Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора
Согласно ст. 398 ТК забастовка – это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Забастовка представляет собой один из способов разрешения коллективного трудового спора, следовательно, забастовка может быть объявлена, когда исчерпаны иные, предусмотренные законом способы разрешения спора. Основаниями для объявления забастовки являются:
1) случаи, когда примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;
2) случаи, когда работодатель (его представители) или представители работодателей:
а) нс выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (ст. 408 ТК);
в) не исполняют решение трудового арбитража.
Исключение составляют случаи, когда в соответствии с ст. 413 ТК в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.
Объявление забастовки начинается с принятия решения об объявлении забастовки, которое принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.
Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профсоюзом (объединением профсоюзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.
В решении об объявлении забастовки указываются:
1) перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
2) дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников; при этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;
3) наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
4) предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.
Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном ст. 401 ТК.
Действующее российское законодательство предусматривает два вида забастовок: предупредительная и основная.
Предупредительная забастовка может быть проведена однократно в течение одного часа. Проведение такой забастовки зависит от продолжительности рассмотрения коллективного трудового спора в примирительной комиссии и уровня социального партнерства. Так, при разрешении спора на локальном уровне социального партнерства, проведение забастовки допускается после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня. При рассмотрении спора на иных уровнях социального партнерства – после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. При проведении предупредительной забастовки возглавляющий ее орган обеспечивает минимум необходимых работ (услуг).
О начале предстоящей основной забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней.
В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжать разрешение этого спора путем проведения переговоров. В случае если такие переговоры заканчиваются заключением соглашения об урегулировании коллективного трудового спора, то забастовка прекращается.
Одной из важнейших обязанностей работников в ходе проведения забастовки является обеспечение минимума необходимых работ (услуг), представляющий собой перечень работ, которые должны выполняться в период забастовки с тем, чтобы предотвратить причинение вреда жизни и здоровью, безопасности людей и жизненно важным интересам общества.
Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) должен быть определен Правительством РФ.
При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения работниками и их представительным органом соответствующих требований.
Закрепляя право работников на проведение забастовки, законодатель предусмотрел и возможность его ограничения. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ и ст. 413 ТК являются незаконными и не допускаются забастовки:
1) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
2) в органах и организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях) Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно- спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
3) в правоохранительных органах;
4) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
5) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Право на забастовку может быть ограничено только федеральными законами. Так, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает, что государственные служащие не вправе принимать участие в забастовках. Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК.
Решение о признании забастовки незаконной принимается судами субъектов РФ по заявлению работодателя или прокурора.