Лекция 3. Юрист как личность в зеркале общения

В результате изучения главы студент должен:

иметь представление

• об общих принципах управления аудиторией;

• о методологической культуре юриста;

знать

• особенности типов оппонентов в риторическом взаимодействии;

• приемы оптимизации взаимоотношений с типами оппонентов;

• риторические уловки;

уметь

• использовать основные стратегии повествования;

• пользоваться языковыми средствами контакта и воздействия на аудиторию;

• решать риторические задачи, учитывая при этом особенности речевой ситуации: участников, характер отношений, цели, обстоятельства и т.д.;

• управлять своим голосом и готовить речевой аппарат к работе;

• прогнозировать характер восприятия речи собеседником и привлекать риторические средства убеждения в ходе публичного общения с оппонентом;

владеть

• способностью и готовностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

• способностью и готовностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

• способностью и готовностью вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;

• способностью и готовностью вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей.

Личность юриста как субъект и объект речевого взаимодействия

Личность юриста как феномен социального бытия, субъект и объект речевого взаимодействия изучается многими науками: философией, социологией, правоведением, этикой, эстетикой, педагогикой, медициной, социальной психологией – и этот список далеко не исчерпывающий. Знание содержания и структуры личности является непременным условием организации и проведения речевого взаимодействия на высоком уровне, что позволяет создать подлинное красноречие. Понять и раскрыть сущность личности юриста, ее структуру невозможно без обращения к антропосоциогенезу, поскольку человек рождается, развивается, реализует себя в окружении и с помощью других людей, в различных общностях и при полиаспектности социальных, психологических, культурных в широком смысле слова процессов.

Современная антропология (паука о происхождении и эволюции человека) рассматривает процесс происхождения человека от высших обезьян. Процесс возникновения и развития человека был подготовлен переходом австралопитеков (ближайших предков человека – ископаемых обезьян, живших несколько миллионов лет назад) к наземному образу существования, всеядному питанию и употреблению естественных предметов в качестве орудий (для совместной охоты, обороны), а затем и их подправке и все более частым случаям изготовления. Это привело к систематическому изготовлению каменных, костяных и деревянных орудий, и следовательно, зачатков общественного производства. В результате появлялись первобытные стада ранних формировавшихся людей – питекантропов и синантропов, которые сообща охотились на животных, умели пользоваться огнем. Их потомки – палеоантропы, или неандертальцы, изготавливали уже более сложные по форме и назначению орудия, создавали первые искусственные сооружения, умели добывать огонь. Возникшее общественное производство обусловило появление сознания и речи, сформировало тело человека. Процесс становления общества и человека продолжался сотни тысяч лет и завершился превращением первобытного стада в первобытное общество, а кроманьонца – в человека современного типа примерно 35–40 тыс. лет назад.

В рамках выделенного подхода есть основания утверждать, что человек является представителем биологического вида Homo sapiens (человек разумный). Несмотря на то, что биологически он в определенной степени уникален, его биологическую природу нельзя абсолютизировать, она представляет собой лишь предпосылку формирования собственно человеческих качеств, выделяющих его из совокупности других живых существ. Среди качеств, отличающих человека от животных, можно выделить:

Животное

Человек

- приспосабливается к среде

- способен приспосабливать среду к себе

– действует, подчиняясь физиологическим потребностям

– может преобразовывать природу, следуя общественным потребностям

- не может изменить способ и среду существования

- способен распространять свое присутствие в новые для него области природы (водная, подводная, подземная, воздушная, космическая)

- пользуется орудиями эпизодически

– создал огромную индустрию производства средств производства

- руководствуется инстинктами и непосредственным чувственным восприятием окружающего мира

- обладает сознанием, мышлением, разумом, воплощающимся в системе научного познания

– стремится к непосредственной полезности своих действий

– создает нравственные и эстетические ценности, способен к творчеству

– обладает конкретной психикой

– может создавать высшие духовные ценности, определяющие цель и смысл его существования

Считать проблему антропогенеза окончательно разрешенной не следует, ибо по мере развития науки возникают новые вопросы. Например, продолжается поиск непосредственных биологических предшественников человека; ждет объяснения избыточность человеческого мозга[1]; рассматриваются глубинные связи сознания и орудийной деятельности и т.п. Не отбрасывается полностью гипотеза занесения жизни и разума с других планет. Нуждаются в более детальной проработке вопросы зарождения и развития интеллектуальной и духовной жизни человека и общества.

Одной из фундаментальных проблем является соотношение биологического и социального в человеке. Рассмотрение человека в рамках только социального или биологического подхода односторонне и ограниченно. Увлечение биологией (в частности, генетикой, физиологией, психологией, медициной и т.п.) может привести к различным версиям панбиологизма и пансоциологизма. Например, есть попытки социальные процессы объяснять сугубо природными качествами человека. Некоторые концепции, в частности социал-дарвинизм и социал-биологизм, на первое и ведущее место в обществе ставят человеческие гены. При этом одни оптимистически утверждают, что наследственная система человека полноценно отображает итоги его развития как уникального биологического вида. Другие полагают, будто человек как биологический вид клонится к угасанию по причине длительного существования в искусственной технизированной среде, накопления мутаций и утери качеств биологического приспособления.

Преувеличение генетических факторов и "селекционных" технологий неоправданно умаляет роль социального начала в человеке, ведь природа дает ему значительно меньше, чем требуется для полноценной жизни в обществе. Выходит, что человек может и должен представляться как высшая ступень развития животного мира, сложное социально-биологическое существо, субъект и результат общественно-полезной деятельности и общения[2].

Индивидом в рамках изложенного выступает отдельный человек в группе или обществе в целом, которому присущи свойства и черты данной общности. Такое понятие характеризует представителя человечества как некую единичностъ, совмещающую в себе диалектическое единство биологического и социального. Другими словами, не зная, к какому обществу принадлежит конкретный индивид, очень трудно, а часто и невозможно правильно анализировать и оценивать его поведение и поступки. В связи с этим один из первых вопросов, который возникает у юриста при вступлении в контакт с незнакомцем, направлен на выяснение того, откуда тот прибыл или происходит, т.е. членом какой общности является. Под общностью здесь понимается не только и не столько страна, сколько ее социокультурный слой, этнос, народность, нация, класс, каста, сословие и т.д.

Представители конкретных общностей часто обладают схожими, явно и ясно выраженными мировоззренческими чертами, системой ценностей, поведением, устремлениями, которые не только отличают их от других жителей страны, но и обусловливают характер принятия ими решений, эмоциональное реагирование на какие-то явления, процессы, поступки. То же самое относится и к членству конкретного индивида в разных социальных группах. Например, включение священника или преступника в какую-то группу, с проявлением ими своих приобретенных свойств и черт, привнесет соответствующие изменения в жизнь и деятельность этой группы. Поэтому вопрос "кто ты?" является выражением и проявлением социально-психологического и речемыслительного взаимодействия людей. Все дело в том, что перед началом, а также в ходе взаимодействия с конкретным собеседником (коллегой по работе, учебе) у человека всегда возникает потребность узнать, что же его визави желает, каковы его цели, намерения и интересы в конкретной социальной ситуации. От знания потребностно-мотивационной сферы или направленности конкретного индивида зависит успех речевого взаимодействия и совместной деятельности.

Индивидуальность – понятие, характеризующее единство биологического и социального в человеке, но не как центр социального, продукт природы и жизнедеятельности общества, а как "уходящая ввысь вершина великого социально-биологического синтеза" (П. Тейяр де Шарден). Этот синтез осуществлялся не сам по себе, независимо от воли и желания человека, а благодаря его активному, деятельному участию в сложном процессе восхождения к вершинам своего совершенства.

В индивидуальности сокрыты сущностные черты личности. В индивидуальности максимально раскрываются и закрепляются все природные задатки и социальные возможности конкретного представителя рода человеческого, его неповторимость. Конечно, не всякий человек может достичь таких высот человеческого совершенства, как Леонардо да Винчи или Михаил Ломоносов. Но каждый может и становится "своей" индивидуальностью, что и закрепляется в личности. Таким образом, личность всегда неповторима.

В этом смысле каждый человек (индивид, индивидуальность), имеющий свое особое лицо (вспомним древнерусское личина, т.е. маска), является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими, ему подобными, в рамках конкретных социальных общностей совершает ряд конкретных действий и операций, обусловленных его статусом и ролью. Под статусом понимается позиция человека в общности с определенными правами и обязанностями. Статус может быть как предписанным, т.е. полученным от рождения, так и достигнутым, т.е. основанным на том, что сделал сам человек. Роль – это ожидаемое поведение человека, обусловленное его статусом. При этом собственные человеческие качества придают общественной деятельности индивида соответствующую окраску, отличительность.

Человек несет на себе как бремя, так и счастье быть личностью. Бремя – потому что выполнение социальных функций, обусловленных его статусом, невозможно без ответственности за совершаемое и сделанное. Только при наличии ответственности личность получает право рассчитывать на аналогичное отношение общности к себе. Для этого от человека требуются соблюдение определенных самоограничений, учет и реализация интересов и потребностей общества, даже если они расходятся с его собственными интересами. Счастье быть личностью состоит в том, что только к личности приходит счастье, когда она свободна, ответственна, самодостаточна.

Личностью не родятся, ею становятся. Личность формируют общественные отношения, которых нет, никогда не было и в принципе не может быть в природе. Они возникают и развиваются в системе:

а) вещей, созданных человеком для человека;

б) отношений других людей к этим вещам и, следовательно, к тем, кто их создал;

в) самих людей, относящихся к самим себе через призму отношений к вещам и другим людям.

Именно поэтому с позиций требований, обусловленных организацией и проведением речевого взаимодействия, которое является практически атрибутивным в деятельности юриста, можно дать следующее определение личности.

Личность – это всякий человек, занимающий в общности конкретный статус, выполняющий в соответствии с ним определенные функциональные обязанности и способный нести ответственность за свои поступки и действия. Человеческая личность является атрибутивным элементом общественных (социальных) систем, одновременно в ней самой проявляется и отражается все многообразие общественных отношений и процессов. Как в капле воды заключено все многообразие океана, так и в личности заключена вся человеческая жизнь в обществе.

Каждая личность в обществе занимает определенное место (статус) и выполняет какие-то функциональные обязанности, этим статусом обусловленные, т.е. исполняет определенную роль. Как сказал один из персонажей комедии Уильяма Шекспира "Как вам это понравится",

...весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

С учетом того, что мы преследуем цель выявления и обоснования путей и средств придания речи юриста качеств красноречия, мы рассмотрим структуру личности именно с этой точки зрения. При этом будем руководствоваться выводами психологии, философии и социальной психологии, которые утверждают, что в структуре личности ее подструктуры являются и ее уровнями, находящимися в иерархической зависимости одна от другой. Основываться мы будем на диалектико-материалистическом подходе к характеристике структуры личности, в соответствие с которым у каждой личности есть две структуры:

психологическая, определяющая ее индивидуальность, и

социальная, определяемая ее социальными ролями и опытом деятельности в конкретной социальной среде.

Элементами психологической структуры личности выступают се психологические свойства и особенности, так называемые черты личности, которые представляют собой определенные подструктуры.

1. Биологически обусловленная подструктура является исходной. Основной ее компонент – темперамент как система природных свойств типа нервной системы. Кроме него в эту подструктуру входят возрастные, половые, а также некоторые препатологические и даже патологические свойства психики. Эта подструктура признается как достаточно самостоятельная. Над ней, условно говоря, "возвышаются" все другие подструктуры личности, которые формируются и приобретают свои особенности, обусловленные ОГЛАВЛЕНИЕм первичной, исходной подструктуры.

2. Подструктура психических процессов. Эта подструктура формирует такие реальные свойства личности, как ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, эмоции, даже волю. Следует отметить, что данная подструктура придает конкретной личности ее индивидуальность, ибо каждая личность обладает своим ОГЛАВЛЕНИЕм, скоростью протекания психических процессов.

3. Подструктура социального опыта. Она включает в себя такие свойства личности, как знания, навыки, умения, привычки. Опыт личности иерархичен, объективно предопределяется ОГЛАВЛЕНИЕм предыдущих подструктур личности и имеет большое значение для ее социальной характеристики. В значительной степени на основе опыта, в широком смысле слова, личность достигает приобретенного статуса и соответствующим образом исполняет свою социальную роль.

4. Высшей подструктурой личности является ее направленность. Это довольно сложная подструктура, которая включает в себя относительно самостоятельную совокупность черт и свойств, представляющую собой иерархически взаимосвязанный ряд. Его можно изложить в следующей последовательности: влечения → желания → интересы → склонности → идеалы → индивидуальная картина мира → убеждения.

Как видим, в структуре личности, отражающей диалектико-материалистический подход, наличествует определенное соотношение биологическою и социального. Данное соотношение достаточно сложное, так как требует выявления связи генетических компонентов личности и эволюции развития психики в процессе антропогенеза и индивидуального развития личности. Для определения содержания процесса риторического воздействия на личность, создания красноречивого уровня высказывания важно дать определение биологическому и социальному в личности и охарактеризовать их.

Биологическое – это общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными. Оно существует и развивается в каждом человеке независимо от влияния на него других людей. Можно также утверждать, что все наследственное в человеке – биологическое, но не все биологическое – наследственно. Однако биологическое объективно накладывает свой отпечаток на формирование личности и проявление ею своей активности.

Социальное – это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества, а также возникает в онтогенезе, в результате человеческой деятельности и общения с другими людьми. Социальное не совпадает полностью с приобретенным в личном опыте, так как не все, что приобретает человек в процессе своей жизни, социально. При этом все биологическое в личности в большей или меньшей степени социализировано, но и социальное не может быть полностью отделено от биологического.

Наиболее биологически и наименее социально обусловлена первая из подструктур психологической подструктуры структуры личности. Все дело в том, что свойства темперамента проявляются в конкретной личности на своеобразном пересечении данного человеку его природой и одновременно сугубо социальных воздействий.

Во второй подструктуре личности, включающей психические процессы и формирующей достаточно устойчивые свойства личности, степень социальной обусловленности, можно считать, уравнивается с биологическими, обусловленными механизмами отражения. Удельный вес социального возрастает по мере усиления роли второсигнальных процессов в структуре каждого отдельного свойства личности, входящего в эту подструктуру. Например, в восприятии сведений или информации, которая передается в речи, социальное уже в большей степени обусловливает ОГЛАВЛЕНИЕ предмета разговора, его смысловое наполнение.

В третьей подструктуре психологической структуры личности, опыте, удельный вес социального уже почти всегда значительно превышает биологическое. Более того, на данном уровне подструктуры появляются различия между отдельными личностями в их культуре. На этом уровне реально наблюдается отличие одной и той же личности от самой себя в разные периоды ее жизни.

Наконец, подструктура направленности личности почти полностью социально обусловлена. Биологическая обусловленность этой подструктуры проявляется только в некоторых, скорее всего возрастных влечениях и интересах. Выходит, что направленность личности, являясь наиболее значимой для личности подструктурой, высшим ее уровнем, определяет общую характеристику личности, наиболее полно отражает мировоззренческую и идеологическую составляющую той общности, в которую данная личность включена.

Черты и свойства личности юриста, необходимые для формирования у нею навыков ритора. Осмысление содержания черт и свойств, которые составляют компоненты структуры личности, очень важно для любого, кто намерен формировать у себя умения и навыки ритора. Осмыслив и сформировав у себя понимание этих черт личности у любого человека, который выступает как объект речевого воздействия, ритор как активная сторона речевого взаимодействия сможет создать такую речь, которая обеспечит обоснование неочевидного и будет красивой. Вместе с тем для того, чтобы создавать подобные речи, юристу как ритору потребуется развить и сформировать у себя как у личности ряд черт и свойств, которые позволят придать его речи уровень подлинного красноречия.

• Думается, никто не будет отрицать, что к таким чертам прежде всего следует отнести умение ясно, четко, последовательно, непротиворечиво и лаконично раскрыть ОГЛАВЛЕНИЕ предмета речевого взаимодействия. Данное умение – не только основа красноречия для любого ритора, но и составная часть профессиональной деятельности юриста, ибо способность так преподносить предмет речевого взаимодействия можно считать атрибутом его работы, показателем его компетентности и мыслеречевой зрелости. В содержательном плане это означает, что у юриста должны быть сформированы правильное мышление и совокупность навыков по вербализации созданных в мышлении идеальных образов в речь, а также искреннее желание, непреодолимая потребность выступать. Потребность, идущая изнутри. Это желание должно быть сильным и непреодолимым настолько, чтобы заставить человека работать над собой непрерывно.

Для того чтобы развить у себя умение раскрыть ОГЛАВЛЕНИЕ предмета речевого взаимодействия ясно, четко, последовательно, непротиворечиво и лаконично, нужна каждодневная тренировка. Все это мы начинаем ощущать в раннем детстве. Родители прикладывают много усилий, чтобы посредством речи и личного примера сформировать у своих детей необходимые черты характера. Именно посредством говорения они предупреждали нас о трудностях, опасностях, направляли нашу активность в то русло, которое и должно было раскрыть наши задатки, вселяли в нас уверенность в наших силах. У них было желание, внутренняя потребность сделать нас достойными личностями.

Желание – волшебный ингредиент. Именно желание позволяет выявить самое лучшее, что заложено в нас. Желания эмоциональны, они вдохновляют, поднимают нас на новый уровень свершений. Когда мы страстно хотим чего- либо в нашей жизни, мы находим силы для того, чтобы эти желания были воплощены в действительность.

• Следующий компонент в подготовленности юриста как ритора – его умения и навыки по написанию текстов выступления. Одним из определяющих показателей красноречия выступает показатель качества создаваемых им текстов документов, даже если он не будет использовать их для собственной речи. Внутреннее ОГЛАВЛЕНИЕ непроизнесенной речи всегда будет оценено по содержанию текста, его построению, наличествующему в нем богатству мыслей, форме изложения, грамматике, качеству и количеству используемых слов. Ритор, конечно, знает, что письменный язык имеет свой стиль, а устный – свой, причем совершенно иной. В связи с этим при написании текста для публичного выступления, которым можно и не пользоваться при выступлении, лучше выражать мысли так, как будто вы выражаете их в обычном разговоре. Следует учесть и тот факт, что взгляд легко скользит по словам, о которые споткнется язык. Нужно прочесть написанное вслух и убедиться, что нигде не встречается трудных для произнесения сочетаний и корявых фраз. При прочтении текста можно подчеркнуть слова, которые нужно выделить голосом, а также отметить места, где желательно сделать паузу. Важно, чтобы ритор мог четко выделять в тексте основные идеи, которые в конечном счете приведут его мысль к необходимому заключению.

Написание текста – относительно самостоятельная составляющая в подготовке ритора. Не нужно бояться исправлять и корректировать формулировки. ОГЛАВЛЕНИЕ и структура текста будут непрерывно меняться, ибо изменяются мировоззрение, видение проблемы, сама социальная ситуация, которая выступает естественной средой нашего бытия. При написании текста ритору можно и нужно выделять места, где уместно вставить его личные истории, отношение к тем идеям, которые он будете утверждать в сознании слушателей и которые придадут его речи индивидуальность.

• Значимым свойством и чертой личности юриста как ритора является его социальный статус. Это связано с тем, что юрист, за исключением отдельных видов деятельности, представляет государственную власть. Указанный статус необычайно высок, ответствен, поэтому для субъекта этого статуса, конкретного юриста как личности требуется быть не просто исчерпывающе компетентным в своей профессии, но и вызывать доверие у окружающих, уметь добиваться их расположения. Юрист обязан быть убедительным, способным контролировать ситуацию, корректировать настроение граждан. Как личность особого склада юрист при выполнении своих служебных и гражданских обязанностей должен уметь выстраивать взаимоотношения с людьми разного социального статуса, опыта, уровня культуры, профессии. Отношение к юристу как к личности также характеризует его индивидуальность.

В 1970-е гг. на одном из крупных ленинградских объединений выступал президент Академии наук СССР академик Мстислав Келдыш. Выступление было посвящено знаменательному событию. Примерно в середине доклада Келдыш обнаружил, что мысли, отражаемые в тексте, между собой не стыкуются. Скорее всего, были перепутаны страницы. Тогда выступающий сказал: "Как вы понимаете, доклад писал не я, а мой помощник. Я сейчас попробую разобраться. А может быть, этот кусок вообще пропустим". Зал отреагировал аплодисментами, ибо личность выступающего вызывала у присутствующих большое уважение и симпатию.

• Еще один компонент в подготовленности юриста как ритора составляет высокий уровень знаний и умений в различных областях человеческой жизни, но в первую очередь в области родного языка. Юрист обязан знать грамматику и синтаксис родного языка, безупречно владеть нормами литературного языка. Ничто не может так взволновать чувства людей, как живая речь, в которой используются все возможности языка, которая гармонично сформирована и чувственно донесена до людей. Грамотная речь оказывает на слушающих огромное влияние, которое сохраняется многие годы. Это подтверждается примерами профессиональной деятельности таких замечательных русских юристов, как A. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, В. Д. Спасович, Μ. М. Ковалевский, А. И. Урусов, Б. Н. Чичерин. Все они были высочайшего уровня специалистами в области правоведения, глубоко и всесторонне знали законы государства, но одновременно в совершенстве владели искусством слова.

• К необходимым социальным компонентам личности юриста следует также отнести твердые и глубокие знания основ драматургии, режиссуры и владение навыками и умениями лицедейства. Красноречия только тогда можно достигнуть, если юрист способен и готов профессионально составить текст выступления, подготовить свое выступление как профессиональный режиссер и прекрасно сыграть ту роль, которая в каждом конкретном случае подходит для аудитории и темы выступления. Если обратиться к примерам выступлений выдающихся риторов, то можно с уверенностью утверждать, что основой их успеха была добротная драматургия речи. Профессионал никогда не позволит себе выступать, что называется, наобум, куда кривая вывезет. Если ритор стремится к тому, чтобы аудитория его понимала и следила за высказываемыми им мыслями, эти мысли должны быть представлены логично, при этом завершающая мысль должна обоснованно следовать из первой, с которой начинается речь. Для того чтобы в юристе проявил себя драматург, необходимо изначально определить цель выступления, а потом сосредоточиться на ее достижении.

Адаптация любого выступления к присутствующей аудитории – самый эффективный способ завладеть вниманием слушателей и заручиться их расположением. Люди желают слушать то, что является частью их профессиональной деятельности, относится к их жизни или может разрешить их противоречия, обеспечить карьерный рост. Другими словами, в драматургии необходимо отразить право слушателей быть в центре внимания. Для этого потребуется не только адаптировать идеи к разным мировоззрениям слушателей, но и использовать слова, которые будут доносить до них идеи ритора. Кроме того, в тексте обязательно должны присутствовать местоимения "мы", "нас", "наш". Это сближает ритора с аудиторией, создает у слушателей впечатление, что ритор – один из них.

Что касается режиссуры и лицедейства, то они носят сугубо личностный характер и основываются на психофизиологических, профессиональных и социальных качествах конкретной личности юриста. Важно придумать и отрепетировать такое вступление, которое сразу же привлечет внимание слушателей. Не менее важно одеться подобающим образом. Нужно суметь соединить голос, движения рук, головы с теми мыслями-идеями, которые ритор намерен донести до слушателей. Необходимо моделировать скорость и стиль повествования в зависимости от важности излагаемого ритором компонента речи. Нужно определить места в речи, когда необходимо повысить голос, ускорить темп речи или выдержать паузу. В соответствие с текстом меняется и мимика. Финал речи так же важен, как и ее начало. Нужно подобрать такой пример, который связал бы воедино все, о чем говорил ритор в течение выступления.

В качестве примера прекрасной режиссуры, которая помогла ее автору завладеть вниманием "аудитории", приведем случай с Вольтером. Когда он работал над новой книгой, он попросил прислугу никого к нему не пускать. Прошло некоторое время, и в двери его дома постучался какой-то незнакомец, судя по речи, англичанин.

– Господина Вольтера нет дома. Будет поздно! – отрезал слуга.

– Я подожду, – ответил англичанин и на самом деле остался у двери.

Уяснив, что гость не уходит, Вольтер подал голос:

– Я болей.

Я поставлю вас на ноги, – ответил гость, – ведь я изучал в молодости медицину!

– Я умер! – крикнул Вольтер.

– Тогда я поклонюсь вашему праху, отслужу панихиду и, с вашего позволения, похороню вас, – ответил находчивый гость.

Тогда Вольтер уже с любопытством выглянул из-за двери, пораженный не только настойчивостью, но и остроумием гостя.

– Входите, – проворчал он и добавил, желая оставить за собой последнее слово:

– За вход в мой дом я беру шесть су.

– Вот двенадцать, – ответил гость, – я приду и завтра.

Вольтер расхохотался и протянул англичанину руку. С тех пор они стали друзьями. Незваным гостем Вольтера был знаменитый английский историк Эдвард Гиббон.

• В заключение скажем еще об одном важном социальном аспекте личности юриста как ритора. Теоретическая подготовка во всех названных выше областях обеспечивает, скорее, лишь потенциальную возможность овладения тонкостями ораторского искусства. Для ее реализации, как уже отмечалось, необходима богатая и постоянная практика публичных выступлений. Талант красноречивого оратора дается не каждому, но, с другой стороны, он доступен многим, если не большинству целеустремленных образованных людей. Мера способностей к красноречию, к убеждению окружающих определяется в первую очередь трудолюбием человека, желающего овладеть этими качествами, а также осознанием важности излагать свои мысли ясно, точно и аргументированно.