Комбинации конкурентного и инновационного типов поведения в российских оборонных предприятиях
Российская экономика сможет занять достойное место в мировом хозяйстве лишь тогда, когда в стране сформируется круг мощных конкурентоспособных, глобальных компаний,
которые в состоянии на равных соперничать с ведущими мировыми фирмами. При этом внимание обращено главным образом на предприятия оборонного комплекса России.
Предприятиям-виолентам присущи две зоны конкуренции: производство традиционной продукции и инновационная стратегия — производство новой продукции (табл.7).
Таблица 7. Типология конкурентных стратегий оборонных компаний-виолентов
Зона конкуренции |
Способ конкуренции |
Метод реализации способа конкуренции |
Основной эффект в конкурентной борьбе |
Производство традиционной продукции |
Экономия на издержках |
Горизонтальная интеграция |
Реализация положительного эффекта масштаба |
Инновационный подход: разработка новой продукции |
Дифференциация продукции и технологий |
Вертикальная интеграция и диверсификация |
Реализация синергического эффекта в результате объединения технологических потенциалов разных фирм |
Виоленты должны ориентироваться на рынки массового спроса, на которые поставляется стандартизованная продукция. Большое значение для обеспечения конкурентных преимуществ имеет снижение издержек за счет эффекта масштаба и посредством формирования спросовых предпочтений потребителей благодаря рекламным кампаниям. Наконец, фирме-виоленту нужно иметь прочную репутацию в финансово-банковских кругах, позволяющую вести агрессивную инвестиционную политику (непрерывные вложения в НИОКР, покупка компаний-конкурентов и субподрядчиков и т.д.).
Зона сосредоточения компаний-патиентов в оборонном комплексе России — это многочисленные предприятия, производящие готовые узлы и комплектующие для конечных военных систем или вспомогательные управляющие устройства в области информатики, связи, навигации и т.д.
Стратегия дифференциации продукции и рыночных сегментов (ниш)
Производственная специфика данных отраслей предопределяет широкие возможности нишевой специализации производителей. Из трех факторов дифференциации продукта (качество, сервис, реклама) российские патиенты преуспевают только в первом. Именно обладание уникальными технологическими новинками при умелой коммерциализации позволяет оборонным компаниям занять заметные конкурентные позиции на мировом рынке.
Новаторская стратегия
Оборонный комплекс является непосредственным инкубатором по выращиванию фирм-эксплерентов. Даже спустя 10 лет после начала конверсии оборонные предприятия просто начинены различными технологическими разработками, вполне пригодными для того, чтобы революционизировать многие отрасли производства. К сожалению, управление инновационным процессом коммерциализации имеющихся у нас высокопрогрессивных технологий отличается низкой эффективностью как на микро-, так и особенно на макроэкономическом (государственном) уровне.
Стратегия мелких фирм
Коммутантная стратегия изначально неадекватна научно-производственному и маркетинговому потенциалу оборонных компаний, ибо они предназначены для работы на общенациональном и глобальном рынках. Адаптация к локальным потребностям мелкого рынка, готовность к быстрой смене деятельности у оборонных компаний не самая высокая, поскольку они отягощены крупными производственными фондами, солидными базовыми технологиями, весьма специализированной рабочей силой и т.д. Однако масштабные конверсионные преобразования на многих предприятиях оборонного комплекса и трансформация рынков под влиянием современного НТП открывают перед бывшими оборонщиками перспективы выживания именно на пути подстраивания под конкретный локальный спрос. Например, рынок телефонной связи из единого "проволочного" превращается в глобальный телекоммуникационный. При этом определенные сегменты данного глобального рынка, например, рынок местной радиосвязи, могут с успехом осваиваться конверсионными предприятиями.
Своеобразная форма коммутантной рыночной стратегии возникает тогда, когда оборонные предприятия адаптируют импортные технологии к конкретным местным или отраслевым потребностям. Здесь локальный рынок является региональным или отраслевым сегментом глобального рынка высокотехнологической продукции и услуг.
Комбинация стратегий
Российским инновационным предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя весь набор стратегий. По своей основной тематике они в основном патиенты, так как занимают узкоспециализированную нишу и не в состоянии массово тиражировать свои новые продукты в силу ограниченного спроса. По своим многочисленным уникальным разработкам они эксплеренты, так как в состоянии лишь довести свои новинки лишь до стадии опытного и мелкосерийного изготовления. В силу того, что для выживания приходится заниматься удовлетворением локальных региональных или муниципальных потребностей, а также оказанием различного рода услуг, оборонные предприятия осуществляют стратегию коммутантов.