Классификация терминалов и их функции
Транспортные терминалы могут классифицироваться по различным признакам: виду перерабатываемых грузов, количеству видов транспорта, характеру рыночного сегмента и т.д. Некоторые классификации грузовых транспортных терминалов приведены в табл. 5.1.
Функции, выполняемые терминалами в современной логистической системе, могут быть сведены в четыре основные группы, описанные ниже.
Таблица 5.1. Классификация грузовых транспортных терминалов
Признак классификации |
Разновидности терминалов |
Перерабатываемые грузы |
- терминалы для наливных грузов; - терминалы для навалочных и насыпных грузов; - терминалы для тарно-штучных грузов; - терминалы для грузов "необалк"; - терминалы для переработки контейнеров и других интермодальных транспортных единиц; терминалы "Rо-Rо" для обработки судов с горизонтальной погрузкой |
Количество видов транспорта |
- унимодальные терминалы; - интермодальные терминалы (иногда терминалы, где стыкуются два или три вида транспорта, именуют "бимодальными" и "тримодальными" соответственно) |
Характер обслуживаемого сегмента рынка |
- терминалы общего пользования; - терминалы, создаваемые для обслуживания группы клиентов или единственного клиента (часто создаются ЗР£- профайлерами и выполняют функции хаба в соответствующей цени поставок); — терминалы в составе логистических центров; — терминалы, создаваемые грузовладельцами для собственных нужд |
Характер взаимодействия с другими логистическими объектами |
— терминалы, действующие автономно; - интегрированные терминалы (например, транспортный терминал, интегрированный в складской или производственный комплекс) |
Роль в терминальной системе |
- терминалы, обслуживающие определенную территорию — хинтерланд; — перевалочные терминалы (хабы) |
1. Обеспечение максимальной эффективности магистральных перевозок, которое предполагает:
— консолидацию грузопотоков. Размер партий, которые формируются на терминалах, должен обеспечивать использование на перевозках между терминалами транспортных средств максимальной грузоподъемности, создавая эффект масштаба;
- обеспечение быстрой обработки магистральных транспортных средств. Высокая скорость погрузки и разгрузки в сочетании с адекватным режимом работы терминала (оптимальный вариант — 365 х 7 х 24) должна сводить к разумному минимуму простои магистрального транспорта под грузовыми операциями.
2. Предоставление услуг, связанных с транспортировкой, к которым относятся:
- прием грузов от отправителей и выдача их получателям (в случаях, когда транспортный оператор не обеспечивает доставки "от двери" или "до двери");
— организация подвоза и развоза грузов в зоне терминала;
— формирование транспортных пакетов и контейнеризация грузов;
- оформление транспортных и других сопутствующих процессу грузодвижения документов;
- краткосрочное хранение и предоставление груженых и порожних контейнеров, полуприцепов и съемных кузовов;
- временное храпение поддонов и контейнеров;
- подготовка обменных транспортных единиц (прицепов, полуприцепов, съемных кузовов);
- обслуживание и мелкий ремонт транспортного оборудования и т.д.
3. Предоставление услуг, связанных с процессом товародвижения. Такие услуги, часто именуемые value added services (услуги, создающие добавленную ценность), получают все большее развитие по мере интеграции терминалов в логистические системы. К ним относятся:
— маркировка, упаковка и сортировка товаров;
— кратковременное хранение товаров;
— распределение товаров в зоне терминала в соответствии с инструкциями клиент;
- несложные технологические операции с товарами (например, сборка изделий, доставляемых в частично разобранном состоянии, предпродажная подготовка и т.д.).
4. Управление грузовыми и транспортными потоками. Эти функции могут быть реализованы при условии, что несколько терминалов действуют в единой системе. Чем больше в системе терминалов, тем выше потенциальный эффект функций управления потоками. К ним относятся:
- концентрация грузовой работы за счет закрытия менее загруженных терминалов и переключения потоков на более мощные объекты. Увеличение дальности подвоза и развоза при этом компенсируется снижением стоимости услуг терминалов и магистральных перевозок;
- концентрация грузовых потоков на основе применения в системе технологии "ступица-спица";
- интеграция однородных технологических операций (например, переработка на терминале различных типов интермодальных транспортных единиц с помощью универсального оборудования);
— привлечение грузопотоков на недостаточно загруженные или несбалансированные по грузопотокам направления перевозок путем дифференциации перевозочных и перевалочных тарифов;
— привлечение грузопотоков на определенные направления путем открытия регулярных сервисов;
— повышение эффективности системы за счет интеграции отдельных терминалов в инфраструктуру складских комплексов, промышленных зон, логистических центров и т.д.