Ключевые параметры группы
Характеристики групп и команд играют одновременно две роли: с одной стороны, они отражают уровень развития отдельных качеств команды, с другой стороны, являются направлениями и факторами развития, т.е. одновременно выступают и в качестве факторов, и в качестве индикаторов, показателей. Кроме того, они тесно переплетены друге другом, не имеют однозначно понимаемых и общеупотребительных определений и структуры, что приводит к появлению тех или иных характеристик, качеств, параметров как в виде самостоятельных аспектов, так и в виде элементов других характеристик.
Рассмотрим подробнее такие ключевые параметры группы, команды, выбираемые наиболее часто в качестве характеристик, как единство целей, сплоченность, совместимость, социально-психологический климат, разнообразие.
Единство целей
В современном менеджменте широко распространена точка зрения, что цели должны быть определены в следующих аспектах (по аббревиатуре SMART[1] Specific, Measurable, Agreed, Realistic, Time-related)[2]:
1. Цели должны быть конкретными и напряженными. Конкретность целей подразумевает их ясность и отсутствие причин для спора. Постановка напряженных целей, в соответствии с теорией целеполагания, означает, что мотивация и результативность возрастают, когда цели трудны, но исполнимы, работа имеет значимость, обеспечена поддержка и регулярная обратная связь по результатам выполнения.
2. Цели должны быть измеряемыми, чтобы не возникало разногласий, насколько успешно они выполнены (или нет). Измеряемость целей, к тому же, облегчает установление обратной связи на основе выявления и рассмотрения промежуточных результатов.
3. Цели должны быть согласованными и достижимыми. Согласованность целей означает и их увязку с целями организации, и согласие с ними работников. Если работники не согласны с целями, считая их слишком трудными, у них появляется стимул потерпеть неудачу, чтобы доказать, что они были правы, определяя цель как недостижимую. Неблагоразумно ставить задачи, полностью игнорируя мнение исполнителей. Не участвуя в постановке цели, работники довольно прохладно относятся и к ее выполнению. Участие в постановке целей к тому же дает работникам возможность выдвигать конструктивные и инновационные идеи по организации процесса их достижения.
4. Цели должны быть реалистичными и уместными, что делает их более привлекательными для всех участников. Цели уместны, когда они находятся в согласии с целями фирмы и стремлением работников к развитию, и реалистичны, когда в их постановке принимает участие исполнитель. Сюда входит правильное определение количества целей, что временами превращается в трудную задачу. Если перед работником много – скажем, 25 или 30 целей, – то процесс отслеживания и оценки результатов чрезвычайно усложняется. Если целей всего две – три, исполнитель может уделять их достижению слишком много внимания. Опыт показал, что общее количество целей, по возможности, должно быть в диапазоне от четырех до десяти.
5. Цели должны быть соотнесены со временем – то есть должно быть известно, к какому моменту следует их выполнить.
Еще один набор требований к целям устанавливает автор книги "Подними свою самооценку" Д. Каунт[1]. Он считает, что эти требования могут быть представлены аббревиатурой CREAM. Эта аббревиатура образована из начальных букв слов Clarity, Realism, Economy, Activity, Means (соответственно: ясность, реализм, экономичность, активность, средства). Одно из значений слова "cream" – лучшая часть, цвет чего-либо; квинтэссенция чего-либо.