Количественные методы оценки
Ранжирование – наиболее простой с технической точки зрения метод оценки персонала, согласно которому сравниваются результаты работы сотрудников, а затем оцениваемые ранжируются от лучшего к худшему или наоборот. Методы ранжирования дают возможность проводить сравнение работников друг с другом, а не только с установленным стандартом или нормативом. Они просты в использовании и позволяют легко разделить эффективных и неэффективных работников для принятия дальнейших организационных решений (увольнение, перемещение, изменения в заработной плате).
Существует несколько типов ранжирования, каждое из которых различается особенностями технологии.
Прямое ранжирование основывается на ранжировании работников специалистом по оценке по определенному показателю от худшего к лучшему, а также используется в случае оценки работников одновременно по нескольким показателям с последующим сведением результатов в специальные таблицы (табл. 3.6).
Таблица 3.6
Пример прямого ранжирования по нескольким показателям[1]
ФИО работника |
Оцениваемые показатели |
||||
Дисциплина |
Ответственность |
Самостоятельность |
Производительность |
Итого |
|
Гузеев Е. Ф. |
5 |
4 |
5 |
3 |
17 |
Абрамов В. И. |
4 |
3 |
4 |
4 |
15 |
Волков И. Г. |
3 |
2 |
3 |
1 |
9 |
Силаев Ю. М. |
2 |
1 |
2 |
2 |
7 |
Кондрашов А. Н. |
1 |
5 |
1 |
5 |
12 |
В случае чередующегося ранжирования при оценке по выбранному критерию фамилии работников заносятся в левую часть бланка ранжирования. Руководитель выбирает лучшего работника из списка по определенному критерию, зачеркивает его фамилию с левой стороны и записывает ее первой по порядку с правой стороны листа; затем выбирает наименее ценного работника, зачеркивает его фамилию и пишет ее последней с правой стороны.
Метод альтернативного ранжирования представляет собой ранжирование работающих от лучшего к худшему по определенной характеристике. Эксперт составляет список работников, которых необходимо оценить. В шкале для альтернативного ранжирования указывают сначала работников, получивших наиболее высокую и наиболее низкую оценки, а затем остальных работников из списка располагают среди них (см. пример). Метод альтернативного ранжирования в ряде источников назван агрегированными классификациями и отнесен к методу классификации (распределение работников поочередно от лучшего к худшему по одному общему критерию).
Шкала альтернативного ранжирования
По характеристике_________
Вам следует указать всех оцениваемых работников по данной характеристике. Под номером 1 укажите работника с высшей оценкой, иод номером 20 – с низшей. Затем следующего но успеваемости работника расположите под цифрой 2, следующего с низшей оценкой – под номером 19 и т.д.
Работник с высшей оценкой
Работник с низшей оценкой
Источник: Десслер Г. Управление персоналом. М.: Бином, Лаборатория знаний, 2004. С. 339.
Парное сравнение основывается на том, что деятельность каждого сотрудника поочередно сравнивается с деятельностью другого сотрудника. Схема такого вида ранжирования заключается в размещении имен работников в специальные карточки, часто называемые "матрицами парных сравнений" (рис. 3.2), и сравнении их попарно с установленным критерием. Если деятельность сотрудника лучше, чем деятельность того, с кем сравнивают, он получает "1", если хуже, то "0". Затем подсчитывается число раз, когда работник был лучшим в паре, и на этом основании выводится рейтинг оцениваемых сотрудников.
Рис. 3.2. Матрица парных сравнений
Однако использование парного сравнения становится слишком громоздким, когда оценивается большое количество работников (которое определяется по формуле N = = п (п – 1) / 2, где N – количество сравнений, ал – число работников). Так, для сравнения 10 работников надо произвести 45 сравнений, а для сравнения 15 сотрудников – уже 105 и т.д.[2]
Таким образом, методы ранжирования пригодны для небольшого количества оцениваемых сотрудников при условии, что их должностные обязанности одинаковы. Кроме того, не все ученые считают метод ранжирования эффективным. В частности, Э. Деминг считал, что в управлении компанией необходимо устранить ранжирование на всех этапах оценки персонала, так как его использование способствует развитию конкуренции между сотрудниками.