Лекция 22. КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• сущность кластерной модели в инновационном предпринимательстве;

уметь

• сформировать кластерную модель технологического бизнеса;

владеть

• сущностью кластерной модели в инновационной деятельности зарубежных стран.

Кластеры и инновации

Кластерная концепция экономического роста и повышения конкурентоспособности экономических систем получает все большее распространение в мире. Это связано с процессами глобализации, развитием средств коммуникации, активным формированием сетевых структур. Она базируется на идентификации кластеров товаропроизводителей, стимулировании их организации и сетевого сотрудничества. Кластер товаропроизводителей рассматривается как сетевая организация комплементарных, территориально взаимосвязанных отношениями сотрудничества предприятий и организаций (включая специализированных поставщиков, в том числе услуг, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг научно-образовательного центра.

К факторам экономического роста, достигаемым посредством кластеризации, относятся:

– активизация инновационной деятельности субъектов за счет накопления знаний в кластере и передачи знаний, опыта, навыков, диффузии ноу-хау в результате миграции в кластере высококвалифицированного персонала; проведение обучающих семинаров для участников кластеров;

– прозрачность информации об интенсивности спроса, потребительских предпочтениях;

– улучшение методов решения сложных задач;

– гибкость и скорость разработок внедрения инноваций;

– внутренняя специализация и стандартизация вследствие наличия в составе кластера гибких предпринимательских структур малого бизнеса, представляющих инновационные точки роста;

– минимизация затрат на внедрение инноваций; приобретение новшеств в рамках международного технологического сотрудничества;

– развитие предпринимательства за счет создания крупными производителями кластера спроса на специализированные материально-технические ресурсы и услуги;

– развитие аутсорсинга, когда малые и средние предприятия производят продукцию, работы и услуги для ключевых субъектов кластера;

– привлечение иностранных инвестиций благодаря сетевому сотрудничеству субъектов кластера с зарубежными поставщиками и инвесторами;

– расширение экспорта субъектами за счет совместных маркетинговых программ, а также организационной поддержки экспортеров региона.

Перечисленные факторы кластерной концепции экономического роста национальной экономики свидетельствуют о необходимости разработки методов формирования кластерной политики.

Препятствия к созданию реальных кластеров:

– отсутствие отношений сотрудничества между конкурентами в области научных исследований, образования, маркетинга;

– недостаточная осведомленность бизнеса и власти о преимуществах кластерных связей;

– неразвитость партнерских отношений с местными органами государственного управления; слабые связи между предприятиями и высшими образовательными и научными учреждениями;

– отсутствие законодательной базы, регулирующей отношения между партнерами, некоммерческой организации, объединяющей субъектов кластера в регионе.

Анализ зарубежного опыта в области формирования кластерной политики свидетельствует о существования многообразия методов обеспечения кластерной политики, которые характеризуются национальными особенностями и принятой кластерной концепцией.

Кластерная политика государств в зарубежных странах различается:

– по степени регулирования правительством процесса кластеризации;

– методическим основам формирования кластерной политики, разработанным на достаточно высоком уровне.

Адаптация зарубежного опыта к реалиям отечественной экономики вызвала необходимость формирования методологических основ кластерной политики в нашей стране, соответствующей разработанной кластерной концепции в передовых странах.

Один из важнейших методологических вопросов – обоснование уровня агрегирования кластерной политики. Представляется, что таковым должен быть уровень местных органов государственного самоуправления, что подтверждается рядом следующих обстоятельств:

1) с позиций синергетики государство, оставаясь результатом самоорганизации общества, должно создавать условия для постоянной самоорганизации на региональном и микроуровнях управления;

2) местные органы управления мобильнее, ближе, чем национальные правительственные организации;

3) местное правительство достаточно компетентно и опытно в партнерских отношениях с бизнесом;

4) местное правительство может оказывать существенное влияние на соответствующие кластерные программы и расходы, имея в распоряжении средства местного бюджета;

5) кластеры локализованы чаще всего на территории одной области.

Основной целью кластерной политики должно стать формирование условий для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности посредством организации кластеров и развития сетевого сотрудничества.

С учетом кластерной концепции должны определяться принципы формирования кластерной политики:

• многоуровневость формирования политики (кластерная политика должна осуществляться на различных уровнях управления – национальном, региональном, межрегиональном и микроуровне);

• экономическое стимулирование кластеров (политика правительства должна быть ориентирована на косвенные методы поддержки сетевого сотрудничества, а не на прямое субсидирование отдельных отраслей промышленности и предприятий);

• организационность стимулирования кластеров (не вмешательство в процессы кластеризации, а создание организационных условий для развития сетевого сотрудничества и ГЧП);

• поддержка перспективных кластеров (использование экономических стимулов – например, льготы, кредиты, гранты для поддержки перспективных кластеров).

В то же время государство должно сконцентрировать усилия по собственной поддержке кластеров, в частности по устранению барьеров и способствовать:

– содействию экспорту за пределы региона;

– развитию программ обучения и переподготовки; развитию связей с наукой;

– поддержке инфраструктуры кластера;

– стандартизации;

– стимулированию инвестиций;

– проведению конференций, антимонопольной политики;

– страхованию рисков и др.

Модель ГЧП в рамках кластера приведена на рис. 22.1.

В качестве объекта кластерной политики возможно использование следующих показателей:

1) экономического роста (валовой продукт и темп роста);

2) конкурентоспособности (средний уровень конкурентоспособности предприятий);

3) инновационной активности (удельный вес инновационно активных организаций, доля инновационных товаров в общем объеме производства).

К субъектам проведения кластерной политики относятся органы управления наднационального, национального и регионального уровня. Наднациональными органами управления выступают различные международные организации – ОСЭР, ЕС, ЮНИДО, ЕБРР и другие организации, финансирующие донорские кластерные проекты. Субъектами проведения кластерной политики на региональном уровне (область, город, район) являются комитеты по экономике местных администраций и специальные правительственные органы поддержки кластеров.

В качестве органа государственного регулирования процесса кластеризации целесообразно создание комиссий по кластерам из ведущих ученых и специалистов организаций кластерной инфраструктуры (центра поддержки предпринимательства, промышленной ассоциации, торгово-промышленной палаты, центра маркетинга), а также руководящих работников исполнительных и распорядительных органов управления на местах.

Рис. 22.1. Модель государственно-частного партнерства в рамках кластера

Основоположником кластерной теории считается профессор Гарвардской школы Майкл Портер – один из наиболее уважаемых авторов концепции стратегии конкурентоспособности. В своей книге "Конкуренция" он подчеркивает, что наличие устойчивой стратегии развития – один из важных факторов для успешного развития кластера. По мнению Майкла Портера, "кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики".

Кластеры представляют собой организационную форму консолидации усилий заинтересованных сторон. Все усилия направлены на достижение конкурентных преимуществ в условиях глобализации экономики. Главное, на что нацелены кластеры, – это возможность для бизнеса и региона развиваться не по инерции. Для бизнеса кластер – это реальная возможность обеспечить себе конкурентоспособность в будущем, т.е. создавать долгосрочную стратегию развития предприятий на 5–10 лет и более. Кластеры состоят из предприятий, специализированных в определенном секторе экономики и локализованных географически. В экономической системе кластерное объединение выполняет задачу сильного предприятия, которое подтягивает за собой мелкие более слабые.

Ключ к успеху кластера – цивилизованная конкуренция, равнение на лидеров, получение поддержки от лидеров, административного ресурса региона. В период постиндустриальной экономики кластеры – это группы предприятий, в том числе средние и малые, находящихся на одной территории. Кластеры служат основой эффективного экономического развития территории регионов и способствуют эффективности развития государства в целом.

Региональное экономическое развитие на базе создания и стимулирования кластеров предполагает инициативу и активность бизнеса, а также совместные усилия бизнеса, исполнительной и законодательной власти. Роль, которую играют бизнес и власть при создании и развитии отраслевых кластеров, различная, но взаимодополняющая. Один из способов развития кластеров – экономические и социальные программы региональной администрации. Для организации кластера требуется высокая степень доверия участников по отношению друг к другу, а также длительное горизонтальное планирование экономического процесса. Имеющий горизонтальную структуру кластер не вступает в противоречия с вертикально интегрированным бизнесом.

В европейских странах зарождение и возникновение кластеров началось в 1970-е гг. В Россию кластерный подход в экономике пришел с опозданием на 20–30 лет с новой экономической стратегией регионов.

Как это часто происходит в европейских странах, критерием регионального развития становится политика средового обустройства. Иначе говоря, целью региональной экономической политики становится развитие конкурентоспособной экономики, т.е. создание устойчивого самовоспроизводящегося территориального органа. В ряде регионов к кластерам относятся как к "модным" веяньям, подменяя эту форму экономической организации понятием технологических цепочек. Именно средний и малый бизнес должен проявлять инициативу по созданию кластеров. Вряд ли приходящие на рынок крупные западные инвесторы и сети будут в этом заинтересованы. Очевидно, что без научно-теоретической базы, специалистов, даже при наличии инициативы сверху, этот процесс пойдет быстро. Тем более что создание кластеров по инициативе "снизу" вызывает у многих специалистов серьезные сомнения.

Организация и развитие кластеров для предприятий малого и среднего бизнеса имеют следующие преимущества:

– существенное снижение барьеров выхода на рынок за счет унификации требований в рамках кластера;

– возможность достижения эффекта при организованном обучении персонала;

– эффективность закупки технических средств и программных продуктов информационных технологий;

– получение доступа к заказам (клиентам);

– перенос положительной репутации кластера на его участников (бренд);

– возможность адаптации систем профессионального образования региона (финансирование за счет бюджетов) к потребностям предприятий кластера;

– региональные инновационные и иные программы, реализованные в регионе, учитывающие интересы кластера.

Развитие региональной экономики с развитием кластеризации позволит:

– обеспечить повышение занятости населения;

– привлечь квалифицированных специалистов;

– способствовать развитию смежных секторов в экономике и сфере услуг.

Формальным признаком, способствующим возникновению кластеров, может стать программа, для выполнения интересов которой консолидируются интересы бизнеса (в том числе малого и среднего) и органов власти, консалтинга финансовых и научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений.

Для экономики региона – это:

– гарантия в сохранении рабочих мест людям, работающим в малом и среднем бизнесе;

– сохранение и увеличение налоговой базы;

– сокращение выплаты по безработице.

Перечислены только некоторые причины, которые должны стимулировать органы власти к проявлению заботы о бизнесе, что и наблюдается в европейских странах, так как бизнес выступает гарантом:

– создания новых рабочих мест;

– увеличения налоговой базы;

– творческой активности населения;

– увеличения среднего класса, который считается опорой демократического общества.

Принятые в последние годы законодательные акты и программные документы, регулирующие становление и развитие научно-инновационной сферы, говорят о необходимости концентрации усилий всех участников инновационного процесса на наиболее эффективных и перспективных направлениях реализации государственной научно-технической и инновационной политики страны. Мировая практика показывает, что высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост определяют факторы, стимулирующие распространение новых технологий, а способы активизации и совершенствования инновационной среды довольно разнообразны. К ним можно отнести развитие инновационной инфраструктуры (сети технопарков и бизнес-инкубаторов, инновационных фондов и венчурных компаний), сети трансферта технологий, прямую и косвенную финансовую поддержку инновационных проектов, а также кластерный подход в реализации инновационной политики. Последний из перечисленных способов в настоящее время считается одним из наиболее перспективных (особенно на региональном уровне).

Рассматривая кластер как экономическую категорию, необходимо отметить, что одним из первых идею специализированной индустриальной локализации предложил А. Маршалл в книге "Принципы экономики" (1890). Характеристика локальных концентраций специализированной деятельности содержала три основных блока:

• присутствие доступного квалифицированного труда;

• рост поддерживающих и вспомогательных отраслей;

• специализация различных фирм на различных стадиях и сегментах производственного процесса.

В свою очередь, М. Портер в качестве ключевых элементов кластера выделил:

• характер стратегии фирмы и межфирменной конкуренции в стране, включающие отношение к конкуренции, рыночным институтам, уровню местной конкуренции и другим культурным и историческим факторам, влияющим на взаимодействие фирм друг с другом, своими работниками и правительством;

• факторные условия, или основные вклады и условия, в которых фирма пытается конкурировать (затраты, связанные с основными факторами, такие как легкодоступные поставки природных ресурсов или недорогой, неквалифицированный труд в сравнении со знаниями и (или) технологически связанными продвинутыми факторами);

• условия спроса или характер местного спроса (потребности и желания потребителей иностранных и отечественных товаров, так же как существование местного промышленного спроса на связанную промежуточную продукцию);

• присутствие родственных и поддерживающих отраслей, включающих поставщиков и удачливых конкурентов (и те и другие стимулируют кооперацию, последние также стимулируют конкуренцию).

Теория М. Портера представляет собой своего рода продолжение и развитие идей А. Маршалла.

К преимуществам кластерного подхода можно отнести:

• эффективную цепочку реализации инновационных идей от ее создания до нахождения конкретного потребителя;

• сложившуюся устойчивую технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу;

• высокие конкурентные преимущества предприятий, входящих в кластер, за счет внутренней специализации и возможностей минимизации затрат на внедрение инноваций;

• наличие в структуре кластеров мобильных промышленно ориентированных малых предприятий, позволяющих формировать инновационные точки роста экономики региона; кроме того, в пределах территориального кластера хорошо развиваются малые формы предпринимательской деятельности, обеспечивающие необходимую "инновационную инфраструктуру" (в том числе идеи, знания) крупным предприятиям, часто используя их капитал;

• достаточно высокий инновационный уровень и экспортный потенциал "организаций кластера" и их стремление к дальнейшему инновационному развитию.

Кроме того, как отмечают некоторые авторы, кластерная форма организации приводит к созданию особой формы инновации – "совокупного инновационного продукта", позволяет учесть особенности развития каждого региона, а механизмы ее реализации соответствуют реальным возможностям власти и сложившимся в стране экономическим и правовым условиям.

Современный опыт развитых стран мира показывает, что эффективное экономическое развитие регионов зависит от сложной системы взаимосвязанных факторов, среди которых территориальное расположение и высококвалифицированный персонал играют немаловажную, но не исключительную роль.

Кроме того, ни отраслевая структура, ни новые высокотехнологичные отрасли не определяют в полной мере экономический рост региона. Анализ показывает, что наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались именно инновационные кластеры как альтернатива традиционного отраслевого подхода. И наиболее активные и жизнеспособные кластеры формируются на основе диверсификации межотраслевых связей.

В кластерных структурах близость большого количества предприятий, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса, предполагает обмен идеями и знаниями между специалистами.

У начинающих собственное дело, кроме того, высока возможность доступа к свободному капиталу вследствие географической концентрации фирм, притягивающей так называемых бизнес-ангелов и венчурный капитал.

Создание территориальных инновационных кластеров в России – дело ближайшего будущего. Однако кластеризация – процесс сложный и длительный, со своими проблемами и трудностями.

Как отмечают многие исследователи, сложности реализации идей по созданию кластеров в основном связаны с взаимоувязкой интересов различных сторон, вовлеченных в этот процесс. Возникают трудности при обмене идеями, знаниями, технологиями. Возникают конкурентные проблемы "сиюминутного получения технологических преимуществ", переманивания кадров, юридического закрепления прав и обязанностей. К проблемам на пути кластеризации также можно отнести недостаточную развитость и низкую инновационную активность предприятий малого и среднего бизнеса, многим из которых присущи неконкурентоспособная (по современным стандартам технологий и методов) организация производства, высокая затратность и значительный уровень износа основных фондов.

Возможность создания кластера – это наличие:

– формальной институциональной структуры (как вертикально, так и горизонтально интегрированной), координирующей развитие кластера, созданной с участием входящих в него компаний;

– секторов экономики, привлекательных с позиции спроса, предложения и прогнозов развития;

– природных ресурсов, развитого производственного и научно-технического потенциала, широких слоев образованного населения, доступа к внешним источникам информации;

– региональной стратегии развития.

Процедура создания кластеров имеет два условия:

• должна привлечь представителей республиканской, региональной и местной власти, которые, имея свои интересы в ходе развития территорий, обладают достаточными рычагами (правовыми, финансовыми, административными) для влияния на ситуацию в регионе;

• к процессу работы над созданием кластеров в регионе должна быть подключена общественность в лице представителей предприятий, населения, общественных организаций и т.д.

В настоящее время широко используются три типовых подхода к формированию территориальных инновационных кластеров.

Первый предполагает создание на основе специалистов администрации региона расширенной рабочей группы. В качестве экспертов (участников) могут быть привлечены представители различных региональных организаций, заинтересованных в создании кластера и способных оказать реальную помощь.

Второй подразумевает сотрудничество органов власти и управления с существующими в регионе исследовательскими организациями, консалтинговыми фирмами, вузами и т.д. Работа с такими организациями осуществляется посредством заключения с ними договоров об оказании услуг.

Третий подход считается относительно новым для стран постсоветского пространства. Суть его заключается в создании специализированной организации. Региональные органы власти могут выступать одним из учредителей, передавая в качестве взноса в уставный капитал, например объекты недвижимости и другое имущество.

Процедура создания кластеров имеет свои принципы и условия. Создавать кластеры необходимо поэтапно.

На первом (подготовительном), этапе выясняются актуальность, общая экономическая целесообразность разработки и апробации механизмов создания и развития кластеров и принимается решение о полномасштабной работе над проектом.

На основном этапе решаются организационно-правовые вопросы, связанные с формированием кластеров.

Завершающий этап предполагает корректировку "портфеля" приоритетных кластеров, форм и методов государственной поддержки на основе мониторинга и анализа результатов формирования кластеров, а также разработку всех организационных документов, технико-технологических и экономических обоснований (табл. 22.1).

Таблица 22.1

Схема разработки кластера

Подготовительный этап

Оценка актуальности создания кластера

Оценка возможности создания кластера

Раскрытие побудительных мотивов для создания кластера

Определение целей и задач кластера

Основной этап

Определение состава участников кластера

Оценка возможностей перераспределения ресурсов на основе рыночных механизмов для стимулирования ключевых точек развития региона

Формирование организационно-правовых положений создания кластера

Технико-экономическое обоснование организационного проекта кластера

Распределение организационных обязанностей между участниками кластера

Определение эффекта функционирования кластера

Завершающий этап

Формирование механизма взаимодействия кластера с администрацией региона

Экспертиза и заключение антимонопольного органа

Разработка и подписание договора о создании кластера

Источник: Митенев В. В., Кирик О. Б. Кластер как фактор развития экономики // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. Вологда: ВПКЦ, 2006. Вып. 34. С. 77–81.

Практическая реализация разработки и создания кластера должна включать в себя следующие мероприятия.

1. Создание рабочего органа – координационного совета кластера, в задачи которого входят:

• формулирование проектов нормативных актов республиканского, ведомственного и областного уровней, обеспечивающих правовую сторону реализации задач создания кластера;

• определение состава потенциальных участников кластера;

• организация и координация научно-технологического сопровождения задач, решаемых кластером;

• обеспечение контроля за соблюдением внутренних и внешних правовых норм в деятельности кластера;

• представление интересов кластера на всех уровнях.

2. Создание привлекательных условий для потенциальных участников кластера.

3. Создание основной группы кластера, формирующей его "ядро", основу функционирования всего кластера.

4. Обеспечение развития кластера.

5. Самороспуск координационного совета кластера по мере выполнения первых трех задач.

Исходя из анализа потенциальных возможностей реализации кластерного подхода для России приоритетными остаются следующие направления в проведении инновационной политики:

• создание современного механизма мониторинга инноваций: расширение системы показателей инновационной деятельности, гармонизация показателей с европейской статистикой, усовершенствование методики проведения статистического обследования инноваций:

• активизация региональной инновационной политики, формирование региональных стратегий развития с участием местных властей, университетов, предпринимательских структур;

• развитие региональных научно-технических программ поддержки (разработка стратегий развития региона);

• определение источников финансовой поддержки инновационной инфраструктуры на республиканском и местном уровнях, стимулирование межрегиональных программ инновационного сотрудничества с использованием ресурсов государственных и отраслевых научно-технических программ;

• расширение практики "независимой экспертизы" научно-технических программ и проектов с привлечением в ряде случаев зарубежных экспертов; формирование межгосударственных проектов по разработке механизмов финансирования рисковых инвестиций;

• активизация консультаций с общественными объединениями ученых, отраслевыми органами регулирования для отбора приоритетов регионального научно-технического, инновационного развития;

• обеспечение прозрачности информации о достигнутых результатах прикладных научных исследований, распространение опыта регионов стран Европы в сетевом взаимодействии с использованием ресурсов создаваемой сети трансферта технологий;

• продвижение СМИ инновационной культуры, положительного имиджа предпринимателя; проведение национального конкурса инновационных проектов с участием спонсоров;

• содействие международному сотрудничеству в сфере поддержки инновационной деятельности с использованием возможностей программ ЕС.

Региональные исполнительные органы власти в сфере кластерной политики должны стимулировать и поддерживать кластерные инициативы. Для этого они должны осуществлять следующие функции:

• информационно-аналитическую поддержку реализации кластерной политики;

• разработку общей стратегии, включая мотивы, цели, задачи и направления политики развития кластеров;

• использование существующих инструментов и мероприятий экономической политики для реализации кластерных инициатив;

• финансовую поддержку инициатив по развитию кластеров на региональном уровне;

• содействие развитию международного сотрудничества в сфере кластерной политики.

Для финансирования кластерных инициатив могут привлекаться следующие средства:

• инвестиционных фондов;

• на создание свободных экономических зон;

• на фундаментальные исследования и НИОК(Т)Р;

• программ развития малого и среднего бизнеса;

• на региональные научно-технические программы;

• собственные средства предприятий, используемые на исследования и разработки.

Несмотря на крайне высокую важность для экономики страны формирования инновационных кластеров и крайне высокую заинтересованность государства в инновационном развитии экономики регионов, на сегодняшний день отсутствуют государственные механизмы прямого действия, направленные на развитие территориальных инновационных кластеров.

В связи с этим целесообразно создание инструмента, позволяющего реализовать на практике механизм проведения государственной экономической политики в вопросах формирования территориальных инновационных кластеров. Таким инструментом могла бы стать Региональная ассоциация экономического развития. Ее задачи – организация и координация работ по созданию кластера со следующими функциями:

• участие в развитии региональных инновационных систем;

• научное обеспечение инновационной деятельности региональных предприятий, в том числе предприятиями малого и среднего бизнеса, путем целевого создания организационных новшеств и сопровождения процесса производства и продвижения инновационной продукции;

• организация и координация работ по созданию территориальных инновационных кластеров;

• содействие нормативно-правовой защите и охране объектов промышленной собственности региональных предприятий на внутреннем и внешнем рынках;

• целевая подготовка (переподготовка) специалистов по инновационной деятельности;

• системное информационное обеспечение субъектов инновационной сферы различного статуса и принадлежности;

• организация и проведение мероприятий (выставок, семинаров, конференций) по проблемам инновационного развития региона;

• содействие формированию, экспертизе и реализации проектов региональной программы инновационного развития;

• работа с талантливой молодежью;

• содействие в выполнении международных инновационных проектов;

• организационное и методологическое содействие формированию научно-инновационных подразделений на предприятиях региона, определяющих экономическую стратегию развития, и др.

Анализ первоисточников теории и практики образования кластеров позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективная организационная форма построения кластера – добровольное объединение независимых производителей товаров, услуг, научной и информационной продукции в условиях свободной конкуренции. Наиболее целесообразной считается организационно-правовая форма потенциального кластера в виде добровольного объединения независимых производителей на условиях прямых хозяйственных договоров без образования нового юридического лица.