Классификация видов рекламы в соответствии с превалирующим типом используемой творческой стратегии и преследуемыми генеральными целями
Рекламные цели точно характеризуют тот вектор направленности воздействия на потребителя, которому должен следовать данный вид рекламного продукта. Необходимо, чтобы они были четко согласованы со стратегией сообщения. В табл. 3.1 наглядно показаны три концептуально-стратегические функции маркетингового коммуникационного сообщения: восприятие, воспитание и убеждение. Восприятие приводит к вниманию, осведомленности, заинтересованности и припоминанию. Воспитание включает в себя обучение и понимание, ассоциацию, позиционирование и дифференциацию. Убеждение вызывает эмоциональные отклики, рациональную реакцию на доводы и аргументы, изменения в отношении и поведении.
Таблица 3.1
Концептуально-стратегические функции маркетингового коммуникационною сообщения
Тип стратегии |
Вид рекламы |
Цели рекламы |
||
Общая |
Информативная – преобладает на первоначальном и главном этапе выведения товара на потребительский рынок, когда стоит задача создания первичного спроса |
Оповещение рынка о новом товаре или о необычных и нестандартных способах применения уже ранее существовавшего товара. Информирование рынка об изменении в политике ценообразования. Объяснение и описание принципов действия товара или оказываемых услуг. Разъяснение и поправка искаженных представлений или рассеяние опасений потребителя о предлагаемом товаре. Формирование благоприятного образа фирмы-производителя или продавца. Не прикладывает никаких усилий к дифференциации: заявления могут быть сделаны любым участником рынка; как правило, используется в монопольной ситуации |
||
Уникальное коммерческое предложение |
Увещевательная или утверждающая – преобладает на этапе роста объема продаж, "зрелости" рекламируемого товара и формирования избирательного спроса на него |
Формирование у потребителя стойкого предпочтения определенной марки. Нематериальное поощрение переключения предпочтений потребителя на рекламируемую марку товара или оказываемую услугу. Изменение восприятия потребителем свойств товара в лучшую сторону. Убеждение потенциального потребителя, не откладывая на "потом", совершить акт сделки. Убеждение потребителя в необходимости более тесного доверительного контакта с представителями продающей стороны (продавцы, консультанты, коммивояжеры и пр.). Закрепление осведомленности и знаний у таких категорий потребителей, как ранние последователи и раннее большинство. Использует четкую дифференциацию характеристик, которая образует значимую выгоду для потребителя; применяется в товарных группах с относительно высокими уровнями технологических изменений |
||
Позиционирование |
Сравнительная – стремится утвердить преимущества одной марки за счет сравнения ее с другой или несколькими другими марками в рамках конкретного класса |
Добиться от потребителя преимущественного предпочтения для своего товара за счет сравнения явных или скрытых характеристик продукции в пределах рассматриваемой категории. Сформировать у целевой аудитории стойкое убеждение в правильности принятого положительного решения о покупке по качественным, иногда скрытым и второстепенным характеристикам, раскрывая их истинную или мнимую значимость. Определяет место товара в сознании потребителя по сравнению с товарами-конкурентами; подходит для новых товаров или торговых марок, которые хотят бросить вызов лидерам рынка |
||
Резонансная |
Напоминающая или поддерживающая – чрезвычайно важна на этапе зрелости товара, применяется для того, чтобы напомнить потребителю о товаре и необходимости его своевременного приобретения |
Напоминание потребителям о том, что товар может им скоро понадобиться. Напоминание потребителям о том, где можно купить товар. Удержание товара в памяти потребителей в период межсезонья. Поддержание осведомленности о товаре на высшем уровне. Использует ситуации, образ жизни и эмоции, с которыми себя может идентифицировать целевая аудитория; применяется среди высококонкурентных недифференцированных товарных групп |
||
Опережающая |
Аргументирующая или вводящая – один из этапов, располагающийся на первых фазах жизненного цикла рекламируемого товара |
Объяснение потребителю необходимости приобретения именно данного товара. Акцентирование внимания потребителя на ключевых качествах предлагаемой продукции. Опосредованно или непосредственно убедить потребителя в истинности рекламной информации и доказательно обосновать правильность сделанного потребителем выбора. Использует обычную характеристику или преимущество, но делает это первой; вовлекает конкурентов в ситуации "мы тоже"; используется в категориях товаров с незначительной дифференциацией или в новых товарных группах |
||
Аномальная/ эмоциональная |
Влаготворительная или социальная – затрагивает жизненно важные для общества темы и проблемы с позиций общепринятых ценностей и норм морали |
Имеет целью стимулирование пожертвований, благотворительных мероприятий, некоммерческих проектов. Привлечение внимания к общественно значимым явлениям, затрагивающим интересы большинства людей или всего общества в целом. Стремится к изменению поведенческих моделей в обществе, при этом не преследует экономической выгоды. Использует эмоциональное, иногда даже амбициозное сообщение, чтобы прорваться через безразличие и изменить восприятие; применяется в тех случаях, когда конкуренты играют открыто |
||
Имидж торговой марки |
Институциональная или имиджевая – применяется для поддержания позитивного благоприятного образа организации в глазах общественного мнения |
Сформировать у окружения впечатление о стабильной положительной репутации компании. Проинформировать людей о вкладе организации в общественное благосостояние путем участия се в социально значимых акциях и проектах. Использует утверждение о превосходстве или различии, основанном на внешних факторах, таких как психологические различия в головах потребителей; применима к однородным низкотехнологичным товарам с незначительными физическими различиями |
||
Виды рекламы (по К. Мозеру)[1]:
• реклама продукта (используется для рекламы продуктов или группы продуктов);
• реклама фирмы (используется для рекламы одной или нескольких фирм);
• реклама одного предприятия и группы предприятий;
• индивидуальная и смешанная реклама;
• прямая и косвенная реклама;
• реклама перед продажей и после нее.
При этом возможна ситуация, что реклама фирмы идентифицируется со специфическим продуктом настолько, что реклама фирмы и ее продукта не различаются потребителями (например, "Uhu"), Вместе с тем целый ряд фирм сознательно отказываются от упоминания своего названия в рекламе продукта (например, "Procter & Gamble").
Можно выделить прямую рекламу (когда рекламодатель напрямую обращается к адресатам) и рекламные стратегии, основывающиеся на принципе непрямого обращения к потребителю посредством лидеров мнений.
Большую часть рекламы представляет реклама, предшествующая продаже, т.е. она происходит перед (ожидаемой) продажей. Но одновременно с этим существует и такая точка зрения, что реклама важна и после продажи. Эта реклама обладает особой функцией усиления верности марке и получения постоянных покупателей.