Классификация задач принятия решения
Любая организация для осуществления эффективной деятельности ставит цели, которые в практике управления называют управленческими. Ответственным за решение задач организации является руководитель. Основное ОГЛАВЛЕНИЕ его деятельности реализуется через решение управленческих задач на всех этапах управленческих функций.
Можно выделить три основных типа управленческих задач:
1) задачи концептуального плана (стратегические задачи, связанные с долгосрочным планированием, прогнозированием);
2) задачи, связанные с технико-технологической стороной функционирования производства (созданием и внедрением новой техники, технологии и пр.);
3) задачи, связанные с действием человеческого фактора (кадровые вопросы, учет социально-психологического климата в коллективах и т.п.). В табл. 3.3 представлена классификация задач принятия решений.
Таблица 3.3
Классификация задач принятия решений
Степень информированности |
Задачи |
|
Полная определенность |
Здесь понятие определенности характеризуется полнотой и достоверностью информации для принятия решений. В таких задачах нет необходимости доопределять S0 гипотетическими ситуациями (S1, S2, ... Sn). Цели и ограничения определяются в виде целевых функций и неравенств. Функция предпочтения обычно совпадает с целевой функцией f, т.е. П =f, если цель одна. Если их несколько, то f функционально зависима от целевых функций. Здесь можно строить формальную математическую модель (методы оптимизации). К определенным относятся задачи, учитывающие размещение ресурсов, назначение работ, транспортные задачи и др. |
|
Вероятностная определенность |
Задачи, решаемые в условиях вероятностной определенности (риска). Обычно это стохастические задачи, в которых известны лишь статистические данные о факторах, влияющих на выработку решений. Решение таких задач формируется на базе теории статистических решений. Здесь некоторая полнота учитывается вероятностными характеристиками некоторых событий, обобщенным критерием оптимального решения является средний риск, поэтому они называются задачами принятия решения в условиях риска для простейших случаев технических и экономических систем |
|
Неопределенность |
Задачи, решаемые в условиях неопределенности, когда отсутствует полная информация о факторах и характеристика производственной системы или данные характеризуют ситуацию с некоторой степенью нечеткости, размытости. Наиболее типичны эти задачи для сферы управления в экономических системах. Для них характерны неполнота информации, малая достоверность, сложные взаимосвязи между факторами. Основную роль в принятии решений здесь играют не формальные методы, а ЛПР, работающие в связи с системой поддержки принятия решений |
|
Стратегическая неопределенность |
Задачи, решаемые в условиях стратегической неопределенности, с активным противодействием (со стороны внешней среды или внутренней структуры экономической системы) эффективной выработке решений. В таких задачах необходимо учитывать влияние на исход решения лиц, преследующих неизвестные или противоположные общесистемным цели |
|
По степени использования данных эксперимента |
Задачи этого типа характерны для вполне определенных проблемных ситуаций, так как для их решения используется достоверная (априорная), точная, заранее известная информация. В условиях неопределенности априорной информации недостаточно, потому что ее слишком мало, следовательно, для пополнения информационного фонда с целью до определения исходной ситуации необходимо проведение эксперимента, который дает апостериорную информацию. Для управления процессом получения апостериорной информации используют методы планирования и управления |
|
Количество целей |
1. Однокритериальные (скалярные) задачи, в которых сформулирована только одна цель (критерий), относительно которой решается задача. 2. Многокритериальные (векторные) задачи, имеющие в качестве цели решения несколько критериев эффективности, которые достигаются одновременно |
|
По степени воздействия на решение задачи фактора времени |
1. Статические задачи, в которых время принятия решения не играет большой роли. 2. Динамические задачи, эффективность решения которых зависит от времени, выделяемого (имеющегося) на решение |
|
По степени структуризации элементов в задаче |
1. Хорошо структурированные задачи, в которых зависимости между факторами определены количественно. 2. Неструктурированные задачи, в которых невозможно задать количественные зависимости между факторами (признаками) в описании. |
|
Степень информиро ванности |
Задачи |
|
3. Слабоструктурированные, т.е. смешанные, задачи с количественно и качественно определенными признаками. Под структурированными задачами понимаются задачи принятия решений, обладающие следующими свойствами: переменные определения в виде скалярного или векторного числовых значений; характеризуются единственной, четко выраженной целевой функцией; имеется возможность построения четкого алгоритма решения |
||
По типу ЛПР |
||
Индивидуальные |
Решения формирует и принимает отдельный субъект (руководитель, главный специалист или другой человек), наделенный полномочиями и о дающий ресурсами для принятия решений в соответствующей сфере и на соответствующем этапе процесса управления |
|
Групповые |
В качестве ЛПР участвует группа менеджеров или консультантов-специалистов по конкретным проблемам |
Управленческие решения, направленные на изменение скорости процессов и явлений, обычно обусловлены нарушениями взаимодействия элементов экономической системы из-за сбоя хода управляемого процесса или диспропорции ресурсов. В частности, это могут быть решения, направленные, например, на уменьшение времени ремонта, повышение оперативности предоставления отдельных данных и др.
Управленческие решения, направленные на изменение направления процессов и явлений, формируются в связи с дисбалансом целей или нарушением взаимодействия элементов экономической системы, находящихся на разных уровнях иерархии, либо элементов одной коалиции (но причине рассогласования целей в структуре системы связок типа: элемент – элемент одной коалиции, элемент – элемент разных уровней, элемент – система). Примером могут быть решения, направленные на изменение некоторых количественных параметров процессов, либо введение в рассмотрение некоторых новых факторов, значение которых необходимо учесть. На рис. 3.3 представлены уровни и признаки классификации задач принятия решения.
Рис. 3.3. Уровни и признаки классификации задач принятия решения
Управленческие решения, направленные на изменение содержания процессов и явлений, обусловлены в основном уровневым несоответствием проблемы и условий ее разрешения. Невозможность разрешения проблемной ситуации в существующих условиях из-за случившегося дисбаланса содержания фактического и планируемого состояний и требующегося изменения содержания протекающих процессов, адаптации их к конкретным условиям. При этом необходима новая информация для проведения анализа ситуации и выработки эффективного решения. В табл. 3.4 приведена характеристика задач по видам управленческих решений.
Таблица 3.4
Характеристика задач по видам управленческих решений
Признаки |
Задачи |
||
Цель деятельности |
Выполнение плана производства и поставок продукции; обеспечение качества продукции; повышение эффективности использования ресурсов; совершенствование технологического уровня производства; оздоровление окружающей среды; минимизация задержек; обеспечение необходимого уровня прибыли и др. |
||
Охват цели деятельности |
Одноцелевые |
Многоцелевые |
|
Одна из вышеперечисленных целей |
Одновременное достижение нескольких разнородных целей |
||
Охват области деятельности |
1) Технические, обусловленные изменением конструкции изделий; 2) технологические, связанные с улучшением технологии изменения продукции; 3) организационные, корректирующие порядок и структуру экономической системы; 4) экономические, связанные с экономическими аспектами деятельности предприятий; 5) социальные, охватывающие социальные аспекты деятельности экономического объекта; 6) комплексные, или глобальные, охватывающие несколько уровней иерархии в системе либо весь комплекс аспектов, характеризующий экономический объект; 7) частные, или локальные, обеспечивающие решение отдельных задач или модулей |
||
Иерархия управления |
1) Уровень руководителя экономической системы; 2) уровень руководителя экономической подсистемы (например, завода в структуре производственного объединения); 3) уровень руководителя структурного подразделения; 4) уровень линейного руководителя (начальник участка, мастер, бригадир) |
|
|
Глубина воздействия |
1) Стратегические, характеризующие глобальные воздействия; 2) тактические, связанные с выбором и реализацией стратегий формирования решений; 3) оперативные, служащие для формирования кратковременных воздействий |
|
|
Организационная форма исполнения |
1) Строго регламентированные, определяющие конкретных исполнителей, алгоритмы выполнения задания, методы и сроки реализации, задействованные ресурсы; 2) гибкие, где описывается и конкретизируется только задание на выполнение; 3) ориентирующие, задающие только общее направление деятельности |
|
|
Степень повторяемости |
1) Постоянные, повторяющиеся достаточно часто; 2) периодические, вырабатываемые при периодическом появлении одной и той же проблемной ситуации; 3) разовые, формируемые индивидуально для нештатных ситуаций, возникающих в экономической системе однократно |
|
|
Степень коллегиальности |
1) Вырабатываемые единолично (обычно это решения, которые не затрагивают принципиальных проблем в экономической системе); 2) коллегиальные, или групповые, требующие наличия группы специалистов в соответствующей решаемой проблеме области, обладающих специальной подготовкой; 3) коллективные решения общего характера, формируемые в основном большим количеством заинтересованных людей (общие собрания, собрания акционеров и др.) |
|
|
Методы разработки |
1) Эвристические, формируемые на основе большого опыта работы в данной сфере деятельности; 2) формально-математические, основанные на выработке формальной модели варианта решения; 3) интерактивные, осуществляемые в результате взаимодействия ЛПР и системы поддержки принятия решений |
||
Условия разработки |
1) Формируемые в условиях полной определенности; 2) формируемые в условиях риска; 3) формируемые в условиях неопределенности |
||
В зависимости от характера проблемы и стиля работы могут вырабатываться групповые решения (коллегиальные, коллективные). Применяются особые методы выработки групповых решений, такие как "мозговая атака", синтез, привлекаются специалисты совсем из других областей знаний.
Принято считать, что групповое принятие решений оправдывает себя в ситуациях, которые возникают при решении сложных, существенных проблем, так называемых ситуациях со многими неизвестными. При разрешении простых, несущественных, шаблонных проблем процедурного характера применяют, как правило, индивидуальные решения. При использовании группового принятия решений следует учитывать количественный состав группы, ее структуру, статус отдельных ее участников, властные отношения между ними и физическую среду, в которой работает группа.
Коллективное обсуждение проблем при условиях свободного выдвижения проектов решения предусматривает ослабление структурированности группы. Обсуждение начинается со сжатого объяснения ситуации, ознакомления участников с проблемой, после чего каждый член группы высказывает собственное мнение.
В табл. 3.5 представлены способы управленческих решений в зависимости от классности. При этом к классам относятся: диспропорция ресурсов (объект), структурная диспропорция (дисбаланс цели), информационная диспропорция (дисбаланс содержания).
Таблица 3.5
Способы принятия управленческих решений в зависимости от классности
Класс |
Главные условия, вызывающие проблему |
Способ решения |
Диспропорция ресурсов (объект) |
Диспропорция мощностей звеньев технологического процесса |
Баланс ресурсов, усиление мощности элемента |
Структурная диспропорция (дисбаланс цели) |
Деструктурированность условий достижения главной цели |
Согласование целей для достижения главной цели и уровня исполнения решения |
Информационная диспропорция (дисбаланс содержания) |
Несоответствие наличных и требуемых знаний о проблеме и ее разрешении |
Структурированность производственной системы. Перестройка структурного управления |