Кластеры и конкурентные преимущества
Кластеры развиваются и важны, поскольку они приносят экономические выгоды. Портер выделил три типа экономических выгод.
Во-первых, компании в кластере могут работать более эффективно, опираясь на более специализированные активы и поставщиков с более быстрой реакцией во времени, чем в случае нахождения вне его.
Во-вторых, компании и исследовательские институты могут достигать более высокого уровня инноваций. Перелив знаний и тесное взаимодействие с потребителями и другими компаниями создают больше новых идей и обеспечивают интенсивное давление в пользу инноваций, в то время как кластерная среда понижает издержки экспериментирования.
В-третьих, создание нового бизнеса быстрее осуществляется в кластерах. Старт-апы (start-up) более зависимы от внешних поставщиков и партнеров, а их они могут найти внутри кластеров. Кластеры также снижают издержки провалов, так как предприниматели-неудачники могут вернуться на местный рынок труда в знакомые им сферы деятельности.
Эти выгоды важны как для участников кластера, так и для местного сообщества в целом. Для компаний в кластерах создается дополнительная стоимость, которая перевешивает зачастую более высокие издержки сильной конкуренции за специализированную недвижимость, квалифицированных работников и потребителей в регионе размещения. Это указывает и на то, что кластеры возникают естественным путем из решений, направленных на максимизацию прибыли. Для местного сообщества более высокая производительность и инновационная деятельность в кластере важны потому, что в длительном периоде эти факторы определяют устойчивость благополучия территории. Для уровней производительности и инноваций, которых достигают компании в кластере в данном конкретном районе, имеет значение качество бизнес-среды.
Изучая эту проблему, Портер в 1990 г. разработал схему, которая впоследствии получила название "бриллиант Портера" из-за своей ромбовидной формы. Эта схема выступает в роли аналитического инструмента, помогающего оценивать бизнес-среду. На рис. 5.5 эта схема воспроизведена в усовершенствованном Портером виде.
Бизнес-среда – это то, что определяет конкурентные преимущества региона. В ней, как видно из рис. 5.5, выделены четыре составляющие.
Факторы производства (ресурсы) в этой концепции существенно отличаются от подхода Хекшера – Олина. У Портера они даны не в неизменном количестве и однородном виде, а, напротив, наращиваются, улучшаются и прогрессируют со временем, причем все большее значение приобретают специализированные факторы (например, труд с сильно выраженной профессиональной специализацией). Кроме того, в факторные параметры включены информационная и административная инфраструктуры.
Рис. 5.5. Качество бизнес-среды: "бриллиант Портера"
Связь между "средой для стратегии и соперничества фирм" и "связанными и поддерживающими отраслями" позволяет предположить, что открытость конкуренции приведет к появлению многих фирм-конкурентов в регионе. Это, в свою очередь, поощрит вхождение в регион специализированных фирм-поставщиков, что также будет работать на его конкурентные преимущества.
Составляющая "параметры спроса" у Портера имеет значение не просто в количественном плане (большой спрос позволяет использовать эффект от масштаба), но прежде всего как фактор давления со стороны покупателей на фирмы, принуждающий их к инновациям и быстрой реакции на изменение вкусов. Чем выше требования и сложнее нужды покупателей, тем больше мастерства и умения должны проявлять поставщики.
Портер специально останавливается здесь на вопросах защищенности потребителя и экологических требованиях. Его взгляд отличается от подхода многих экономистов, которые видят в них лишь дополнительные издержки для фирм. Однако инвестиции в безопасность потребителя и экологию могут стимулировать и появление таких новых технологий, которые одновременно снижают и технологические издержки, и могут привести к появлению качественно нового продукта. В итоге Портер видит в требовательном, заботящемся о своей безопасности и сохранности окружающей среды потребителе, не врага, а партнера инновационного процесса.