Классификация субъектов финансового права
Как показывает практика, в настоящее время субъекты финансового права находятся в постоянном развитии. Их правовой статус постоянно меняется. К тому же существующие рыночные отношения оказывают воздействие па качественный состав и количество субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, с участием которых возникают, изменяются и прекращаются финансовые правоотношения.
Несмотря на множество субъектов финансового права, в юридической литературе нет единой классификации, которая давала бы полное представление об их многообразии.
Как правило, более подробной классификации и описанию их финансово-правового статуса подвергались субъекты, осуществляющие финансовую деятельность государства и муниципальных образований, или органы, имеющие право на проведение финансового контроля. В их числе выделяются представительные, исполнительные органы федерального и регионального уровня, органы местного самоуправления. Среди органов государственной власти выделяют органы общей компетенции: Федеральное Собрание, Правительство РФ и органы, обладающие специальной компетенцией по осуществлению государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Минфин России, Федеральное казначейство, ФНС России и др.
По сравнению с финансовым правом, классификация субъектов налогового права получила более детальную регламентацию.
Интересен тот факт, что в литературе по финансовому праву социалистического периода авторы выделяли Советское государство, государственные предприятия и хозяйственные организации, учреждения, колхозы, кооперативные и другие общественные организации, а также граждан[1]. Существовала и другая классификация, согласно которой субъекты финансового права были поделены на три основные группы: а) общественно-территориальные образования; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.
В настоящее время подробная классификация субъектов финансового права отсутствует не только в юридической литературе, но и в законодательстве.
Так, БК РФ (ст. 164) закрепляет в качестве участников бюджетного процесса федерального уровня: Президента РФ, Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство, Банк России и др.
ПК РФ (ст. 9) выделяет участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, к которым относит организации и физических лиц, в том числе контролирующие органы. Важным моментом является то, что Кодекс вводит относительно субъектов обобщающие понятия: "налогоплательщики", "налоговые агенты", "взаимозависимые лица" и т.п.
Закон о банках определяет состав банковской системы РФ: Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков (ст. 2). Вместе с тем помимо названных субъектов этот же нормативный правовой акт указывает и на такие субъекты, как союзы, ассоциации кредитных организаций (ст. 3), банковские группы и холдинги (ст. 4).
Закон о валютном регулировании в качестве субъектов валютных отношений называет уполномоченные банки, резидентов, нерезидентов (ст. 1). Пожалуй, деление всех субъектов (юридических и физических лиц) на резидентов и нерезидентов является единственной классификацией, законодательно закрепленной.
Вместе с тем классификация субъектов финансового права имеет важное юридическое значение, так как: 1) может дать исчерпывающее представление обо всех субъектах; 2) позволит определить все их разновидности (виды, группы); 3) сделает возможным четкое определение правового статуса публичных субъектов, той или иной организации, а также правового положения физических лиц.
В современный период традиционно все многочисленные субъекты права подразделяются в юридической литературе на два вида: индивиды (физические лица) и организации, в том числе государство. Однако недостатком такой классификации является то, что она не охватывает всего многообразия субъектов. К тому же существенным упущением такой классификации следует признать отсутствие публичных субъектов.
Наиболее прогрессивным в этом плане является гражданское законодательство. ГК РФ закрепляет следующие виды субъектов: 1) граждане — физические лица (гл. 3); 2) юридические лица (гл. 4); 3) Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (гл. 5).
Практика показывает, что самый распространенный вид субъектов — это организации. Они весьма многочисленны и неоднородны. Это государственные и частные предприятия, отечественные и иностранные фирмы и компании, банки и иные коммерческие структуры, предпринимательские союзы и ассоциации, аудиторские фирмы, общественные объединения и др.
К особому виду организаций можно отнести публичные образования, в том числе и суверенное государство в целом.
Публичные образования (Российскую Федерацию, ее субъекты, муниципальные образования) ученые справедливо относят не только к организациям, но и к коллективным субъектам, а также к социальным сообществам. Помимо перечисленных субъектов социальными общностями признаются народ, нация, население определенного региона или населенного пункта, трудовой коллектив.
В современной юридической литературе субъекты российского финансового права принято делить па следующие группы:
1) государственно-территориальные и муниципальные образования, административно-территориальные образования;
2) коллективные субъекты;
3) индивидуальные субъекты.
В свою очередь, каждая группа может быть подразделена на более мелкие подгруппы.
Однако при таком разграничении отсутствует основание, в силу которого осуществляется деление на таковые, и субъекты воспринимаются как данность. Еще одним недостатком этой классификации является се простота. Она не раскрывает всего многообразия субъектов финансового права и не учитывает последних новаций в доктрине финансового права. Чтобы детально разобраться в исследуемом вопросе, обратимся к классификации, предложенной А. И. Худяковым[2]. Он считает, что в основу разграничения одного вида субъектов финансового права от другого должен быть положен признак юридического неравенства. В связи с чем субъекты могут быть: 1) управомоченными и 2) обязанными. В качестве обязанных выступают любые субъекты финансового права. Управомоченным субъектом, помимо государства, может быть территориальное образование в лице его органа (органов).
Вместе с тем более глубокий анализ финансового законодательства, научной литературы, статистических данных, а также судебной практики позволяет говорить о том, что самым главным показателем, который необходимо учитывать при делении субъектов финансового права на виды, должна стать "разная степень заинтересованности" при осуществлении публичной финансовой деятельности. При этом воля и волеизъявление по защите ("лоббированию") публичных интересов тоже играют немаловажную роль. Следовательно, все субъекты финансового нрава по этому основанию могут быть разделены на активные и пассивные субъекты.
В качестве активных субъектов выступают публичные образования и административно-территориальные образования (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, административно-территориальные образования особого режима[3]), так как у них самая высокая степень такой заинтересованности. Они могут быть подразделены на два подвида:
1) Российская Федерация, субъекты РФ (т.е. Российское государство);
2) муниципальные образования.
Правоотношения с участием таких субъектов связаны с выпуском облигаций государственного и муниципального займов, выделением бюджетных ассигнований для реализации социальных, экономических программ и т.д. Нередко в юридической литературе публичные субъекты рассматриваются с указанием на те или иные органы государственной власти и местного самоуправления как представительные, так и исполнительные. К этой же группе относятся коллективные субъекты: органы государственной власти федерального и регионального уровня как представительные, так и исполнительные, органы местного самоуправления.
В качестве самостоятельного субъекта финансового права можно выделить Президента России, который согласно Конституции РФ (ст. 80) является главой нашего государства, что связано с реализацией его полномочий, в том числе и в финансовой сфере[4].
Дефиниция "президент" имеет латинское происхождение буквальный перевод означает "сидящий впереди". Если вспомнить некоторые факты, то можно сделать вывод, что первоначально президентами назывались лица, председательствующие на народных собраниях в Древней Греции. Гораздо позже, с XVIII в. термин стал применяться в отношении глав государств с республиканской формой правления. В настоящее время можно констатировать, что "более 130 стран имеют в своей государственной системе пост президента"[5].
Глава государства может выполнять различные функции. Интересен тот факт, что глава государства может принадлежать ко всем трем ветвям власти (как в Великобритании), только к исполнительной (США) или не принадлежать ни к одной из них (Германия, Италия).
В нашей стране институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю. Впервые пост президента в России был учрежден общенародным референдумом в апреле 1991 г.
В субъектах РФ и муниципальных образованиях в качестве особых субъектов финансового права можно выделить глав администраций, которые выполняют исполнительно-распорядительные функции от имени этих субъектов.
В дополнение к изложенному необходимо добавить, что в юридической литературе встречается точка зрения, согласно которой к субъектам финансового права относятся судебные органы[6].
Особое место в этой системе отводится Конституционному Суду РФ как судебному органу конституционного контроля, так как он решает исключительно вопросы права[7] и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или органов.
К пассивным субъектам финансового права относятся некоторые организации (т.е. коллективные субъекты) и индивидуальные субъекты.