Ключевые показатели маркетинговой деятельности
В течение долгого времени маркетинговая наука рассматривает проблему оценки маркетинговых показателей и эффективности маркетинга в качестве одного из своих исследовательских приоритетов. Проблема разработки маркетинговых показателей охватывает достаточно широкий круг исследовательских и практических аспектов маркетинга, например оценку рентабельности маркетинговых инвестиций, описание структуры и связи между внутренними маркетинговыми и финансовыми показателями, оценку клиентских активов, активов бренда, долгосрочных и краткосрочных эффектов от маркетинговых затрат и т.д.
Теоретики и практики маркетинга разработали множество показателей для оценки маркетинга.
При этом стандартной схемы или стандартного набора показателей не существует, так как показатели должны отражать маркетинговые стратегии. Эти стратегии разные, соответственно и набор маркетинговых метрик будет разным. Однако часть показателей является достаточно универсальной и применима для деятельности любой компании.
В таблице 2.1. приводятся маркетинговые метрики, которые наиболее часто используют в годовых отчетах европейские компании.
Таблица 2.1. Наиболее часто используемые маркетинговые метрики, % [1]
Метрика |
Доля фирм, использующих измерения |
Доля фирм, в которых результаты измерений доводятся до совета директоров |
|||
Осведомленность |
78,0 |
28,0 |
|||
Доля рынка (объем или стоимость) |
78,0 |
33,5 |
|||
Относительная цена (стоимость/объем доли рынка) |
70,0 |
34,5 |
|||
Количество жалоб (уровень неудовлетворенности) |
69,0 |
30,0 |
|||
Удовлетворенность потребителя |
68,0 |
36,0 |
|||
Распределение/доступность |
66,0 |
11,5 |
|||
Общее число покупателей |
65,5 |
37,4 |
|||
Воспринимаемое качество/репутация |
64,0 |
32,0 |
|
||
Лояльность/удержание |
64,0 |
50,7 |
|
||
Относительное воспринимаемое качество |
62,5 |
52,8 |
|
||
Из таблицы видно, как расходятся представления о маркетинговой деятельности у маркетологов и членов совета директоров. Наиболее популярный у маркетологов показатель — осведомленность в самой меньшей мере интересует совет директоров. И наоборот, уровень удержания и относительное воспринимаемое качество для членов совета директоров представляют наибольший интерес. Это неудивительно, так как эти метрики являются индикаторами устойчивости и перспектив для бизнеса в целом.
На рисунке 2.2 представлена система показателей, разработанная учеными из Уортоновской школы бизнеса, которые сгруппированы в замкнутую полицентрическую структуру, в центре которой находится потребитель.
Доля в умах, эмоциях и рынке — ядро системы показателей. Этот блок характеризует положение компании на рынке (доля рынка), уровень конкуренции, а также восприятие компании бренда потребителями (индекс развития бренда, удовлетворенность, осведомленность и др.).
Маржа и прибыль — показатели эффективности операционной деятельности. Это доходы и их структура, переменные и постоянные издержки, затраты по местам происхождения, анализ безубыточности и различных видов прибыли.
Управление товарами и портфелем — показатели товарной стратегии, включая показатели тестирования, роста, каннибализации и активов бренда.
Прибыльность клиента — ценность отдельного клиента и взаимоотношений с ним.
Управление персоналом и каналами сбыта — организация отдела продаж, результативность сбыта, системы оплаты. Уровень покрытия каналами сбыта.
Ценовая стратегия — ценовая чувствительность и оптимизация цены с целью максимизации прибыли.
Продвижение — эффективность ценового стимулирования, купонов, торгового кредита, скидок.
Медиа и Web — показатели эффективности рекламы, в том числе частота, охват, рейтинги, впечатления. Специальные показатели оценки результативности Web-компаний.
Маркетинг и финансы — финансовые оценки маркетинговых программ.
Рис. 2.2. Комплекс маркетинговых показателей [11, с. 5]
Профессор М. Джефри из школы бизнеса Келлога предлагает использовать 15 показателей, которые позволяют всесторонне оценить результативность маркетинга [14]:
1) осведомленность о бренде (brand awareness);
2) потребители, которые попробовали продукт до покупки (test-drive);
3) уровень оттока клиентов (churn);
4) уровень удовлетворенности (CSAT, customer satisfaction);
5) темпы привлечения (take rate);
6) прибыль (profit);
7) чистая дисконтированная стоимость (NPV);
8) внутренняя норма доходности (IRR) ;
9) урок окупаемости инвестиций (payback);
10) пожизненная ценность клиента (CLTV);
11) стоимость одного клика (Cost per click);
12) коэффициент конверсии" (TCR, transaction conversion ratio);
13) возврат инвестиций в рекламу (ROA, return on ad dollars spend);
14) количество отказов2 (bounce rate);
15) маркетинг "из уст в уста"3 (WOM, Word of Mouth).
Первые 10 метрик представляют собой классические маркетинговые показатели: с 1 по 5 — наиболее важные немонетарные показатели, с 6 по 10 — финансовые показатели. Последние пять метрик — это так называемые метрики "новой эры маркетинга", преимущественно Web-аналитики: 11—13 — метрики, оценивающие поисковую эффективность, 14 — показатель, оценивающий эффективность сайта, и метрика № 15 характеризует эффективность маркетинга в социальных сетях.