Комитеты по этике
Разработка этических кодексов и контроль за реализацией их требований осуществляется создаваемыми для этих целей комиссиями, комитетами и др., в функции которых входит:
• разработка и внесение на утверждение руководства проекта кодекса служебного поведения работников организации;
• разработка мер по реализации требований кодекса;
• анализ и переработка действующего кодекса на основе ежегодных отчетов и в зависимости от изменений внешней среды организации и мнения общественности;
• доведение до сотрудников организации его требований;
• консультирование работников организации по этическим вопросам и вопросам исполнения требований кодекса;
• контроль за реализацией требований кодекса в повседневном поведении сотрудников;
• составление отчетов о деятельности комиссии (комитета);
• рассмотрение жалоб граждан" связанных с нарушениями норм профессиональной этики гражданских служащих;
• участие членов комиссии в работе аттестационной, конкурсной комиссии.
В некоторых организациях (чаще коммерческих) пошли по другому пути: там нанимают соответствующего специалиста, называемого адвокатом по этике. В его функции входит выработка суждений по этическим вопросам, связанным с деятельностью организации, а также выполнение роли "социальной совести" организации.
Тренинг
Одним из механизмов формирования должной морали, широко используемых в бизнесе зарубежных стран, является управленческий этический тренинг.
Этический тренинг — своеобразные этические модули, которые включаются в общую программу подготовки управленческих работников, способствуя практическому использованию этических знаний в процессе принятия управленческих решений.
В программах учебного тренинга широко используются видеоматериалы, ролевые игры, реальные факты из свежей прессы, игра в "товарищеский суд", обсуждение нравственных проблем в форме конференции, семинара и др.
Социальный аудит
Эффективным механизмом оценки степени освоения гражданскими служащими этических знаний, их реализации в служебном поведении и степени его соответствия общественным ожиданиям является социальный аудит.
Социальный аудит — одна из форм внедрения в корпоративную практику этических требований, разработанная два-три десятилетия назад и достаточно широко используемая сегодня в сфере бизнеса.
Социальный аудит предназначен для проверки и подготовки информации о том, в какой степени действия организации соответствуют ожиданиям общества. Его можно использовать и для внутреннего контроля за степенью этичности поведения и действий кадрового корпуса, за выполнением требований этического кодекса. С его помощью можно осуществлять проверку и информировать общественность о том, в какой степени деятельность государственных служащих соответствует социальным ожиданиям и этическим стандартам. По мнению специалистов, социальный аудит является не только механизмом контроля, но и способом развить и усилить восприимчивость служащих к проблемам этики, поэтому при его проведении необходимо создать все условия для открытого обсуждения и диалога.
В России социальный аудит, несмотря на его очевидную полезность как для развития организации, так и для общественного блага, пока не получил должного развития. Организации пользуются им в основном для внутренних нужд, причем из них только пятая часть делает результаты проверки достоянием общественности.
Специальные службы но урегулированию этических претензий. Указанные службы — еще один из механизмов, используемых в сфере бизнеса для решения этических проблем в организации. Обычно работники этих служб рассматривают жалобы по этическим вопросам, поступающие как со стороны, так и от работающих в данной организации.
В ряде компаний решение задачи урегулирования этических коллизий берет на себя служба горячей линии.
Например, служба горячей линии "Пэсифик Белл" получает около 1200 звонков в год, "Сандстренд Корпорэйшн" — до 1500, из них 400 обращения служащих за советом по конкретной этической ситуации. В "Техас Инструменте" есть E-mail по проблемам деловой этики — международный канат, позволяющий, например, служащему Гонконга связаться с центральным офисом фирмы в США в случае возникновения этической проблемы[1]. Правда, этот механизм довольно редко используется в сфере бизнеса.
Чаще для решения этических коллизий назначается специальный работник — советник по решению этических коллизий (ethical ombudspersori), в функции которого входит постоянная работа по поддержанию морального климата в организации, проведение этических программ, тренингов и пр.
Последнее десятилетие показало, что данный опыт сферы бизнеса успешно перенесен в государственную службу многих стран.