он получил наибольшее распространение в силу простоты и прозрачности.

Максимальная сумма застрахованного депозита устанавливается различными способами: в твердых суммах, процентах к капиталу банка, привязке к доле возмещения и др. В любой стране она ограничена, но разброс максимальной застрахованной суммы довольно широк. Доля возмещения вклада при банкротстве банка может быть единой либо зависеть от размера вклада. Размеры страхового возмещения и способы их расчета периодически пересматриваются таким образом, чтобы заинтересовать вкладчиков в выборе наиболее надежного банка и стимулировать развитие конкуренции на банковском рынке. Сроки и механизм выплаты страхового возмещения также отличаются большим разнообразием.

При любых подходах к построению систем страхования банковских вкладов они предусматривают применение профилактических мер к банкам, проводящим необоснованно рискованную политику, создающим угрозу интересам вкладчиков. Организации, управляющие системой страхования, наделяются определенными полномочиями но контролю за операциями и рисками, принимаемыми коммерческими банками.

Обеспечению стабильности банковских систем и бесперебойному функционированию платежных систем служит выполнение центральными банками функций кредитора последней инстанции.

Как кредитор последней инстанции центральный банк нейтрализует проблемы ликвидности, возникающие у банков. Если банк не в состоянии получить в достаточном объеме кредиты па межбанковском рынке, он прибегает к кредитам центрального банка, которые последний предоставляет по повышенным ставкам, сигнализируя при этом о необходимости усиления надзора за банком, испытывающим проблемы ликвидности. Центральные банки большинства западных стран исходят из того, что для кредитования банков в кризисной ситуации нельзя установить верхнюю планку, поэтому предоставляют национальным банкам достаточно крупные суммы кредитов для поддержания их краткосрочной ликвидности.

В период финансовой нестабильности центральные банки вынуждены компенсировать банкам в краткосрочном периоде отток депозитов, порожденный подрывом доверия к национальной банковской системе. Отказ от предоставления дополнительной ликвидности приведет к развитию системного банковского кризиса, а попытки ограничить или запретить изъятие депозитов из банков еще больше подорвут доверие к ним и вызовут дополнительные проблемы, которые могут носить затяжной характер. Вместе с тем желание центрального банка помочь коммерческим банкам путем предоставления краткосрочных кредитов для выравнивания ликвидности может повлиять на проводимую им денежную политику.

Не следует забывать, что даже в период кризиса банковской системы главной целью денежно-кредитной политики центрального банка остается сокращение темпов инфляции. Отказ от этой цели и расширение денежного предложения лишь временно камуфлируют финансовые проблемы банков. В условиях инфляции их платежеспособность повышается вследствие снижения реальной величины обязательств и стоимости проблемных активов. Но поскольку при этом уменьшается и реальная стоимость "хороших" активов, а спрос на новые кредиты возрастает, то улучшение платежеспособности может иметь лишь временный характер. Инфляция порождает финансовую нестабильность, снижая тем самым жизнеспособность и эффективность реальной экономики и, следовательно, ухудшает положение основных клиентов банка, что в итоге приводит к возникновению у них дополнительных финансовых проблем.

Таким образом, роль центрального банка как кредитора последней инстанции в обеспечении стабильности банковской системы внутренне противоречива. С одной стороны, предоставление банкам, оказавшимся в проблемной ситуации, краткосрочной ликвидности обеспечивает сохранение к ним (а косвенно и к другим банкам) доверия вкладчиков. С другой стороны, расширение кредитования банков, частично или полностью утративших платежеспособность, лишь временно скрывает их проблемы, давая возможность терпеть новые убытки. В связи с этим проблемным банкам центральные банки предоставляют свои кредиты либо под обеспечение, либо при наличии правительственной гарантии.

Тенденции развития банковского регулирования следует рассматривать с учетом взаимосвязей, существующих между стабильностью банковской системы и ее эффективностью. Невозможно добиться максимальной стабильности системы при ее максимальной эффективности. Снижение регулирующего воздействия на банковскую систему означает ослабление ее стабильности и одновременно повышение эффективности (рис. 14.1).

Развитие и широкое распространение мер банковского регулирования обычно связывают с кризисом 1930-х гг. Разработка и практическое претворение в жизнь комплекса регламентации банковской деятельности после 1930 г. привели к повышению стабильности банковских систем во всех странах, около 40 лет они не испытывали серьезных кризисов (Франция – более 35 лет, Япония – более 50 лет). До начала 1980-х гг. не было крупных банкротств банков и биржевых кризисов. Однако эффективность банковских систем при этом оставалась низкой, способы финансирования устарели и не соответствовали новому уровню экономического развития. В то же время внутренние затраты банковских систем (так называемые банковские маржи) были очень высоки.

Для повышения эффективности банковских систем необходимо было усилить свободную конкуренцию между банками, следовательно, ослабить регулирующее воздействие на них. Открытый и конкурентоспособный рынок капиталов демонстрирует всегда более высокую эффективность, чем рынок с высокой степенью государственного регулирования и количественными ограничениями для банков. В начале 1980-х гг. были приняты меры, направленные на дерегулирование банковских систем в большинстве развитых стран: отменены "потолки" процентных ставок на многие виды банковских вкладов и кредитов, ликвидированы границы, разделявшие различные виды банковской деятельности. Банки получили возможность проводить более широкий круг операций в области сбережений, жилищного кредитования,

Рис. 14.1. Взаимосвязь стабильности и эффективности банковской системы

операций с ценными бумагами. Были также изменены механизмы денежной политики, произошел отказ от количественных ограничений и установления лимитов кредитования, основным инструментом регулирования стали операции на открытом рынке. Большинство стран отказались от использования валютных ограничений, в результате чего возросло международное движение капитала, усилилась конкуренция на международном рынке. Распространение инструментов прямого финансирования (до середины 1980-х гг. они были характерны для американской экономики): коммерческих бумаг, депозитных сертификатов, новых видов облигаций, свободно обращающихся казначейских бон и т.п. – привело к расширению рынка ценных бумаг и появлению реальной альтернативы банковскому кредиту.

В результате развития конкуренции эффективность банковских систем повысилась, клиенты банков получили доступ к разнообразным источникам финансирования. Маржа банков и уровень комиссионных снизились. В настоящее время довольно часто по кредитам крупных клиентов банки работают с нулевой маржей, получая доходы от осуществления консультационных и комиссионных операций с этими клиентами. Одновременно с ростом эффективности снизилась стабильность банковских систем. По странам прокатилась волна банковских кризисов и банкротств, что вызвало необходимость изменить подходы к организации банковского регулирования.

Европейские страны предприняли попытку применить единые правила регулирования банковской деятельности, разработанные под эгидой созданного в 1974 г. Базельского комитета по банковскому надзору (далее – Базельский комитет). Свое название этот комитет получил ио месту нахождения его постоянно действующего Секретариата в г. Базеле (Швейцария). В состав Базельского комитета входят представители 12 развитых стран мира: Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии. Членами комитета являются высшие должностные лица центральных банков и других официальных надзорных органов стран. Комитет создан при непосредственном участии Банка международных расчетов, однако его структурным подразделением не является и функционирует автономно.

В 1997 г. Базельский комитет опубликовал документ "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора", в котором отражены современные подходы к банковскому регулированию и надзору в части управления банковскими рисками.

Разработанные Базельским комитетом 25 основных принципов надзора затрагивают все этапы жизненного цикла банков и всю систему взаимоотношений между ними и надзорными органами. Они сгруппированы в 7 разделов.

1. Цели, независимость, полномочия, траспарентность и сотрудничество органов банковского надзора – принцип 1.

2. Лицензирование и структура банков – принципы 2–5.

3. Пруденциальное регулирование и требования – принципы 6-18.

4. Методы текущего банковского надзора – принципы 19–21.

5. Бухгалтерский учет и раскрытие информации – принцип 22.

6. Полномочия органов надзора по корректировке деятельности банковских групп и исправлению ситуации – принцип 23.

7. Консолидированный и трансграничный банковский надзор – принципы 24–25.

В 1999 г. было опубликовано дополнение к этим принципам– Методология основных принципов, которое раскрывает критерии соответствия каждому из 25 принципов и служит для оценки национальных органов надзора, выявления уязвимых мест в системе банковского регулирования в отдельной стране.

В 2006 г. Базельский комитет опубликовал уточненные версии документов "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" и "Методология основополагающих принципов", которые отражают изменения в идеологии и практике банковского регулирования и банковского надзора, произошедшие с момента издания исходной версии.

В 2012 г. основные принципы эффективного банковского надзора были пересмотрены и дополнены четырьмя новыми: независимость, подотчетность, обеспечение ресурсами и правовая защита для органов надзора; сотрудничество и взаимодействие; корпоративное управление; финансовая отчетность и внешний аудит. Пересмотр принципов связан с проведением реформ, направленных на совершенствование регулирования деятельности банков с учетом уроков кризиса, в частности с внедрением Базель III "Общие регулятивные подходы к повышению устойчивости банков и банковского сектора". В соответствии с планом поэтапного внедрения новых регулятивных подходов, опубликованном в документах Базельского комитета, реформы будут проводиться в 2012–2018 гг. В России система банковского регулирования и надзора строится в соответствии с принципами эффективного банковского надзора и другими требованиями Базельского комитета.