Классификация стратегий осуществления изменений
Существуют различающиеся классификации стратегий изменений, построенные на различных основаниях. Независимо от выбранной технологии изменений внедрять план изменений можно по-разному: в одних случаях предпочтение отдается скорости проведения изменений, в других случаях время не является решающим фактором — более важно добиться "мягкости" перехода, минимизировать конфликты и максимизировать число индивидов в организации, которые испытывают удовлетворение от перемен. "Мягкости" может быть противопоставлена "жесткость" перемен, когда осуществляется централизованное авторитарное руководство но принципу "сверху вниз". В этом случае основная нагрузка и вся ответственность за успех изменений будут ложиться на топ-менеджеров, управляющих переменами. Обе стратегии имеют как преимущества, так и недостатки, которые отмечены в табл. 11.1.
Таблица 11.1. Стратегии осуществления изменений
Стадия внедрения |
"Жесткая" стратегия внедрения |
"Мягкая" стратегия внедрения |
Инициирование изменений |
Осуществляется "сверху" |
Осуществляется "сверху" и "снизу" |
Проектирование изменений |
Осуществляется отдельной (часто сторонней) группой, без вовлечения персонала в процесс. I Сформирование персонала о замысле и целях изменения минимально |
Осуществляется отдельной группой, с широким вовлечением персонала в процесс. Информирование персонала о замысле и целях изменения является одной из главных задач |
Внедрение изменений |
Проводится по приказу топ-менеджмента согласно разработанным регламентирующим документам. Задача мотивации персонала не ставится |
Осуществляется менеджерами среднего звена по мере готовности подразделений. Менеджеры в максимальной степени стремятся мотивировать персонал на достижения |
Как правило, "жесткий" подход может быть полезным в течение короткого времени, и пролонгация его на более длительный срок часто приводит к несопоставимо большим издержкам, чем позитивным изменениям, способствующим повышению эффективности организационных процессов.
Выше мы привели классификацию, предполагающую разделение стратегий на "жесткие" и "мягкие". Возможны и другие классификации. Например, в зависимости от скорости внедрения инноваций и отношения к рискам различают следующие стратегии, характеристики которых приведены в табл. 11.2:
— стратегия "большого взрыва";
— стратегия пробного внедрения;
— стратегия параллельного функционирования.
Таблица 11.2. Стратегии изменений, ориентированные на скорость внедрения
Наименование |
Характеристики |
Преимущества |
Недостатки |
Стратегия "большого взрыва" |
Одномоментно внедряются все компоненты новой системы. Прежняя система немедленно прекращает существование |
Самая высокая скорость и самая низкая стоимость внедрения |
Высокий риск неудачи. В случае затруднений быстрое возрастание сопротивления изменению |
Пробное внедрение |
Изменение внедряется экспериментально на одном участке, в одном подразделении, филиале и т.д. с целью "обкатать" инновацию, внести необходимые коррективы, а только затем внедрять во всей организации |
Возможность усовершенствования инновации, ее модификации и доработки по мере выявления недостатков и трудностей |
Проблема выбора достаточно представительного участка для апробации новшества |
Параллельное функционирование |
Новая система внедряется постепенно, но старая не отменяется. Некоторое время обе системы — старая и измененная — существуют совместно |
Минимальный риск, возможность вносить изменения в новую систему и ликвидировать недостатки без ущерба основной деятельности организации |
Требует больших материальных и человеческих затрат |
Стратегия "большого взрыва" предполагает очень быстрое, одномоментное внедрение сразу всех элементов измененного состояния организационной системы. Это стратегия высокого риска, так как даже незначительный просчет в проекте изменения может привести к неудаче. Однако даже временная и устранимая неудача даст сильные аргументы противникам изменения в пользу его коррекции в соответствии с их интересами. Изменение, бурно начинаясь, охватывая и дестабилизируя всю организацию, как бы захлебывается, быстро теряет "критическую массу" поддержки среди персонала.
Эта стратегия иногда используется недобросовестными менеджерами для того, чтобы "пустить пыль в глаза" — отрапортовать о завершении реформы, проекта, о внедрении инновации, имеющей социальное значение и привлекающей общественное внимание. Причем сделать это в рекордные сроки, получив соответствующие премии и почести. При этом расчет делается на то, что многочисленные проблемы, недоработки, неизменно следующие за ними, и жалобы клиентов, населения можно будет позже переложить на плечи кого-то другого, например эксплуатационников проекта.
Стратегия пробного внедрения предполагает, что изменения будут внедряться и отрабатываться па каком-либо одном участке организации. Это может быть цех, служба, филиал, иное подразделение. Таким образом, в минимальном масштабе реализуется замысел и план изменения, отслеживаются его сильные и слабые стороны, значительно более точно прогнозируются возможные трудности, отношение персонала к нововведению, оценивается сопротивление изменениям и уточняются методы его преодоления. Эта стратегия позволяет также более реалистично оценить время, требуемое для изменения, и ресурсные затраты. Впоследствии, когда изменение будет распространено на всю организацию, безусловно востребованным окажется и опыт менеджеров, управлявших локальным внедрением изменения и наблюдавших за этим процессом.
Стратегия позволяет минимизировать риски и сделать изменение более предсказуемым. В итоге при положительном исходе локального изменения можно рассчитывать на существенное укрепление движущих сил изменения. Разновидностью этого метода является детальное изучение опыта внедрения такого же изменения в другой организации сходного профиля деятельности, после чего принимается решение о внедрении изменения с учетом полученных в результате такого исследования данных.
Стратегия параллельного функционирования применяется там, где надо исключить малейший риск неудачи, остановки работы организации. Например, совершенно недопустимо прекращение функционирования старой операционной в больнице в первый же момент запуска в эксплуатацию новой операционной, оснащенной по последнему слову техники. Требуется время, для того чтобы персонал освоился с новыми технологиями, для полной уверенности, что по вине сбоев, вызванных недостаточной подготовкой людей для работы в новых условиях, не случится непоправимое. Из тех же соображений при вводе новой взлетно-посадочной полосы аэропорта старая продолжает некоторое время функционировать, как бы подстраховывая от неожиданностей новую.
Стратегия параллельного функционирования кажется привлекательной своей направленностью на исключение риска сбоя в работе организации, однако на практике применяется редко. Причина в ее дороговизне — требуются большие финансовые, материальные ресурсы для функционирования старой и новой систем, особенно чувствительна здесь необходимость практически удвоения квалифицированного персонала, что чаще всего сделать невозможно.
Американские исследователи Р. Торли и Дж. Уирдениус предложили полезную классификацию стратегий внедрения инноваций, в основе которой лежит способ взаимодействия менеджера и подчиненных. Они предлагают все разнообразие таких взаимодействий объединить в пять групп (разумеется, возможны какие-то промежуточные, гибридные формы стратегий). Эти стратегии приведены в табл. 11.3, рядом с каждой кратко описываются используемый подход и способы, с помощью которых изменение может быть реализовано.
Таблица 11.3. Стратегии изменений с учетом взаимодействия с персоналом организации (по Р. Торли и Дж. Уирдениусу)
Стратегия |
Подход |
Примеры |
|
||
Директивная стратегия |
Навязывание изменений со стороны менеджера, который по второстепенным вопросам может "торговаться" |
Внедрение антикризисных мер. Навязывание соглашений по оплате, изменение порядка работы (например, норм, расценок, расписания работы) в приказном порядке |
|
||
Переговоры |
Признание законности интересов других участвующих в изменениях сторон, возможность уступок в процессе осуществления |
Соглашения с ключевыми стейкхолдерами: • кредиторами; • поставщиками; • дистрибуторами; • аффилированными организациями |
|||
Нормативная стратегия |
Выяснение общего отношения к изменению, частое использование внешних агентов по изменениям |
Ответственность за качество, программа новых ценностей, работа в команде, новая культура, ответственность служащего |
|||
Аналитическая стратегия |
Подход, основанный на четком определении проблемы, сбор, изучение информации, использование экспертов |
Проектная работа, например: • по новым системам оплаты; • по использованию станков; • по новым информационным системам |
|||
Стратегия, ориентированная на действие |
Общее определение проблемы, попытка найти решение, которое модифицируется в свете полученных результатов, большее вовлечение заинтересованных людей, чем при аналитической стратегии |
Преодоление сопротивления людей и политического давления, возникающего при принятии любого важного стратегического решения. Снижение уровня неопределенности путем введения обучающего воздействия организации на различные слои ее окружения |
|||