Кодирование и декодирование
Для того чтобы осуществился в полном объеме процесс передачи информации, чтобы цикл коммуникации носил завершенный и успешный характер, а сообщение дошло от отправителя до получателя и было им адекватно воспринято, ее кодируют. Цели кодирования – доведение идеи отправителя до получателя; обеспечение такой интерпретации полученной информации получателем, которая соответствует замыслу отправителя. Для этого используются системы кодов – символов и знаков.
В настоящее время понятие "код" трактуют по-разному. Ряд авторов (Р. Бландел, А. Б. Зверинцев, В. Г. Корольке, А. П. Панфилова и др.) понимают коды в самом широком плане – как любую форму представления информации, либо как набор однозначных правил, посредством которых сообщение может быть представлено в той или иной форме. Человеческая речь также представляет собой один из кодов.
Другой вариант понимания термина "код" сформировалось в технической среде под влиянием "математической теории связи (коммуникации)" и использования технических средств коммуникации: "код – это условное преобразование, обычно взаимно однозначное и обратимое, с помощью которого сообщения могут быть преобразованы из одной системы знаков в другую. Типичными примерами здесь могут служить азбука Морзе, семафорный код и жесты глухонемых. Поэтому в принятой нами терминологии четко различаются язык, органически развивавшийся на протяжении длительного времени, и коды, которые изобретены для некоторых специальных целей и подчиняются четко сформулированным правилам"[1].
В коммуникологии под кодированием понимают соответствующую переработку исходной идеи сообщения с целью трансляции ее получателю (это может быть, например, брошюра, листовка, рекламный ролик на заданную тему и т.д.; для каждого из данных случаев характерна особая форма представления информации, использования языка и других коммуникативных средств доведения сообщения до получателя).
Декодирование – в техническом смысле – это процесс, обратный процессу кодирования. В более широком плане это:
а) процесс придания определенного смысла полученным сигналам;
б) процесс выявления первоначального смысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения (если смысл сообщения будет конгруэнтно дешифрован и понят получателем, то его реакция будет именно такой, какую и стремился вызвать отправитель сообщения).
При дешифровке сообщения необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия получателя – только тогда дешифровка сообщения пройдет правильно, в соответствии с замыслом отправителя.
Поскольку каждому человеку в большей или меньшей степени свойственны предвзятость и субъективность оценок то, следовательно, восприятие и понимание одних и тех же событий для разных людей различны. И это непременно нужно учитывать при формировании различных коммуникативных актов и вообще при трансляции информации.
Модель кодирования/декодирования С. Холла
Особенности системы обработки информационного сообщения с целью его передачи и осмысления потребителем, т.е. системы кодирования – декодирования, лучше всего рассмотреть на примере коммуникационной модели С. Холла. Его теория основывается на базовых принципах семиотики структурализма, предполагающих, что любое смысловое "сообщение" конструируется из знаков, которые могут иметь явные и подразумеваемые смыслы в зависимости от выбора, который делает "кодировщик" – коммуникатор. Основное положение семиотики заключается в том, что многообразие смыслов зависит от природы языка как инструментария информационной системы и от смысловых значений, заключенных в комбинациях знаков и символов в рамках социальной культуры, к которой принадлежат отправитель (кодировщик) и получатель (декодировщик).
Семиотика подчеркивает семантическую силу закодированного текста, рассматривает смысл информационного сообщения прочно внедренным в текст. С. Холл, принимая базовые положения этого подхода, внес в него ряд дополнений.
1. Коммуникаторы часто предпочитают кодировать сообщения с идеологическими и пропагандистскими целями и для этого манипулируют языком и медиасредствами (сообщениям придается "предпочтительный" смысл).
2. Получатели не обязаны принимать или декодировать сообщения такими, какими они отправлены, но могут сопротивляться идеологическому влиянию, применяя альтернативные оценки в соответствии со своим мировоззрением, опытом и взглядами на окружающую систему бытия.
Теория С. Холла была сформулирована на примере работы телевидения и применима к любым видам СМИ. Она состоит в том, что медиасообщение проходит на своем пути от источника до получателя (интерпретатора) ряд трансформаций. Стадии, которые проходит информационное сообщение на пути к получателю, просты. Коммуникация инициируется медиаинститутами, которые передают сообщения, конформные или оппозиционные по отношению к доминирующим структурам власти, различным общественным, политическим и экономическим социальным институтам. Эти сообщения кодируются, часто в форме устоявшихся содержательных жанров (новости, спорт, поп-музыка, мыльная опера, детективный сериал и пр.), имеющих очевидный содержательный смысл, актуализированную направленность и встроенные руководства для их интерпретации заинтересованной целевой аудиторией. Зритель подходит к содержанию, предлагаемому СМИ, с другими "смысловыми структурами", которые коренятся в его собственных здравом смысле, идеях и опыте.
Различные группы людей (или субкультуры) занимают разные социальные и культурные ниши этнопространства и по-разному воспринимают сообщения СМИ. Общий вывод С. Холла заключается в том, что декодированный смысл не обязательно должен совпадать с тем смыслом, который был закодирован, хотя он и опосредуется уже сложившимися медиажанрами и общей языковой системой. Однако важнее то, что декодирование может принимать направление, отличное от предполагаемого: получатели могут читать "между строк" и даже "переворачивать" изначальный смысл сообщения[2].
Теория Холла содержит ряд принципиальных положений, а именно:
• многообразие смыслов, заложенных в тексте;
• первичность получателя в определении смысла;
• наличие различных "интерпретативных" сообществ.
Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее. Получателю для понимания смысла передаваемого сообщения необходимо его раскодировать (декодировать). Получателем может быть одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-нибудь его часть. Когда в роли получателя выступает более чем одно лицо, его (получателя) называют аудиторией коммуникации.
Характеристики, обусловливающие сущность получателя информационного сообщения как субъекта коммуникативного процесса являются одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность коммуникации. Определяющим условием при этом является способность получателя воспринимать и декодировать посланное ему сообщение. Она определяется профессиональной компетентностью получателя, его жизненным опытом, групповой принадлежностью, ценностными ориентациями, общей культурой, образовательным и интеллектуальным уровнем, социокультурными рамками, в которых осуществляется коммуникативный процесс. Реакция получателя выступает основным индикатором эффективности коммуникации.