Классификация видов налогового планирования
Изучая классификацию налогового планирования, необходимо иметь в виду, во-первых, логику и структуру построения цепочки наилучших способов достижения поставленных целей, во-вторых, временные рамки, с одной стороны, ограничивающие постановку невыполнимых задач и целей, а с другой – выступающие индикатором эффективности планируемых действий путем сравнения прогнозируемого и фактического результатов.
Обобщая различные точки зрения, можно дать следующую классификацию видов налогового планирования:
1) по объектам управления: внешнее (учредителями, сторонними консультантами, представителями государственных органов и т.п.), внутреннее (исполнительными органами организации, ее структурными подразделениями);
2) по юрисдикции (территории действия): внутри страны (национальное), международное;
3) по длительности периода и характера решаемых задач: оперативное, тактическое, стратегическое;
4) по законности действий налогоплательщика: законное и противозаконное налоговое планирование, при котором применяются противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей;
5) по стадиям финансово-производственного цикла: налоговое планирование на стадии создания предприятия, в период его существования, на стадии ликвидации;
6) по ожиданиям, возлагаемым на налоговое планирование: оптимистическое, пессимистическое, реалистическое;
7) по воздействию на налоговую нагрузку: оптимизационное (направленное на оптимизацию и минимизацию налоговых потоков предприятия), классическое (направленное на расчет будущих налоговых платежей).
Приведенное разграничение налогового планирования и мероприятий процесса налогового планирования на виды призвано не только понять сущность данной экономической конструкции, но и способствовать реализации налогового планирования на предприятии с научно обоснованных позиций.
Существует достаточно большое количество различных вариантов принципов налогового планирования. К ним относятся следующие.
1. Принцип разумности, означающий, что хорошо все, что в меру. Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только негативные последствия. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей – нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали.
2. Нельзя строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в российском и международном законодательстве.
3. Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т.д.).
4. Принцип комплексного расчета экономии и потерь. При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть рассмотрены все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом.
5. При выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо учитывать ряд социально-экономических аспектов: состояние бюджета территории, роль, которую играет предприятие в его формировании, и т.д.
6. При выборе способа налоговой оптимизации, связанного с привлечением широкого круга лиц, необходимо руководствоваться правилом "золотой середины": с одной стороны, сотрудники должны четко представлять себе свою роль в этом процессе, с другой – их не следует информировать о профессиональных приемах и методах составляющих ноу-хау, чтобы избежать нежелательной информации.
7. При осуществлении налоговой оптимизации уделите пристальное внимание документальному оформлению операций (ценовая политика, договорная политика).
8. При планировании метода налоговой оптимизации, ключевым моментом которого является несистематический характер деятельности, следует обратить внимание на повышенную степень налогового риска операций, имеющих разовый характер.
9. Принцип конфиденциальности, который означает, что при использовании методов налоговой оптимизации требуется соблюдение конфиденциальности. Распространение сведений об удачно проведенной минимизации налоговых издержек может иметь нежелательные негативные последствия.
10. Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов).