"Клубок змей": приговор стяжательству

Второй шедевр Мориака – роман "Клубок змей" (1932), заголовок которого уже предлагает метафорическое определение его темы. Она также классическая – о стяжательстве, разъедающем семью. Ее осваивали и Мольер ("Скупой"), и Бальзак ("Евгения Гранде"). У Мориака алчность обуревает всех членов одной семьи: деда, отца, детей, внуков, мужчин и женщин, юных и старых. Страсти кипят вокруг наследства, сейфа с ценными бумагами. И здесь неотразимая достоверность, ибо герой-рассказчик – это глава семьи, старый адвокат, исповедальный монолог которого воспроизводит этапы его долгой жизни. Его юность прошла в бедности, а разбогатев, он убедился, что близкие хитрят, подличают, лгут в неуемной жажде как можно больше для себя урвать. Как и в обрисовке Терезы Дескейру, Мориак отнюдь не превращает героя в жертву. Он пленяет своей откровенностью, потому что, по его признанию, деньги – также и его страсть. Он делит общество на имущих и неимущих, а симпатии его отданы первым.

Герои Бальзака – и Гобсек, и Гранде – наделены энергией и внутренней силой, ибо, как писал Бодлер, их создатель вложил в них какие-то стороны своей неуемной натуры. Персонажи Мориака – мельче, заурядней. Романист переносит центр тяжести на изучение их психологических глубин, тех "змеиных" импульсов алчности и взаимной ненависти, которые их поработили.

Уже в 1933 г. Мориака избирают в члены Французской академии, т.е. приобщают к клану "бессмертных". А спустя б лет появляется его очередной романный шедевр "Дорога в никуда" (1939). В ней – развитие и углубление тех мотивов и коллизий, известных по прежним романам. Перед нами все то же общество, отравленное узколобым практицизмом. Его подлинный герой, как и у Бальзака, – деньги. Онивсесильны. Ломают судьбы и калечат чувства. Отравляют отношения родителей и детей. "Я ненавижу деньги, потому что они меня держат", – признается один из героев романа. И если главные события происходят в масштабах семьи, то она – микромир, вобравший в себя проблемы и конфликты "большого мира".

А конфликты эти трагичны. Любовница разоряет нотариуса Оскара Ревоно, который, страдая от позора банкротства, накладывает на себя руки. Госпожа Костадо фактически обворовывает госпожу Ревоно, заставляя ее подписать денежный документ, могущий обеспечить достойную жизнь ее сыновьям. Ее дочь Роз Ревоно брошена женихом, узнавшим о том, что она потеряла богатство, а следовательно, не может "украшать" светское общество. Подобная ситуация удручает романиста. И когда один из героев полагает, что из этого тупика есть только два выхода – революция или Бог, он, а вместе с ним и романист, выбирает второе. Мориак, и в этом его нравственная позиция, возлагает надежды на христианское милосердие и самоотречение.

В годы Сопротивления маститый писатель, мэтр Мориак как истинный патриот осуждает националистов правого толка, которые были повинны в катастрофе 1940 г. (книга "Черная тетрадь"). Среди его лучших произведений, изданных в послевоенный период, повесть "Обезьянка" (1951). Ее героиня госпожа де Серке, озлобленная на весь мир за свою загубленную молодость (и в этом она напоминает Терезу Дескейру), выплескивает свою агрессию на ребенка, развитие которого приобретает уродливый характер. Помимо художественных сочинений Мориака, чрезвычайно важны религиозные эссе, еще не изученные в полной мере.

Мастерство Мориака

Автора романа "Дорога в никуда" такой мастер слова как И. А. Бунин, живший последние десятилетия в Париже, полагал лучшим из современных прозаиков. В своей концепции литературы Мориак исходил из особой ценности ее нравственного, этического потенциала. Писателю не следует поддаваться модным настроениям упадка и отчаянья, но, напротив, напоминать о способности человека к героике и самопожертвованию. В прошлом его идеал – Жанна д'Арк. В настоящем – лидер "Свободной Франции", а позднее – президент, покончивший с войной в Алжире, Шарль де Голль. Он посвятил ему специальную книгу. Мориак неизменно был поборником свободы: и в 1930-е гг., когда осуждал Франко и фашизм, и позднее, когда критиковал политику США во Вьетнаме, а также преследования диссидентов в СССР.

Его художественные характеристики жизненных явлений – взвешенные и гибкие. Для него человек – тайна. Он несет в себе "драму души", – а потому далеко не всегда ясен и поддается четкой оценке. В этом Мориак близок к нашему Чехову. Вообще Мориак созвучен русским писателям в особом внимании к проблемам совести, нравственности, ответственности. Он убежден: тот, у кого черствеет сердце, не умеет сострадать и оказывается способен на преступление. Его огорчает то, что машинная цивилизация и разлитый в воздухе прагматизм обедняют мир человеческих чувств.

Мориак насыщает повествование деталями, нередко исполненными символической значимости, убедителен в передаче душной атмосферы бездуховного буржуазномещанского бытия. Искусен он и в воссоздании подтекста и полутонов. Его герои фатально разобщены. Пребывают в "тюрьме без решеток". Жизнь сравнивается с пустыней, а дороги ведут в никуда.

Но подобный невеселый взгляд Мориака смягчается тем, что жизненному аду противостоят вера, надежда и любовь. А потому цель художника – "не придерживаться той или иной системы", т.е. не стать заложником какой-то идеологии, но "открывать новое знание реального человека".