Коллизионные нормы международного транспортного права
Как уже отмечалось, коллизионная норма определяет, право какого государства должно быть применено к конкретному транспортному частноправовому отношению, осложненному иностранным элементом. Главная особенность такой нормы состоит в том, что как отсылочная норма она не регулирует конкретные правоотношения, а лишь указывает на правовой источник, в котором они находят регламентацию.
Коллизионные нормы в области международных перевозок могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, в зависимости от источников, в которых закреплены коллизионные нормы, они делятся на нормы, закрепленные в международных источниках (конвенциях и соглашениях), и нормы, закрепленные в национальных источниках. Необходимо отметить неравномерность закрепления коллизионных норм в рамках каждой из указанных групп источников. Что касается международных источников, то наиболее широко они представлены в международных конвенциях и соглашениях, регулирующих железнодорожные перевозки.
Относительно же национальных источников, то здесь на первый план выдвигаются нормативные правовые акты, регулирующие морские перевозки. Как уже отмечалось, в КТМ РФ имеется специальная гл. XXVI "Применимое право", содержащая систему коллизионных норм.
Критерий формы выражения воли законодателя позволяет классифицировать коллизионные нормы на императивные, диспозитивные и альтернативные. Императивными являются коллизионные нормы, содержащие категоричные предписания относительно выбора права, которые не могут быть изменены по желанию сторон транспортных правоотношений. Примером такой нормы может служить положение п. 1 ст. 419 КТМ РФ. Согласно этому пункту в случаях, если все лица, интересы которых затронуты общей аварией, принадлежат к одному и тому же государству, применяется закон данного государства. Очевидно, в данной конкретной ситуации исключается усмотрение сторон в выборе права, напротив, закрепляется безоговорочность применения права соответствующего государства.
Диспозитивная коллизионная норма – это такая норма, которая, закрепляя общее правило о выборе права, предоставляет сторонам транспортных правоотношений возможность отказаться от него, заменив другим правилом. Внешним отличительным признаком диспозитивной коллизионной нормы является использование в ее тексте таких словосочетаний, как "стороны могут применить...", "если иное не установлено соглашением сторон".
К альтернативной коллизионной норме относится норма, предусматривающая несколько вариантов выбора права для конкретного транспортного правоотношения. В качестве примера можно привести закрепленную в ст. 15 КПВВ норму о подсудности споров, возникших в связи с перевозкой. В соответствии с этой нормой истец может по своему выбору обратиться, помимо компетентных судов участвующих в Конвенции государств, назначенных сторонами с общего согласия, к судам государства, на территории которого находится:
а) главная контора ответчика, его обычное местожительство или контора, при посредстве которой был заключен договор перевозки;
б) место, где был причинен ущерб;
в) место отправления или назначения, и может обратиться лишь к этим судам.
Как следует из текста приведенной нормы, она предусматривает помимо обращения в компетентные суды участвующих в Конвенции государств еще три альтернативные привязки, любую из которых истец вправе применить.
Еще одна классификационная система коллизионных норм может быть выведена исходя из формы коллизионной привязки. Этот критерий позволяет подразделить коллизионные нормы на односторонние и двусторонние. Данная классификация имеет важное практическое значение.
Односторонняя коллизионная норма – это норма, содержащая привязку к праву определенной страны. Обычно односторонняя коллизионная норма содержится в национальных источниках и указывает на применение права своей страны. Так, в п. 2 ст. 420 КТМ РФ закреплена норма, в соответствии с которой, если столкновение судов произошло в открытом море и спор рассматривается в Российской Федерации, к возникшим отношениям применяются правила гл. XVII КТМ РФ.
Из приведенного положения следует, что привязка прямо указывает на применение российского источника, и поэтому коллизионная норма является односторонней.
Двусторонняя коллизионная норма – это такая норма, привязка которой не называет право конкретного государства, а формулирует общий признак (правило), используя который можно выбрать соответствующее право.
Двусторонние коллизионные нормы наиболее часто встречаются в международных транспортных источниках.
Привязка двусторонней коллизионной нормы именуется формулой прикрепления.
Следует отметить, что именно применение формулы прикрепления к определенной ситуации означает выбор права того государства, которое компетентно регулировать соответствующие транспортные правоотношения, указанные в двусторонней коллизионной норме.
Каждое государство имеет свое коллизионное право, поэтому существуют весьма разнообразные и многочисленные коллизионные привязки. Вместе с тем процесс международно-правовой унификации норм, в том числе коллизионных, применяемых при перевозках, привел к тому, что указанные нормы строятся на общих типовых правилах. Эти правила именуются коллизионными принципами, или типами коллизионных привязок.
Сложившаяся практика их применения позволяет выделить следующие типы коллизионных привязок в транспортных правоотношениях:
– закон страны отправления;
– закон страны прибытия;
– закон страны следования;
– закон страны заключения договора;
– закон юридического лица (перевозчика);
– закон страны происшествия;
– закон флага;
– закон суда;
– закон стороны, признающей претензию.
Рассмотрим каждый из них.