Классификация управленческих решений
Типология (от др.-греч. τύπο – отпечаток, форма; λογο – слово, изречение, учение, знание) – научный метод, основой которого является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, сведений, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные понятия, используемые типологией, – тип, классификация, систематика и т.п. Применительно к управленческим решениям типология понимается как инструмент поиска, анализа, оценки и выбора управленческого решения.
Чтобы описать и проанализировать все комплексные взаимосвязи между различными решениями в иерархической системе, включающей в себя большое число ЛПР, разработана типология решений, которая содержит объектное, организационное и коммуникационное решения (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Типология управленческих решений
К объектным решениям относятся все виды решений, которые в принципе могут приниматься предпринимателем, например решения об объемах производства, ценах, объеме запасов на складах, последовательности изготовления, использовании машин и информации о свойствах продуктов, предоставляемой потребителям.
Организационные решения – это выбор мероприятий по управлению реализацией объектных решений. В иерархической системе присутствует как минимум один уровень управления организацией, задача которого состоит в том, чтобы управлять решениями, принимаемыми подчиненными.
Коммуникационные решения – это решения о передаче определенной информации руководителю или другому члену организации, не связанному по иерархической лестнице с носителем информации. Если соответствующий уровень управления передает подчиненному информацию с целью воздействовать на его поведение (в плане принятия решений), то речь идет о результате организационного решения (т.е. мероприятия но управлению нижестоящим уровнем управления). Информация в организации передается не только от руководителей к подчиненным. Сотрудники также передают информацию вышестоящему руководителю, помимо этого они обмениваются информацией между собой (информацией может быть даже сообщение, что сотрудник нуждается в информации).
Каждая организация может интерпретироваться и анализироваться как система объектных, организационных и коммуникационных решений. Однако при принятии организационных решений речь в конечном счете идет об обеспечении "хороших" объектных решений. Воздействие на объектные решения нередко осуществляется не непосредственно, а через промежуточные организационные и коммуникационные решения. Организационные решения относятся прежде всего к сфере деятельности руководства организации. Это особенно ярко проявляется на крупных предприятиях, в которых многообразные конкретные объектные решения не могут быть приняты самим руководством и делегируются подчиненным. Решения об управлении поведением участников организации (в плане принятия решений) приобретают при этом особенную значимость.
Основные характеристики типов управленческих решений
Объектные решения могут носить характер предварительных решений: в этом случае первоначально из выбора исключается одна или несколько возможных объектных альтернатив, в то время как окончательное решение остается открытым. Предварительное решение об объектных альтернативах характеризуется тем, что не фиксирует точно величины всех объектных переменных; для некоторых или всех переменных принимается хотя бы решение, что они должны находиться в определенном интервале. Предварительные решения принимаются прежде всего при составлении глобальных планов на будущие периоды. Подобные планы устанавливают примерные рамки будущих действий, хотя не оговаривают, как будут приниматься детальные решения (детали устанавливаются самое позднее в ходе последующих объектных решений при реализации планов).
Объектному решению (как и всем другим видам решений) всегда предшествует деятельность ЛПР, формирующая возможные альтернативы решения и в то же время необходимость его принятия. Например, необходимо установить, насколько детально должна быть составлена модель принятия решения, какие виды деятельности должны оцениваться, требуется ли для оценки последствий альтернатив действий предварительно собрать какую-либо дополнительную информацию. Иначе говоря, должны быть определены значения детерминант (факторов) объектного решения.
Организационные решения, как правило, принимаются высшим уровнем управления в иерархии организации, он принимает объектные решения лишь частично (в незначительной части) и более или менее приблизительно. Остающиеся объектные решения и их реализация делегируются подчиненным членам организации. Таким образом, возникает система взаимопроникающих совместных решений и совместной их реализации. На уровень управления при этом возложена также задача управлять решениями подчиненных членов организации.
Высший уровень управления организацией влияет на поведение ЛПР следующим образом:
1) предоставляется или устраняется возможность ЛПР распоряжаться факторами (ресурсами) производства;
2) лицам, принимающим решения, предписываются нормы поведения, которые более или менее точно регламентируют права (например, права распоряжения факторами производства) и обязанности;
3) используются "дополнительные" мероприятия с целью обеспечения выполнения (возможности выполнения) норм поведения;
4) организационное решение инстанции служит прежде всего делегированию подчиненным той части объектных решений, которые не полностью устанавливаются инстанцией и (или) не реализуются ею самой, и управлению и контролю за дальнейшей работой или исполнением работ. Подчиненный сам решает организационную проблему. В рамках предоставленной ему компетенции этот сотрудник также может передать часть своих объектных решений и (или) их реализации подчиненным членам организации; он принимает организационное решение и за счет этого превращается в инстанцию.
Компетенция в сфере принятия объектных решений с одной стороны и организационных – с другой может быть в различной степени предоставлена различным сотрудникам. Лица, принимающие решения, могут обладать широким пространством объектных решений и узким – организационных решений, в то время как для остальных ЛПР правило может быть прямо противоположным.
При любом распределении зон ответственности по принятию объектных и организационных решений между последними существует тесная взаимосвязь: с одной стороны, организационные мероприятия служат управлению объектными решениями: при принятии решений об организационных мероприятиях (например, выделении отделов и подразделений и составлении штата) следует делать прогнозы, в какой мере при этом будет возможным принятие качественных объектных решений. С другой стороны, организационные решения направлены на реализацию принятых вышестоящей инстанцией объектных решений; при принятии объектного решения поэтому следует учитывать и возможности организации, и проблемы реализации.
Особенно тесной является взаимосвязь между объектными и организационными решениями при организации процесса. Предметом организации процесса могут быть как чисто исполнительская деятельность (работы), так и процесс принятия решений. Теория организации процесса и созданные для этого модели принятия решений ограничиваются, однако, в основном анализом и структурированием чисто исполнительской деятельности. Вследствие этого процесс работы рассматривается как система взаимопроникающих видов операционной деятельности. При организации процесса речь идет об определении содержания работ (так называемой операционной деятельности, которая должна быть осуществлена) и пространственной и временно́й организации работ (объектные решения). Параллельно принимаются решения о том, какие лица и с помощью каких средств должны осуществлять работы (организационные решения) [1].
Коммуникационными решениями именуются решения сотрудника о том, следует ли передавать информацию членам организации, которые иерархически не подчинены ему (информирующему лицу); если следует, то какую именно.
Партнеры по коммуникации при этом могут относиться к одному или к различным уровням иерархии.
ОГЛАВЛЕНИЕ передаваемой информации может быть различным. Информация может иметь вид сообщения о наблюдаемых индикаторах и выводах, которые должны делаться из их значений по поводу принимаемых решений или частных последствий решений; может состоять в побудителях, предложениях или рекомендациях, которые, возможно, непосредственно повлияют на решения ЛПР; речь может идти о запросах, т.е. сообщениях о том, что требуется один из названных выше видов информации.
За исключением высшего уровня управления, которому подчинены все прочие члены организации, все ЛПР должны принимать и коммуникационные решения. Количество коммуникационных решений не может оцениваться в общем: существенными являются не только объектные и организационные решения, принимаемые ЛПР, но и ожидания по поводу решений других членов организации.
Часто организационные мероприятия служат именно управлению коммуникационными решениями подчиненных. Примерами являются предоставление ЛПР прав пользования и распоряжения накопителями данных и каналами коммуникации; нормы поведения, задаваемые ЛПР, которые более или менее точно характеризуют, в каком случае какая информация должна быть передана другим членам организации.