Клинические модели социальной групповой работы
Групповая психоаналитическая терапия основана на традициях психоаналитической работы с группой. Как правило, группа состоит из 8–10 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Взаимодействие осуществляется на основе обсуждения и интерпретации неосознанных процессов. Группа осуществляет контроль свободных ассоциаций; сопротивление интерпретируется не только терапевтом, но и членами группы, при этом члены группы сосредоточены на текущих проблемах и отношениях.
А. Вольф предложил принципы индивидуального психоанализа применительно к группе. По его мнению, группа не может использовать психодинамические концепции, поскольку групповая рефлексия не способна адекватно проанализировать индивидуальные интрапсихические процессы. Исследователь предложил так называемую альтернативную сессию, суть которой заключается в том, что группа встречается без терапевта, чтобы продолжить терапию без его влияния. Согласно такому подходу терапевт может занимать позицию наблюдателя, лишь направляющего развитие в соответствие с целями групповой работы.
Группы терапии деятельностью. Данный вид групповой работы, предложенный С. Славсоном на основе психоаналитических концепций, применим к детям и подросткам в возрасте от 8 до 15 лет. Члены группы тщательно отбираются на основе взаимных терапевтических влияний, они поощряются за использование невербальных форм самовыражения и разнообразие действий. Используются различные формы деятельности – от ремесел до поездок. В данной группе важна атмосфера, в которой дети действуют исходя из своих импульсов и фантазий, даже если их действия носят агрессивный характер по отношению к другому члену группы или терапевту. В свою очередь, терапевт не имеет специфической роли в группе, он недирективно реагирует на сознательные и неосознанные потребности детей, а латентные аспекты детского поведения интерпретирует в понятиях психоаналитической концепции.
Групповые адаптивные подходы предложены Дж. Джонсоном. В отличие от психоаналитических подходов, здесь не стремятся раскрыть причины конфликтов и проблем. Групповой процесс воспроизводит ситуации напряжения, предлагая клиентам заново пережить ситуации и тем самым приобрести новый опыт выхода из ситуации. В группе работает "регистратор", который фиксирует все встречи и находится за пределами группового взаимодействия. Метод применим к различным индивидуальным случаям, психосоциальным проблемам.
Поведенческая групповая терапия направлена на формирование позитивного поведения. Группа состоит из пяти – семи человек, в нее включен терапевт. Как правило, это гомогенная группа, имеющая психологические проблемы, сложности в общении и поведении. Члены группы предварительно проходят индивидуальную терапию. В групповой терапевтической работе используют пять основных интервенций: обратную связь, моделирование поведения, мотивационное стимулирование, десенсибилизирование (уменьшение тревожности), социальное закрепление. В процессе групповой работы клиенты в открытой форме делятся своими чувствами и эмоциями, обучаются избегать социальных конфликтов, получают навыки позитивного общения.
Терапевтические социальные клубы и общины были предложены в 1940-х гг. английским психиатром Джошуа Биерером для адаптации клиентов, прошедших терапевтический курс в психиатрических лечебницах. Терапевтическое сообщество, клубы или общины используют социальные демократические структуры для адаптации клиента к самостоятельному проживанию в социуме. В групповой работе применяются различные методы: интервьюирование, встречи в сообществе, вербализация чувств и страхов и их последующее обсуждение, групповая поддержка.
Репрессивно-стимулирующая группа это группа, которая не использует в практике работы аналитические методы интервенций. Имеется достаточно разнообразная парадигма такого рода групп: группы самопомощи, психотиков, алкоголиков, наркоманов, осужденных и т.д. Групповой процесс развивается на основе групповой идентификации, где благодаря эмоциональному принятию и социальной поддержке обсуждаются проблемы, характерные для данной социальной субкультуры.