Коллективный труд и общение

Большинство современных антропологов сходятся в том, что превращение животного стада в человеческое общество происходило, прежде всего, на основе коллективной деятельности пралюдей поначалу неосознанно. Затем все более целенаправленно преобразовывались природные объекты с целью повышения эффективности своего воздействия на окружающую среду.

Трудовая деятельность древних людей обусловила постоянное употребление ими природных предметов в качестве орудий и инструментов, повышающих эффективность осуществляемых операций. Множество попыток обрабатывать камни и палки привели к появлению нового вида деятельности – специальному изготовлению предметов-орудий, которые отсутствовали в окружающей среде. Одним из важнейших следствий этого стало разделение трудовых операций, осуществляемых первобытными людьми, на различные виды, что способствовало становлению индивидуального сознания, поскольку разные члены сообщества оказывались носителями разных умений.

Подобное разделение потребовало развития средств общения наших предков между собой. Ведь действия каждого индивида, направленные на достижение конкретной цели, чаще всего не имели смысла в отрыве от усилий остальных. Кроме того, коллективный труд может растягиваться на значительные промежутки времени и, чтобы не потерять из виду конечную цель, необходимо постоянно соотносить собственные частные действия с действиями соплеменников, а также с ожидаемым конечным результатом.

Внутренний мир древнего человека становился все более сложным, поэтому передавать приобретаемые знания посредством простых звуковых наборов, мимических и жестовых средств становилось все более затруднительно. Могли ли наши предки создавать гигантские постройки, поражающие воображение сегодняшних людей, без взаимопонимания, без явного осознания общей цели? Успешная коллективная деятельность возможна лишь там, где имеются достаточно эффективные средства достижения взаимопонимания между людьми.

Таким средством стал язык и основанное на нем речевое общение. Возникшая на основе коллективной трудовой деятельности человеческая речь стала важнейшим средством общения благодаря тому, что предметы и действия закреплялись в сознании людей в виде имен, обозначавших все, что привлекало внимание человека. Усиление мыслительной активности древнего человека способствовало и развитию мозга. В результате формировалось индивидуальное поведение людей, включенное в общую систему коллективного действия. Речь позволяла более эффективно упорядочивать совместную деятельность и обеспечила дальнейшее развитие индивидуального сознания.

Социокультурные факторы регуляции человеческого поведения

Благодаря тому, что члены первобытной общины все больше внимания обращали не на предметы, а на замещающие их знаковые средства (в первую очередь на слова – имена вещей), происходило постепенное вытеснение природных регуляторов человеческого поведения качественно иными. Отныне изменения человека стали определяться не только природными условиями, по и особенностями социального бытия людей. Совместный труд и членораздельная речь стали факторами, способствующими возникновению особого вида живых существ, каким и стали люди.

На развитие речевого общения существенно повлияла и необходимость постоянно подавлять рецидивы животного поведения (что достигалось с помощью "табу" – всевозможных запретов на определенные действия или виды пищи). Колдуны и шаманы, способные воздействовать па своих соплеменников таким образом, чтобы направлять их разрозненные усилия па достижения общей цели, были источником ограничений, препятствующих реализации членами первобытной общины привычных биологических форм поведения. Подобные запреты вызывали психологический шок, определявший качественную перестройку человеческого отношения к своему бытию в мире. Генетические программы вытеснялись внебиологическими регуляторами, определявшими жизнь нового сообщества.

Одним из наиболее давних механизмов регулирования человеческого поведения становится моральный запрет. Мораль определяется как совокупность духовных ценностей, определяющих поведение человека в обществе. Люди, принадлежащие к одной общине, руководствуются общими нормами и, совершая конкретные поступки, оценивают их по степени соответствия установленным нормам.

Если индивид ведет себя в соответствии с принятыми в данном обществе установками, его поведение оценивается как нравственное, в противном случае он характеризуется как безнравственное существо. Важная особенность действия моральных регуляторов связана с тем, что такая оценка может осуществляться как "извне", со стороны других людей, так и "изнутри", т.е. с позиции самого индивида, анализирующего свои действия (в случае подобной самооценки особое значение приобретает такая способность личности, как совесть).

И внешняя, и внутренняя оценки опираются на общее для всех членов данного общества представление о сущности добра и зла. Осознанно принимая существующую систему ценностей, индивид подавляет проявления чисто стихийного (инстинктивного) начала и тем самым реализует себя в качестве "человека разумного", ответственного за результаты своих действий. Закрепляясь в обычаях, традициях, привычках моральные нормы не обязательно получают официально документированное выражение и сохраняются в общественном сознании в качестве общего критерия нравственности, обусловливающего восприятие действий отдельных людей или групп с точки зрения не только того, как есть, но главным образом того, как должно быть.

Уже на ранних стадиях человеческой истории возникает религия, под которой обычно понимают специфическое отношение к окружающей действительности, основанное на вере в существование высшей сверхприродной силыБога,– создавшего мир и контролирующего его бытие. Контроль этот выражался в предъявлении человеку совокупности норм-образцов, предписывающих ему поведение, соответствующее установленным правилам. Для представительства этой высшей силы на Земле сложилось специальное учреждение – церковь.

Объединяя последователей какой-либо религии, церковь делит верующих на две группы: духовенство и мирян (рядовых верующих). Церковь представляет собой организацию, регулирующую межчеловеческие связи внутри коллектива верующих, а также определяющую отношение этого коллектива к представителям других религий или атеистам. Построенная по иерархическому принципу и управляемая централизованно, церковь является высшим авторитетом для всех верующих.

Религиозное мировоззрение объединяет его носителей на основе специальных священных текстов, в которых излагается ОГЛАВЛЕНИЕ соответствующих догматов. И если изначально религии возникали на основе этнической общности, выражая общее для каждого племени отношение к жизни, то впоследствии сложились так называемые мировые религии, к которым относят буддизм (возникший в VI–V вв. до н.э.), христианство (I в. н.э.) и ислам (VII в. н.э.). У каждой из этих конфессий (вероисповеданий) существует свой священный текст. Для христиан, например, таким текстом является Библия, для мусульман – Коран.

Религия является мощным регулятором общественных отношений, поскольку для объединения единоверцев в единую общину использует не только рациональные средства, но и затрагивает более глубинные стороны человеческой души – эмоциональные переживания. Верующих соединяет общее чувство любви к Богу, в результате чего каждый из них испытывает ощущение собственной защищенности от невзгод, с которыми сталкивается в повседневной жизни. Участие в коллективных обрядах и ритуалах, общих молитвах способствует укреплению веры в то, что Бог заботится о тех, кто выполняет установленные требования, и наказывает грешников, нарушающих его законы. Благодаря этому, считают религиозные люди, в мире сохраняется справедливость, обеспечивающая всеобщий порядок.

Если мораль служит средством объединения всех представителей какого-то определенного этноса, то религия направлена на обеспечение связей лишь между теми, кто разделяет веру в единого Бога, даже если они и не принадлежат кровно к одному и тому же народу. Поэтому здесь действуют более жесткие формы контроля, способствующие надежному отделению "своих" от "чужих". Довольно часто это ведет к противопоставлению верующими себя тем, кто исповедует другую религию. Так, при контакте представителей разных конфессий случается, что принятые человеком нравственные установки имеют для него силу только по отношению к тем, кого он считает "своим".

К религии и морали примыкает искусство, создающее систему образов, передающих внешний и внутренний мир человека, и тем самым также выполняет регулятивную функцию в обществе. Мир художественных произведений пополняет непосредственный жизненный опыт личности, задает систему образов и символов, позволяющих ориентироваться в общественной жизни, личных предпочтениях.

И мораль, и религия, и искусство оформились задолго до того, как возник такой тип социальной организации, как государство. Распад родового общества, разрушение системы кровнородственных связей, регулировавших отношения между людьми на протяжении тысячелетий, породили необходимость создания новых средств и способов, обеспечивающих надежный характер социальной организации в новых исторических условиях. Важнейшим из таких средств стало государство, в котором процессы управления взаимодействиями людей и отношениями между различными социальными группами строятся на основе использования определенных установок, законодательно устанавливающих допустимые формы поведения человека в обществе.

Система таких установок, регулирующих взаимоотношения человека и общества, называется правом. Право есть совокупность принципов и норм человеческого поведения, определяемая и поддерживаемая государством. Эти правила сформулированы в виде законов, за выполнением которых следят специальные государственные учреждения (полиция, прокуратура, суд). В этом существенное отличие регулятивной функции права от морали, установки которой не всегда фиксируются в специальных документах.