Лекция 6. КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основные понятия

Классическое обусловливание

Форма научения, исследованная И. П. Павловым. Характеризуется тем, что вместе со стимулом, закономерно вызывающим определенную реакцию, подается нейтральный стимул. В дальнейшем этот стимул приобретает значение условного раздражителя, автоматически запускающего ту же реакцию

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, борьба)

Вид общественного взаимодействия, в ходе которого происходит столкновение противоположно направленных целей, взглядов, интересов, позиций и мнений

Оперантное научение

Форма научения, имеющая в своей основе активные действия ("операции") организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом

Подкрепление

В физиологии – действие второго по порядку стимула, благодаря которому первый стимул приобретает способность вызывать ранее не свойственную ему реакцию. Отмена подкрепления ведет к торможению и угасанию условного рефлекса, хотя возникающая нервная связь между ассоциированными стимулами сохраняется неопределенно долго

Социальная адаптация

Приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения

Теория социального научения

Социально-психологическая теория, объясняющая процесс приобретения человеком жизненного опыта посредством социальных влияний и связанных с ними подкреплений и наказаний

Поведенческие теории как контекст теории социальной работы

Поведенческие модели терапии достаточно широко используются в практике социальной работы. В основе практических методов лежат теории:

• классического обусловливания;

• оперантного научения;

• социального научения.

Теории классического обусловливания

Теории классического обусловливания базируются на идеях русского физиолога Ивана Петровича Павлова, сформулировавшего учение об условных рефлексах, и американского психолога Джона Уотсона.

Концепция И. П. Павлова

В теории И. П. Павлова условный рефлекс выступал в качестве основного акта поведения, благодаря которому организм приспосабливался к изменяющимся условиям среды, приобретая новые формы поведения. Ученый экспериментальным путем установил наличие условных и безусловных рефлексов, при этом он считал, что "постоянную связь внешнего агента с ответной на него деятельностью организма законно называть безусловным рефлексом, а временную – условным рефлексом".

По мнению исследователей, под рефлексами Павлов понимал не сведение простейших реакций к феноменам человеческой психики; он видел в них более глубокие процессы, "законы поведения живых существ, которые служат реальным, земным фундаментом возведения на них высших форм человеческой активности". Поэтому не случайно применительно к человеческой активности ученый вводит такие понятия, как рефлекс цели и рефлекс свободы.

Концепция Дж. Уотсона

Работы И. П. Павлова повлияли на оформление взглядов Джона Уотсона, позволив ему выйти на объективное объяснение развития навыков и появления новых форм поведения. Уотсон выступал против психологии как науки о сознании, считая, что сознание не может быть изучено методами естественных наук, а методы интроспекции не дают объективных представлений о психических процессах. С этих позиций он обосновывал необходимость изучения поведения как подлинного предмета психологической науки.

"Психология, как ее видит представитель бихевиоризма, представляет собой чисто объективную экспериментальную отрасль естественных наук. Ее теоретической задачей является прогнозирование поведения и управление поведением", – отмечал Джон Уотсон в работе "Психология глазами бихевиористам (1913).

Находясь под влиянием философии позитивизма, Уотсон предложил схему, объясняющую поведение человека как систему реакций: S -" R, где стимул (S) порождает некую реакцию (R). Отношения "стимул – реакция" были определены как единица поведения. Исходя из этого Уотсон утверждал, что человек есть продукт научения, а внешние факторы являются основными в определении как его мировоззрения, так и жизненных ориентаций.

Уотсон писал: "Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков".

Подходы, связанные с управлением поведением, получают широкое распространение среди психологов, педагогов, а позднее и социальных работников.