Классы
Латинское слово "classis" заимствовано из древнегреческого, где слово kλησιζ означало "призвание", "поприще", "запирание", "заграждение". Позднее оно стало обозначать, как о том свидетельствует в "Протестантской этике" М. Вебер, "призванных" граждан, т.е. набранное из граждан подразделение. Богослов и толкователь Священного Писания архиепископ Феофилакт Болгарский (XI–XII вв.), а затем Мартин Лютер (XVI в.) переводили греческое kλησιζ как "оставшиеся в своем звании", "своей профессии", "знающие свое место". Тот же Лютер сближает значения греческого kλησιζ латинского status и немецкого Stand. Все они переводятся как "положение"[1]. Понятие класса, введенное в свое время в научный оборот Тьери и Гизо прежде всего для обозначения политического деления общества, позднее приобрело почти исключительно экономический характер. Таким подходом социология обязана главным образом К. Марксу и М. Веберу, использовавшим понятие класса в наиболее развернутом виде.
В социологии класс понимают в двух смыслах – широком и узком.
• В широком значении класс – это большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.
Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в Античной Греции существовали два противоположных класса – рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением: здесь также существовали антагонистические классы – эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня не только отечественные, но и многие зарубежные социологи.
• В узком значении класс – это любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.
Подобная точка зрения, преобладающая в зарубежной социологии, ныне приобретает права гражданства также в отечественной социологической науке.
Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовым и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально – правовыми либо религиозными нормами. В классовом обществе дело обстоит иначе: никакие правовые документы не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек волен переходить при наличии способностей, образования или доходов из одного класса в другой.
Классы представляют собой систему остаточного неравенства. Касты и сословия основаны на оправдании неравенства: у каст – религиозное, у сословий – юридическое, теоретическое и религиозное оправдание. У классов подобных оправданий нет. В сословной системе страты строились на основе политических привилегий, при этом экономические преимущества отодвигались на второй план. В классовой системе все поменялось местами: главное – контроль над средствами производства, распределение богатства, профессиональные отличия. Политические привилегии и различия отошли на второй план.
В современной типологии выделяют три класса и несколько слоев внутри них.
Верхний высший класс включает "аристократов по крови", которые в течение многих поколений копили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.
Нижний высший класс состоит главным образом из "новых богатых", еще не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители: профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, среди родни у которых нет "аристократов по крови".
Верхний средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов, как-то: крупные адвокаты, известные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ их жизни приближается к великосветскому, но фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут себе позволить.
Средний средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Она включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.
Нижний средний класс составляют низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Их отличительная черта – приличествующий образ жизни.
Верхний низший класс включает средне- и малоквалифицированных рабочих, запятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в карты или домино), примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.
Нижний низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Как правило, они не имеют начального образования, перебиваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть "социальным дном", или андерклассом. Чаще всего они рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших заключенных, бомжей и т.п.
Рабочий класс в современном постиндустриальном обществе включает два слоя: нижний средний и верхний низший. Все работники умственного труда, как бы мало они ни получали, никогда не зачисляются в низший класс. Средний класс (с присущими ему слоями) всегда отличают от рабочего класса. Но и рабочий класс отличают от низшего, куда могут входить неработающие, безработные, бездомные, нищие и т.д. Как правило, высококвалифицированные рабочие включаются не в рабочий, а в средний класс, но в низшую его страту, которую заполняют главным образом малоквалифицированные работники умственного труда – служащие (рис. 4.6).