Южно-Африканская Республика

ЮАР – типичное много- культурное и многоэтническое сообщество. В более чем 41-миллионном населении африканцы составляют свыше 76%, выходцы из Европы (прежде всего англичане и африкандеры – буры) – 13%, из Азии (индийцы и др.) – свыше 1%, метисы – свыше 8%. Государственные языки – африкаанс и английский. Африканское население придерживается местных верований, европейцы – главным образом христиане. Неевропейское население длительное время подвергалось расовой дискриминации, в сфере образования в том числе. Особенностью школьной политики являлся культурный диктат белого меньшинства. Остальные этносы не получали достойного образования соответственно собственным культурным ценностям.

После создания в 1961 г. ЮАР сохранившая власть белая община пошла на некоторое расширение образовательных прав африканцев: для них был увеличен курс начального обучения, открыт заочный университет. В то же время сохранялся культурно- образовательный апартеид, вследствие чего небелое население не имело широких возможностей получать полноценное образование. Учащиеся обучались в моноэтнических учебных заведениях, что исключало межкультурный диалог. В африканских начальных школах обучение велось главным образом на родном языке, в учебных заведениях для белых – на африкаансе и английском. В соответствии с апартеидом действовали изолированные учебные заведения для этнических групп. Для небелого населения создавались особые отделения в университетах и профессиональных колледжах.

В 1970-х гг. в условиях антирасистского движения апартеид как крайнее проявление этноцентризма стал давать трещины. В средних школах для африканцев особое внимание стали уделять официальным языкам и одновременно культуре и искусству коренных племен. Однако в средних школах для белых по-прежнему изучение африканских языков и культуры игнорировалось.

В 1990-х гг. мультикультурное образование официально провозглашено составной частью педагогической политики ЮАР. В эти годы в образовании произошли заметные сдвиги в сторону мультикультурализма. Были отменены дискриминационные законы. Государственные школы открыты для детей и подростков без различия рас. В вузах поощряется обучение африканских студентов. Реформы по сегрегации создали благоприятный климат для мультикультурного образования. Вопросы мультикультурализма рассматриваются в контексте демократизации образования. В стране растет понимание того, что правом на достойное образование обладают все граждане ЮАР, включая представителей различных культур.

Говорить, однако, о триумфе педагогической политики межкультурного и межэтнического диалога в ЮАР преждевременно. В обществе сохраняются сегрегация и расовая дискриминация. Причем на смену белому апартеиду приходит агрессивный этноцентризм черного большинства. Многие африканские интеллектуалы убеждены, что сущность воспитания заключается в противостоянии западным и европейским ценностям. Белое население превратилось в заложников подобного этноцентризма, оказавшись в культурной изоляции.

Среди части образованных африканцев, однако, бытует мнение о необходимости покончить с африканским этноцентризмом в сфере образования. Декларируется целесообразность в образовании культурного диалога между белыми и африканцами, использования педагогических ценностей Запада. Приведем соответствующие высказывания представителей чернокожей элиты ЮАР: "Все то, что преподается нашим детям в многонациональных школах, является западным. Предпосылок для африканских ценностей нет. Наши дети проводят бо́льшую часть времени в школе... и становятся в плане культуры совершенно иными, чем мы, так что это также облегчает им сближение с другими, отличными от нас народами". "Вестернизация, если только она не означает утраты своих ценностей и традиций, вещь прекрасная"[1].

Япония

Япония – одно из немногих крупных развитых государств, сравнительно однородных в этническом отношении. Впрочем, такая гомогенность не абсолютна. Превращение Страны восходящего солнца в мультиэтнический социум происходило в течение длительного исторического периода, особенно после колонизации Хоккайдо, Окинавы и иммиграции (в первую очередь корейцев). Сегодня в японском обществе наряду с доминирующим японским этносом проживают аборигены Окинавы (Ryukyuans) численностью около 1,3 млн, порядка 24-50 тыс. айнов, от 1 до 3 млн представителей особой субкультуры – буракуминов. Кроме того, страну населяет около 600 тыс. этнических корейцев. В больших городах имеется свой "чайна-таун" – китайский квартал. В последние годы в Японию прибывают выходцы из Азии, Европы, Америки. В начальных школах насчитывается до 50 тыс., в средних – около 30 тыс. иностранных учащихся.

Судьбы малых субкультур складывались драматично. Так, айны в течение предшествующих 150 лет оказались почти полностью ассимилированы. Сегодня многих айнов, которые живут в городских районах и родились в смешанных семьях, трудно отличить от представителей титульного этноса. Многие айны причисляют себя к японцам. Начало политики ассимиляции айнов относится к 1872 г. после захвата Японией острова Хоккайдо. Айнам запретили заниматься традиционным рыбным промыслом и охотой, конфисковали их земли. Они фактически утратили свой язык и традиционный образ жизни. Дискриминация и нищета низвели народ айнов к положению одной из наиболее бесправных этногрупп. Процесс исчезновения айнов как отдельного этноса продолжается. Исчезает их традиционный образ жизни. Наберется считанное число человек, которые говорят на языке айнов и могут квалифицированно учить такому языку.

В 1970-х гг. молодые активисты айнов инициировали движение за возрождение культуры и этнического самосознания айнов. В 1980-х гг. представители движения занялись популяризацией истории и культурного наследия айнов, намереваясь сломать бытующие в обществе стереотипы о своем народе как диком и далеком от цивилизации.

Сегодня педагогическая политика Японии исходит в первую очередь из необходимости поощрять культурное развитие коренного этноса и адаптировать иные этнические группы к японской культуре. Вместе с тем официальные круги под давлением движения меньшинств за свои права более, чем когда-либо, декларируют намерения давать детям меньшинств равное с титульным этносом образование. Провозглашена школьная политика учета прав каждого человека (Jinken Kyoiku). При формулировке школьной политики в 1990-х гг. стал употребляться термин "мультикультурное образование" (Tabunka Kyoiku) Предусмотрено обеспечить изучение учащимися культур и истории меньшинств, что должно формировать их признание и терпимость к ним. Такая политика рассматривается как аналог курса на мультикультурное образование в США.

В современной Японии осуществляется политика ликвидации дискриминации этнокультурных меньшинств в сфере образования. В рамках такой политики власти объявили 1995-2004 гг. десятилетием прав человека на образование.

Закон 1997 г., предусматривающий охрану культурного наследия айнов, а также знакомство граждан Японии при получении образования с культурой этого народа, гарантии этнического образования айнов, развитие их культуры. Айнам предоставляются стипендии для обучения в средней и высшей школе. Государство субсидирует инициативы и пропаганду культурного наследия айнов в школах, музеях, культурных центрах, а также на ежегодных фестивалях. Эти программы должны прививать и поддерживать чувства идентичности и национальной гордости айнов.

Не менее сложным был исторический путь буракуминов, проживающих в западных и южных районах страны. Это потомки тех, кто жил в резервациях (бураку), не располагал сколько-нибудь заметными социальными правами и подвергался остракизму как "грязные люди", занимавшиеся выделкой кожи убитых животных, работавшие могильщиками и т.п. Отход от политики дискриминации буракуминов, инициированный Законом 1969 г., привел к осуществлению мер для поощрения их образования. Правительство субсидировало программы по поднятию социально-экономического статуса родителей буракуминов, выделило стипендии и кредиты для обучения представителей этой субкультуры, учредило должности специальных преподавателей для буракуминов. Начиная с 1980-х гг. власти стали рассматривать буракуминов в контексте проблемы обеспечения прав человека на образование, с тем чтобы исключить их дискриминацию в этой сфере.

За четыре десятилетия после принятия Закона 1969 г. удалось в известной мере сделать японцев более чувствительными к проблемам дискриминации буракуминов, ослабить предрассудки в отношении к ним. Так, по данным анкетирования 1992 г., 44% учащихся начальных и средних школ положительно оценили меры по ликвидации дискриминации буракуминов в образовании[2].

Школьные власти, ратуя за общение и диалог с учащимися иных национальностей, далеки, тем не менее, от сколько-нибудь систематической опоры на культурные ценности меньшинств. Пока рано говорить о победе политики межкультурного диалога в школьном образовании Японии. Обществу не удается окончательно избавиться от отрицательных стереотипов в отношении этнических меньшинств. Так, учителя некоторых школ Хоккайдо позволяют себе расистские замечания по поводу внешности айнов, попрекая их бескультурьем. Вслед за взрослыми японские ребята дают айнам обидные клички: "волосатые", "дикари" и пр. И сегодня школьники-буракумины несут клеймо прошлых унижений. По данным анкетирования 1992 г., 14,3% опрошенных учащихся негативно отнеслись к мерам по уравниванию буракуминов в образовательных правах. Эти юные респонденты по-прежнему рассматривают буракуминов как отбросы общества, обреченные на презрение и дискриминацию[3].

Своеобразным зеркалом политики мультикультурного образования является курс Японии на интернационализацию высшего образования. В Японии отмечен значительный рост иностранных студентов. Их основная часть – выходцы из Китая и Южной Кореи. За ними следуют студенты из США, Европы, остальных регионов и стран[4]. В начале XXI столетия планируется довести число иностранных студентов до 100 тыс.[5]

Для поощрения подобного роста производятся определенные перемены в системе высшего образования. Создаются центры японского языка для иностранцев в университетах, учреждаются краткосрочные программы обучения на иностранных языках, снижается плата за проживание для иностранных студентов, строятся особые дома для приема студентов из-за рубежа.

ИВО – инструмент культурного влияния и популяризации в мире национальных духовных ценностей Японии. Показательно, что абсолютное большинство иностранных студентов изучает язык, искусство и культуру Японии.