Комитет по правам ребенка
Комитет по правам ребенка был образован в соответствии со ст. 43 Конвенции о нравах ребенка 1989 г.
Членство и организация работы
В Комитет входят 18 экспертов, действующих в личном качестве и избираемых тайным голосованием в ходе совещания стран - участниц Конвенции из числа граждан этих стран с учетом принципа справедливого географического распределения и представительства главных правовых систем. Члены Комитета должны обладать высокими нравственными качествами и признанной компетенцией в области, охватываемой Конвенцией. Каждое государство имеет право выдвинуть не более одного кандидата.
Члены Комитета избираются на четырехлетний срок и имеют право быть переизбранными при повторном выдвижении их кандидатур. В случае досрочного прекращения полномочий члена Комитета государство-участник, выдвинувшее данного члена Комитета, назначает другого эксперта из числа своих граждан на оставшийся срок при условии одобрения Комитетом.
Комитет избирает своих должностных лиц на двухлетний срок. В их число входят председатель, четыре его заместителя и докладчик.
Конвенция оставляет место проведения сессий на усмотрение Комитета. Их длительность определяется совещанием государств - участников Конвенции при условии одобрения Генеральной Ассамблеей ООН. Как правило, сессии продолжительностью по три недели каждая проводятся в Отделении ООН в Женеве три раза в год - в январе, мае и сентябре. С начала своей работы в 1991 г. по конец 2011 г. Комитет провел 58 сессий.
Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Комитета осуществляет Секретариат ООН. Генеральный секретарь предоставляет необходимый персонал и материальные средства для эффективного осуществления Комитетом своих функций в соответствии с Конвенцией.
Доклады о деятельности Комитета один раз в два года представляются Генеральной Ассамблее через посредство ЭКОСОС.
Государства - участники Конвенции обязуются представлять Комитету через Генерального секретаря ООН доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав. Рассмотрение докладов является основной функцией Комитета.
Первоначальный доклад представляется в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства-участника, впоследствии - через каждые пять лет. В докладах указываются факторы и затруднения (если таковые имеются), влияющие на степень выполнения обязательств по Конвенции. Доклады должны содержать информацию, достаточную для обеспечения полного понимания Комитетом действия Конвенции в подотчетной стране.
С учетом значительной загруженности программы работы Комитета предусмотрено представление сводных докладов (как правило, за два пятилетних периода).
Государства - участники факультативных протоколов к Конвенции (Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, вступивший в силу 18 января 2002 г., и Факультативный Протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, вступивший в силу 12 февраля 2002 г.) обязаны включать в свои доклады и информацию об исполнении положений протоколов. Если ратифицировавшее Протокол государство не является полноправным участником Конвенции (протоколы такую опцию предусматривают), оно препровождает Комитету доклад об исполнении положений Протокола раз в пять лет.
В случае если государство-участник регулярно не представляет доклады. Комитет может рассмотреть возможность обсуждения ситуации в нем на основе имеющихся сведений. О принятии такого решения Комитет информирует заинтересованное государство.
В соответствии с положениями Конвенции Комитет имеет право запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, касающуюся ее осуществления.
Первоначальное рассмотрение доклада проводится предсессионной рабочей группой Комитета на неформальном заседании, на которое могут быть приглашены представители органов и специализированных учреждений ООН, неправительственных организаций, экспертных кругов. Помимо собственно доклада рассматривается информация из альтернативных источников, в первую очередь из структур ООН и других договорных органов по правам человека.
По результатам неформального рассмотрения готовится список вопросов, который по дипломатическим каналам препровождается заинтересованному государству. Как правило, направление списка сопровождается просьбой представить ответы загодя, с тем чтобы они могли быть переведены на все официальные языки ООН.
Обсуждение докладов осуществляется в ходе интерактивного диалога с представителями подотчетного государства. По итогам этого обсуждения Комитет готовит заключительные замечания, которые по формату и характеру напоминают аналогичные замечания Комитета по правам человека и других договорных органов по правам человека.
ЮНИСЕФ и другие органы и специализированные учреждения ООН могут быть представлены при рассмотрении отдельных вопросов осуществления Конвенции, входящих в их компетенцию. Комитет вправе запрашивать у них экспертные заключения и препровождать доклады государств-участников, в которых содержится просьба о технической консультации или помощи или указывается на потребность в этом, а также (при наличии) замечания и предложения Комитета относительно подобных просьб или указаний.
Наряду с рассмотрением докладов Комитет выполняет и ряд других функций. Так, согласно Конвенции у него есть право своего рода "законодательной инициативы" в Генеральной Ассамблее. Комитет может рекомендовать Ассамблее предложить Генеральному секретарю провести от ее имени исследования по отдельным вопросам, касающимся прав ребенка. Кроме того, Комитет может вносить предложения и рекомендации общего характера, основанные на информации, которую он получает от государств и органов и специализированных учреждений ООН. Они препровождаются любому заинтересованному государству-участнику и сообщаются Генеральной Ассамблее наряду с замечаниями государств-участников, если таковые имеются.
Комитет по правам ребенка пока не рассматривает индивидуальных сообщений, не рассматривает жалоб, государств на невыполнение другими государствами положений Конвенции и не ведет расследований. Факультативный протокол к Конвенции, предусматривающий такие возможности, был разработан соответствующей рабочей группой Совета ООН по правам человека в 2010-2011 гг., без голосования одобрен пленумом Совета на его 17-й сессии и принят Генеральной Ассамблеей на ее 66-й сессии. После вступления Протокола в силу, для чего требуется ратификация или присоединение к нему 10 государств, Комитет будет наделен этими полномочиями.
С частотой примерно раз в год Комитет проводит однодневную общую дискуссию. Она носит открытый характер: приглашаются представители государств, органов и специализированных учреждений ООН, неправительственных организаций, научного и экспертного сообщества, а также дети. Обычно обсуждается какой-либо тематический вопрос, связанный с применением положений Конвенции в определенных обстоятельствах или в отношении определенной категории детей. Всего Комитет провел 19 таких дискуссий.
Как и другие договорные органы. Комитет по правам ребенка принимает замечания общего порядка, которые толкуют и развивают положения Конвенции (всего их пока 13). Кроме них, у Комитета есть и другая форма работы - решения. Обычно они касаются процедурных вопросов (сроки представления докладов, их формат, порядок заседаний), но ряд решений содержит и предметные рекомендации государствам и органам ООН относительно исполнения отдельных положений Конвенции.