Комбинированные методы оценки
Метод эталона заключается в сравнении оцениваемых с реальным лицом, наилучшим по тем или иным критериям, либо образом идеального сотрудника ("профилем идеального сотрудника") (табл. 3.15).
Таблица 3.15
Фрагмент оценки методом эталона менеджера по продажам
|
Результаты лучшего сотрудника отдела продаж за месяц |
Результаты Иванова А. Ю. за месяц |
|
Объем продаж за месяц – 100 тыс. руб. |
140 тыс. руб. |
|
Жалобы клиентов – 1 жалоба |
0 жалоб |
|
Привлечение новых клиентов за месяц – 10 клиентов |
3 клиента |
Метод удобно использовать на предприятиях, где применяются элементы соревнования для определения лучшего сотрудника месяца или лучшего по профессии; при рассмотрении вопроса о повышении работника по службе. И хотя метод прост в применении, он не обеспечивает возможность учета многих личностных особенностей оцениваемых сотрудников.
Метод шкалирования
Метод шкалирования подразумевает использование специально разработанных шкал (как правило, это нумерационные, номинальные и описательные шкалы). Шкалы делят также на двухбалльную ("удовлетворительно" и "неудовлетворительно"), трехбалльную ("ниже ожиданий компании", "соответствует ожиданиям компании", "превышает ожидания компании"), четырехбалльную, пятибалльную и далее (чаще всего максимальная оценочная шкала состоит из десяти делений).
Нумерационная шкала содержит оценки, обозначенные цифрами (например, от 1 до 5 или от 1 до 10). Каждой цифре соответствует определенное значение (например, "5" – очень высокий уровень, "4" – высокий уровень, "3" – средний уровень "2" – уровень ниже среднего; "1" – неприемлемый уровень) (табл. 3.16). Бывают шкалы, направленные как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
Таблица 3.16
Фрагмент оценочного листа с использованием нумерационной шкалы для оценки нового руководителя
|
№ |
Показатель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Профессиональные качества |
|||||
|
Уровень профессионализма |
||||||
|
2 |
Готовность принимать новое в работе |
|||||
|
3 |
Внимательное отношение к подчиненным |
|||||
|
4 |
Чувство ответственности |
|||||
|
5 |
Трудолюбие |
|||||
|
1 |
Личностные качества |
|||||
|
Способность найти контакт с любым сотрудником |
||||||
|
2 |
Принципиальность в работе |
|||||
|
3 |
Личностный авторитет |
|||||
|
4 |
Вежливость |
|||||
|
5 |
Выдержанность |
|||||
|
Итого баллов |
||||||
Номинальная шкала представляет собой шкалу с примерными вариантами делений, такими как: а) "очень хорошо", "хорошо", "удовлетворительно", "плохо"; б) "постоянно", "часто", "иногда", "редко", "никогда"; в) "преимущественно средне", "ниже среднего", "выше среднего". Описательная шкала оценки подразумевает описание каждого из делений шкалы (например, по критерию оценки "быстрота работы" шкалы описывают: "работает очень быстро", "работает быстро", "работает равномерно" и т.д.) (табл. 3.17).
Таблица 3.17
Фрагмент оценочного листа секретаря с использованием описательной шкалы для оценки нового руководителя
|
№ |
Показатель оценки |
Намного превосходит требования |
Превосходит требования |
Соответствует требованиям |
Соответствует некоторым требованиям |
Не соответствует требованиям |
|
1 |
Индивидуальные особенности работы: ответственность, надежность, преданность |
|||||
|
Умение организовывать и планировать |
||||||
|
Решение проблем (обоснованность мнения), инициативность |
||||||
|
2 |
Межличностное взаимодействие: письменные и устные коммуникации |
|||||
|
Обслуживание клиентов |
||||||
|
Адаптивность |
Чаще описательные шкалы используются в другой разновидности метода шкалирования, являющейся более усовершенствованной его формой. Это метод рейтинговых шкал оценок, посредством которого определяют различные уровни эффективности выполнения работы или владения навыком, и каждому из этих уровней сопоставляется определенный балл. Таким образом можно оценивать результаты работы сотрудника, степень достижения поставленных индивидуальных целей, владения каким-либо навыком, а также деловые качества оцениваемого работника. В ходе измерения оценки разрабатывается специальная шкала, которая предполагает использование определенной оценочной формы (табл. 3.18).
Таблица 3.18
Пример рейтинговой шкалы оценки производительности труда сотрудника[1]
|
5 |
Работает очень быстро. Очень расторопен. Постоянно без большой спешки делает максимально возможное количество работы |
|
4 |
Работает быстро. Расторопен. Делает без большой спешки большое количество работы |
|
3 |
Работает равномерно. Как правило, делает тот объем работы, который достигается в среднем |
|
2 |
Работает медленно. На все дела затрачивает больше времени, чем обычно для этого требуется. Не достигается средняя производительность |
|
1 |
Работает очень медленно, практически ничто не продвигается вперед. Далек от достижения ожидаемой производительности |
Метод шкалирования достаточно прост в использовании, не требует крупных материальных или временных затрат. Однако часто трудностью и ошибкой в его применении является наличие неясных формулировок в шкалах. Для достижения большей результативности оценки необходимо избегать неясных норм, т.е. оценок в выражениях "отлично", "хорошо", "плохо", так как эксперты по-разному воспринимают эти шкалы и могут дать спою собственную интерпретацию (табл. 3.19).
Таблица 3.19
Графическая шкала оценки с нечеткими нормами[2]
|
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Плохо |
|
|
Качество работы |
||||
|
Количество работы |
||||
|
Изобретательность |
||||
|
Честность |
Для устранения главной проблемы при использовании метода шкалирования (неопределенность при выборе оценок) можно предварительно описывать каждую градацию шкалы и предоставлять бланки описаний оценки каждому эксперту.
Решением проблемы двусмысленности трактовки "средних" шкал может быть использование четырех-пяти балльных шкал. Важно поставить под сомнение оценку "3" в пятибалльной шкале и другие "средние" оценки в иных шкалах, так как подобные оценки не дают точной информации и не способствуют получению максимально объективной информации о сотруднике и его работе в компании.
Кроме того, для достижения наибольшей эффективности метода шкалирования оцениваемые характеристики в оценочных шкалах должны соотноситься с ОГЛАВЛЕНИЕм и ключевыми показателями, определяющими эффективность профессиональной деятельности работников; каждый пункт (градация) шкалы должен быть кратким, однозначным и соответствовать оцениваемому показателю; показатели должны быть сбалансированы и не смещаться к одному полюсу (в негативную или позитивную сторону); используемые шкалы должны охватывать весь спектр возможных показателей эффективности[3].