Кластерная политика в России
В России с конца 2000-х гг. реализуется комплекс инициатив "новой волны" в области научно-технической и инновационной политики. Среди них решения о разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием; формировании национальных технологических платформ; поддержке кооперации компаний и вузов по созданию высокотехнологичных производств и др. Постепенно начинают разворачиваться программы, связанные с поддержкой кластеров в российских регионах.
Оформлению кластерной политики в России способствовал целый ряд предпосылок применения кластерного подхода на местах. В то время, как на Западе предприятия группировались в кластеры естественным образом, в эпоху СССР, исходя из логики централизованного планирования, наиболее конкурентоспособные организации и предприятия принудительно размещались в границах территориально-производственных комплексов, наукоградов, закрытых административно-территориальных образований. Сегодня локализованные на этих территориях организации и предприятия формируют те очаги, где остается значительный инновационный потенциал.
Основополагающим документом, прописывающим рамки кластерной политики в Российской Федерации, является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Одним из ключевых условий модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала регионов обозначено создание сети территориально-производственных мастеров. Предусматривается формирование двух типов кластеров – инновационных высокотехнологичных (в урбанизированных регионах) и территориально-производственных (на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий).
На необходимости поддержки кластерных инициатив акцентирует внимание и Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года. На первом этапе ее реализации (2011 – 2013 гг.) проводятся пилотные проекты по отработке механизмов поддержки кластерных инициатив. Развитие инновационных кластеров будет стимулироваться софинансированием из федерального бюджета региональных программ содействия малому бизнесу и дополнительной поддержкой регионов, активно инвестирующих в создание своей инновационной системы.
С 2010 г. Минэкономразвития России предоставляет субсидии регионам для создания и функционирования центров кластерного развития как одного из инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства. В начале 2012 г . был объявлен конкурс по отбору пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров (ИТК), нацеленный на идентификацию и стимулирование развития наиболее конкурентоспособных из них. Для минимизации риска поддержки кластеров, достигших высоких производственных показателей, но не имеющих существенного потенциала роста, оценивались как текущий уровень, так и перспективы развития, включая проработанность мероприятий по соответствующим направлениям деятельности. Каждый из упомянутых критериев признавался в равной степени важным.
В рамках проводимой работы отбирались кластеры, характеризующиеся сочетанием мирового уровня конкурентоспособности, базирующихся на их территории предприятий, демонстрирующих высокую динамику роста объемов производства, с высоким научно-техническим потенциалом исследовательских и образовательных организаций, сосредоточенных в рамках кластера.
По итогам конкурса из 94 заявленных проектов были отобраны 25 пилотных программ развития ИТК (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Пилотные инновационные территориальные кластеры
Всего в конкурсном отборе участвовали кластеры из 49 субъектов РФ. Наибольшее число заявок на участие в конкурсном отборе было получено от представителей Московской области (шесть заявок), Санкт-Петербурга (шесть), Воронежской области (пять), Новосибирской области (пять), Республики Башкортостан (четыре), Кемеровской области (четыре), Ростовской области (четыре) и Свердловской области (четыре).
Отобранные 25 кластеров локализованы преимущественно на территориях с высоким уровнем концентрации научно-технической и производственной деятельности. В их число входят, в частности, ряд наукоградов и территорий базирования особых экономических зон, закрытых территориальных образований.
Инновационные территориальные кластеры в основном располагаются в Европейской части страны. Только 7 из 25 кластеров – в Азиатской части. Наибольшее число ИТК располагаются в отличающихся традиционно высоким уровнем инновационной активности регионах Приволжского федерального округа (девять ИТК), Центрального федерального округа (шесть ИТК) и Сибирского федерального округа (пять ИТК). В этих же трех федеральных округах расположено 70% кластеров, которые подавали заявки на участие в конкурсном отборе.
Ведущая роль крупного промышленного производства характерна для кластерных программ республик Татарстан и Башкортостан, Архангельской, Кемеровской и Нижегородской областей, Хабаровского края. При этом развитие кластера предполагается здесь за счет более интенсивного трансфера результатов научно- технических исследований в деятельность уже существующих промышленных компаний, а также создания новых малых и средних предприятий, встраиваемых в формируемые крупными компаниями цепочки добавленной стоимости.
В то же время, программы развития кластеров городов Пущино, Обнинска, Троицка, Димитровграда, кластера "Физтех-ХХI" характеризуются ориентацией на использование потенциала расположенных на их территории научных и образовательных организаций мирового уровня. Это предполагает привлечение крупных российских и зарубежных компаний к разворачиванию высокотехнологического производства за счет имеющегося кадрового потенциала и исследовательской инфраструктуры кластеров, а также активное развитие малого и среднего инновационного предпринимательства за счет коммерциализации разрабатываемых здесь технологий.