Классификация управленческих решений
Существует несколько взглядов на классификацию управленческих решений. Согласно одной из них управленческие решения подразделяются на общие и частные. В общих решениях, как правило, предусматривается дальнейшее развитие субъекта. Они затрагивают всю организацию производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Потребность в частных решениях возникает в текущей и оперативной деятельности, например в вопросах дисциплины, увольнений сотрудников, изменений графика работы.
В другой классификации различают управленческие решения для воздействия на внешнюю и внутреннюю среду. Первые касаются ближнего окружения, партнеров, клиентов, кредиторов (например, необходимость получения ссуды в банке). Вторые связаны с управляемой системой (например, изменение штатного расписания, выполнение производственных заданий).
Управленческие решения могут классифицироваться по уровню иерархии, что зависит от характера вопроса, по которому принимаются решения, и от компетенции и права каждой ступени иерархии.
Управленческие решения подразделяют на рациональные или основанные на суждениях или интуиции. Первые обосновываются с помощью объективного аналитического процесса. Вторые основаны на прошлом опыте и на ощущении его правильности. Человек использует знание о том, что случалось в подобных ситуациях раньше, и прогнозирует результат альтернативного выбора. Интуиция - это предчувствие, воображение, проницательность или мысли, которые часто спонтанно проявляются в сознательном постижении проблемы и в последующем принятии решений.
В классификации, предложенной М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури, выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения [1 ].
Организационное решение — выбор руководителя на основе исходной информации того из потенциальных действий (альтернатив), которое обеспечит движение его организации к поставленным ею целям.
Интуитивные решения принимаются "на глазок", исходя из личного опыта. "Чисто интуитивные решения — это выбор, сделанный только на основе ощущения или знания того, что он правильный" |2|. Принимающий решение не взвешивает "за" и "против" по каждой альтернативе, он не оценивает ситуацию, а опирается на озарение, чувство. Интуитивный подход может дать хорошие результаты при анализе проблем, требующих срочного решения, в ситуации с трудно определяемыми целями, неточной информацией и невозможностью количественной оценки.
Рациональное решение опирается на глубокий анализ и синтез всех явлений и процессов, происходящих в конкретной сфере деятельности. "Рациональное решение — выбор, подкрепленный результатами объективного анализа" [3].
Модели принятия решения
Основную роль в проведении процедур принятия решений обычно отводят использованию современных информационных технологий с помощью компьютеризованных программ. Па сегодняшний момент активно развиваются экспертные системы, назначение которых состоит в аккумуляции профессиональных знаний в ситуациях различного типа, требующих компетентных оценок.
Применение экономико-математических методов в решении управленческих проблем позволяет использовать в качестве критерия выбора целевую функцию, которую обычно надо максимизировать или минимизировать. Такой путь называют оптимизационным. Оптимальное решение выбирается на основании сравнения количественного значения целевой функции по всем возможным вариантам; лучшим из них считается то, что обеспечивает наиболее желательное значение целевого критерия, например максимизации прибыли, доходов или минимизации затрат.
Для анализа поведения экономических субъектов, их реакции на определенные ситуации, их выбора и принятия решений используются различные экономические модели исследования. Собственно, саму процедуру принятия решений можно технически рассматривать как разновидность моделирования с прогнозированием последствий.
Рассматривая модели принятия решений, можно сослаться на Ф. Лютенса. Он выделил: модель экономической рациональности, модель ограниченной рациональности Саймона, модель эвристических суждений и предвзятости, социальную модель. "Модели варьируют от полной рациональности, как в случае модели экономической рациональности, до полной иррациональности, как в случае социальной модели" [4].
Итак, управленческое решение — выбор приемлемой альтернативы из числа возможных, выбор эффективных действий по достижению цели деятельности. В современных условиях в процедурах принятия решений важную роль играют время, асимметрия информации, трансакционные издержки.
Институциональная среда предоставляет каждому хозяйствующему субъекту возможность реализовать свои экономические интересы, ориентируясь на принятые нормы взаимоотношений. Предвидя желания участников деловых отношений, следует прилагать усилия к достижению согласия осуществить сделку — выбор каждым участником сделки приемлемого для него варианта. Осуществлению такого намерения служат переговоры сторон и достижение согласия. Принцип согласования в большинстве случаев применяется на стадии подготовительной работы, проводимой как на начальном этапе (уведомление должностных лиц, визирование проектов), так и в процессе самого обсуждения проблемы. По форме и существу участники сделки заключают соглашение, договор, контракт.