Классификация стран мировой экономики

Мировую экономику можно определить как сложную, само- воспроизводящуюся систему более 200 стран и территорий, связанных между собой разнообразными международными экономическими, политическими, военными, культурными и прочими отношениями. Как всякая сложная система, мировая экономика состоит из отдельных элементов, или подсистем. Таковыми можно считать группы стран, объединенных общими характеристиками. Как и в любой науке, в науке о мировом хозяйстве необходимы классификации отдельных его составных частей. Систематизация стран мира представляется важной и одновременно очень трудной задачей. Несмотря на огромный накопленный материал об особенностях формирования и развития отдельных стран, закономерностях формирования их внутренней экономической структуры, месте и роли стран в мировом хозяйстве, международном разделении труда, до сих пор нет общепризнанной типологии стран[1]. Это объясняется, во-первых, тем, что страны, являющиеся результатом деятельности обществ, гораздо более изменчивы, чем, например, объекты живой и тем более неживой природы; во-вторых, эта их изменчивость затрудняет поиск полностью сопоставимых объективных критериев. Классификации не только позволяют выявить основные тенденции в развитии мировой экономики, но и проводить анализ и сравнивать страны и их группы между собой. Но любая классификация полезна лишь тогда, когда можно выделить четкие критерии, классификационные признаки, позволяющие однозначно оценивать те или иные явления. В науке о мировой экономике таких единообразных критериев, увы, нет. Поэтому и существуют разные подходы к классификации стран мирового хозяйства – например, Международного валютного фонда, Всемирного банка, Организации Объединенных Наций, Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.

Важнейшим политическим и социально-экономическим последствием Второй мировой войны стал раскол прежде единого мирового хозяйства на две неравные части – мировое капиталистическое хозяйство, в которое входили промышленно развитые государства и развивающиеся страны (бывшие колонии и зависимые государства, так называемый третий мир), и мировое социалистическое хозяйство, которое образовали страны социалистического содружества во главе с СССР. Капиталистические и социалистические страны несколько десятилетий находились в состоянии "холодной войны" и боролись за влияние на молодые национальные государства, которые в большинстве своем получили политическую независимость в ходе национально-освободительного движения в послевоенный период и стремились к экономической независимости. В соответствии с этой классификацией в документах международных организаций все страны делились на промышленно развитые страны, страны с централизованно управляемой экономикой и развивающиеся страны. Такая классификация принимала во внимание принципы организации хозяйственной жизни, отраслевую и секторальную структуру экономики, уровень экономического развития, т.е. учитывала комплекс социально-экономических показателей.

Промышленно развитые страны (ПРС) занимали ведущие позиции в мировом хозяйстве. К ним относились США, Канада, западноевропейские страны, Япония, Австралия и Новая Зеландия. Все они находились на индустриальной стадии развития, в них сформировалось общество потребления с высоким уровнем жизни. ПРС были нс только основными производителями промышленной продукции и служили источниками достижений научно-технического прогресса для остального мира, но и обеспечивали большую часть мирового экспорта и импорта товаров и услуг и прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые направлялись из развитых стран главным образом в другие развитые страны. С начала 1950-х гг. сначала в Западной Европе, а затем и в других регионах развитого мира стали складываться интеграционные объединения.

Страны с централизованно управляемой экономикой (социалистические страны) представляли собой достаточно замкнутую группировку стран, которые фактически скопировали модель социалистической экономики с СССР: с общенародной собственностью, централизованным планированием и ценообразованием, уравниловкой в оплате труда, государственной монополией на внешнюю торговлю, в ряде стран – с однопартийной системой, но при этом с гарантированным конституцией правом на труд, отдых, бесплатными образованием и здравоохранением. Их внешнеэкономическая деятельность ограничивалась преимущественно внешней торговлей друг с другом и некоторыми главным образом слаборазвитыми странами. Торговля и другие формы сотрудничества с ПРС находились на низком уровне. Большинство социалистических стран входило в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ, образован в 1949 г.), деятельность которого постепенно эволюционировала в сторону социалистической экономической интеграции. В СЭВ входили СССР, Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Румыния, Болгария, Куба, Вьетнам, Монголия (Албания вышла из состава в 1961 г.). С 1949 г. до конца 1970-х гг. хозяйственный потенциал этих стран вырос в несколько раз, и к середине 1970-х гг. они производили более трети промышленной продукции мира. Помимо стран – членов СЭВ социалистическими были также Китай, КНДР и Югославия.

Развивающиеся страны (PC) составляли самую большую группу стран. В большинстве своем в прошлом они были колониями и зависимыми странами и получили независимость в результате национально-освободительной борьбы в послевоенные десятилетия, хотя часть из них (например, ряд латиноамериканских стран) стали самостоятельными государствами еще в XIX в. В наследство от колониального прошлого им достались неразвитость и отсталость. Неразвитость проявлялась, прежде всего, в низком уровне производительных сил: широком распространении ручного труда, слабой механизации, функциональной неграмотности большей части населения, высокой смертности и небольшой продолжительности жизни. Большинство PC имело аграрно- сырьевую специализацию, нередко – моноотраслевую экономику. Отсталость проявлялась в ярко выраженной многоукладности экономики с преобладанием традиционного уклада, основанного на сельском хозяйстве. В отличие от промышленно развитых стран, где росли доходы населения и постепенно выравнивались основные макроэкономические показатели, для этой группы стран мирового хозяйства были характерны центробежные тенденции, их расслоение по уровню экономического развития. В тот период многие латиноамериканские страны находились уже на индустриальной стадии развития и добились определенных успехов на пути реформ, в то время как азиатские и особенно африканские страны пребывали в глубокой нищете. Внутриполитическая обстановка была крайне нестабильной: междоусобные конфликты, гражданские войны, хунты, сменявшие друг друга, были привычным делом. Все это затрудняло преодоление отсталости и решение важнейших социально-экономических задач.

Тем не менее небольшая часть развивающихся стран в Юго-Восточной Азии (ЮВА) – Республика Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг, избрав с 1960-х гг. путь экспортно ориентированной индустриализации, сумели вырваться из нищеты и добиться экономических успехов. Опираясь на выгодное географическое положение, дешевизну рабочей силы, наличие природных ресурсов, привлекая иностранный капитал и содействуя своим товаропроизводителям в освоении заимствованных в ПРС технологий, эти страны превратились в новые индустриальные страны (ПИС), которые заняли особую нишу на мировом рынке как производители дешевой, относительно современной трудо- и ресурсоемкой продукции и полуфабрикатов, потеснив с привычных рынков компании промышленно развитых стран. Позднее, в 1980-е гг., эту модель индустриализации избрали и другие страны ЮВА (Индонезия, Филиппины, Таиланд, Малайзия) и некоторые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили) и тоже добились очевидных успехов.

Кризис мирового хозяйства на рубеже 1980–1990-х гг., когда распалась мировая система социализма, вызвал необходимость использования новой классификации стран с учетом перехода большей части социалистических стран к рыночным преобразованиям. Такая классификация получила отражение в ежегоднике МВФ "World Economic Outlook" ("Перспективы мировой экономики") и стала называться стандартной. С 1990-х гг. международные валютно-финансовые организации стали делить страны на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Последняя группа получила такой статус ввиду переходного характера типа хозяйства – от социалистического к рыночному. В ее составе 28 стран: бывшие социалистические государства Центральной и Восточной Европы (ДВЕ) и республики, входившие в СССР и образовавшие Содружество Независимых Государств (СНГ), а также Монголия. Рыночные реформы в странах ЦВЕ начались на рубеже 1980–1990-х гг., в республиках бывшего СССР – после его распада в 1991 г.

Восточноевропейские государства быстрее, чем страны бывшего СССР, прошли начальный, самый трудный этап формирования рынка, который сопровождался резким снижением ВВП, разорением многих предприятий, безработицей, высокой инфляцией, падением реальных доходов населения, отказом от части социальных функций государства, и уже с 1993–1994 гг. стали демонстрировать положительную динамику производства и преодолели негативные последствия системных преобразований. В 2004 г. Латвия, Литва, Эстония, Польша, Венгрия, Словения, Чехия и Словакия стали членами Европейского союза, в 2007 г. в него вступили Болгария и Румыния, в 2013 г. – Хорватия. Это стало официальным признанием завершения этапа формирования в них рыночных экономик. Де-юре эти страны сегодня относятся к развитым странам, хотя де-факто их рыночную экономику нельзя назвать зрелой.

Страны СНГ столкнулись с серьезными политическими и экономическими проблемами, не избежали военных конфликтов и даже внешней агрессии. Ход реформ во многих республиках СНГ предопределил отказ России в конце 1991 г. от плановой экономики и переход к либеральной (монетаристской) рыночной экономике. Руководство новых независимых государств стремилось выработать свою национальную политику реформ, отличающуюся по многим принципиальным вопросам от программы, реализованной российским правительством. Они, как и Россия, с распадом СССР потеряли более половины своего экономического потенциала, включая многочисленные кооперационные связи, существовавшие в рамках мощного единого народно-хозяйственного комплекса. В России единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизился почти в два раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год. Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на "латание дыр" в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, появление беспризорных детей и др.). Опыт "шоковой терапии" показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантией создания эффективной экономики. Несмотря на различные темпы и результаты реформ в бывших социалистических странах, можно выделить их общие направления. Основными составляющими системных реформ были:

• либерализация цен;

• приватизация государственной собственности и разгосударствление экономики;

• создание новых налоговой и бюджетной систем, адекватных рынку;

• реформирование денежно-кредитной сферы;

• создание новой банковской системы;

• формирование рыночного механизма регулирования внешней торговли;

• реформирование валютной сферы.

В 2004 г. Международный валютный фонд предложил новую классификацию стран мирового хозяйства. Она стала двухзвенной: выделяются развитые экономики (advanced economies) и другие страны с формирующимися рынками и развивающиеся страны {other emerging market and developing countries). МВФ не включает в классификацию страны, не являющиеся его членами, например Кубу и КНДР, а также страны, база данных по экономике которых еще не сформировалась, например Афганистан, Черногорию, Сомали и др. Среди указанных групп выделяются подгруппы. В частности, развитые экономики включают США, Канаду, страны зоны евро (на июль 2014 г. – 18 из 28 стран – членов Европейского союза), Великобританию, Норвегию, Швецию, Японию, Австралию, Новую Зеландию, Израиль, Мальту, другие развитые страны, в том числе Южную Корею, Сингапур, Гонконг и Тайвань. В более полную группу развитых стран включаются также Андорра, Бермудские острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг, Тайвань, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино (всего около 40 стран). Для развитых стран характерны постиндустриальная экономика с преобладанием сектора услуг в создании ВВП и занятости населения, высокий уровень экономического и научно-технического развития, высокое качество трудовых ресурсов, развитое гражданское общество, активное участие во всех формах международных экономических отношений. При всех различиях в масштабах экономики для этих стран характерно сближение их качественных характеристик. Тем не менее можно выделить подгруппу наиболее развитых стран – так называемую "Большую семерку" (G7 – США, Канада, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия)[2].

Страны с формирующимися рынками и другие развивающиеся страны, в свою очередь, делятся на страны Центральной и Восточной Европы, Россию, страны СНГ, развивающуюся Азию, в том числе Китай, Индию, страны АСЕАН-5 (Индонезию, Малайзию,

Филиппины, Таиланд и Вьетнам), страны Латинской Америки и Карибского бассейна, в том числе Бразилию и Мексику, страны Среднего Востока и Северной Африки, страны южнее Сахары, в том числе ЮАР[3].

В трактовке МВФ, под формирующимися рынками понимаются финансовые рынки, не достигшие своего полного развития, но открытые для иностранных инвесторов. Эта группа включает 33 страны и достаточно разнообразна по составу. Помимо собственно развивающихся стран (Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Индии, КНР, Малайзии, Мексики, Таиланда, Турции, Филиппин, Чили, Индонезии и Южной Африки) она включает страны с переходной экономикой (Болгарию, Венгрию, Россию, Польшу, Украину, Чехию) и ряд развитых стран (Гонконг, Грецию, Португалию, Израиль, Сингапур, Тайвань, Республику Корею). Во время мирового финансового кризиса 2008–2009 гг. страны с формирующимся рынком стали единственным источником роста мирового ВВП, в то время как страны с развитой рыночной экономикой испытали значительное падение экономики. В течение 2010 г. во многих странах с формирующимся рынком темпы роста быстро вернулись к докризисному уровню[4]. Это подтверждает тот факт, что именно эта группа стран готова продемонстрировать высокие темпы роста в последующие несколько лет.

Подгруппа "другие развивающиеся страны" также очень разнообразна по составу и включает:

• новые индустриальные страны;

страны среднеразвитого капитализма. Это бо́льшая часть стран Латинской Америки, страны Северной Африки, часть азиатских стран. Все они находятся на этапе индустриализации, осуществляют реформы, имеют многоукладную экономику, увеличивают свое присутствие на мировом рынке, экспортируя не только сырье, но и полупродукты, несложную и трудоемкую промышленную продукцию. Многие из них привлекательны для иностранного капитала. Однако по уровню экономического развития они отстают не только от развитых, но и от новых индустриальных стран;

слаборазвитые (беднейшие) государства. В настоящее время это 48 стран Африки (33 страны – все страны южнее Сахары, кроме ЮАР), Азии (14 стран, в том числе Бангладеш, Йемен, Мьянма, Непал и др.) и Латинской Америки (Гаити) из так называемого списка ООН. Их отличает аграрно-сырьевая специализация, низкая доля обрабатывающей промышленности в ВВП – менее 10%, грамотность взрослого населения – менее 20%, ВВП на душу населения – от 1035 и менее долл. в год. Страны характеризуются глубокой нищетой, слабыми законодательными институтами, плохо развитой экономикой и человеческими ресурсами. К этому часто добавляется и невыгодное географическое положение. Это самые бедные и структурно самые слабые страны, которые рассматриваются международным сообществом как требующие особого внимания, у них нет внутренних источников для саморазвития;

странычлены ОПЕК (Организации странэкспортеров нефти, ОРЕС). В настоящее время в этот межгосударственный картель входит 12 стран (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола). По имеющимся оценкам, более 80% разведанных запасов нефти в мире приходится на страны – члены ОПЕК, причем основная их часть сосредоточена на Ближнем Востоке: до 66% общих запасов ОПЕК. Страны очень разнятся по величине ВВП на душу населения, однако их объединяют роль ведущих экспортеров нефти, высокие темпы роста ВВП, массированный экспорт капитала и в то же время высокая зависимость от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей ввиду монотоварности экспорта. Осознавая исчерпаемость нефтяных запасов, некоторые из них стремятся диверсифицировать свою экономику, развивая другие отрасли, например международный туризм.

Среди стран с развивающимися рынками выделяют также небольшую подгруппу – страны БРИКС[5]. По мнению экспертов американской инвестиционной компании Goldman Sachs, к 2050 г. суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семерки) и обеспечат рост всей мировой экономики и фондовых рынков. На их долю в настоящее время приходится 40% населения планеты, 25% площади земной поверхности и около 20% мирового ВВП. Они уже контролируют около 43% мировых валютных резервов, и их доля продолжает расти. Совокупный валовой продукт в 2012 г. уже составил более 14 трлн долл. (по ППС), или 14,6% мирового, т.е. приблизился к ВВП США, и прогнозируется, что к 2025 г. их доля в мировом ВВП превысит 20%.

Если МВФ классифицирует страны мировой экономики по комплексу социально-экономических показателей, то Всемирный банк (ВБ) использует несколько единичных классификационных признаков. В частности, он делит все страны мира на группы лишь по одному универсальному показателю – ВИД (валовой национальный доход) на душу населения, отражающему уровень экономического развития[6]. При этом по методу Атласа выделяют три основные группы: страны с высоким, средним и низким доходом на душу населения. В свою очередь, группа стран со средним доходом разбита на две подгруппы – страны с доходом выше и ниже среднего. Пороговые значения ВНД на душу населения ежегодно меняются, но к группам стран в 2013 г. были отнесены: страны с низким доходом – 1035 долл. и ниже, ниже среднего – 1036–4085 долл., выше среднего – 4086–12615 долл., с высоким доходом – 12616 долл. и выше. Важнейшим изменением в классификации 2013 г. (2014 ф.г.) является переход Российской Федерации в группу стран с высоким уровнем дохода.

Использование одного этого показателя объясняется операционными и аналитическими целями ВВ. Например, страны с низкими доходами имеют доступ к льготным кредитам. Таким образом, в первую группу стран с высокими доходами включены как развитые, так и развивающиеся страны (по классификации МВФ). В частности, это такие нефтеэкспортирующие страны, как ОАЭ, Бруней, Катар. При этом развивающиеся страны присутствуют и в двух других группах стран, что подчеркивает большую дифференциацию этих стран по основным макроэкономическим показателям.

Еще одна классификация ВБ дает представление о распределении стран по состоянию внешней задолженности. К странам, имеющим наибольшую внешнюю задолженность, относятся страны, имеющие текущую стоимость обслуживания внешнего долга, превышающую 80% ВНД, или отношение текущей стоимости обслуживания которого к экспорту превышает 220%. К странам, имеющим умеренную задолженность, относятся страны, если хотя бы один из этих показателей превышает 60%, однако пока еще не достиг критического уровня[7].

Заслуживает внимания и классификация стран мировой экономики, которую даст ООН. С тех пор как в 1990 г. Программа развития ООН (ПРООН) издала свой первый "Доклад о человеческом развитии", концепция человеческого развития заняла центральное место в деятельности ООН. В соответствии с концепцией истинное богатство страны – люди; они и цель, и средство развития. Для раскрытия своего потенциала люди должны иметь возможность принимать решения, которые способствуют их самореализации, творчеству и удовлетворенности[8]. В докладах о человеческом развитии ПРООН разработан и ежегодно публикуется "Индекс человеческого развития" (ИЧР), который соединяет показатели продолжительности жизни, достижений в области образования и валового дохода. Индекс измеряет человеческое развитие по странам (и все чаще – по отдельным регионам внутри стран). ИЧР является гибким и широко используемым инструментом для измерения различий между странами и регионами в области ключевых достижений в человеческом развитии. Высокий уровень доверия к ООН и к ее специализированным структурам, включая ПРООН, а также методологические основания сделали ИЧР одной из самых авторитетных классификаций, характеризующих общественное развитие.

Индекс человеческого развития – это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий, как "качество жизни" или "уровень жизни". ИЧР измеряет достижения страны в отношении состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям, для которых разработаны следующие индексы:

1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

2. Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.

3. Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВИД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя. В 2010 г. семейство индикаторов, которые измеряют ИЧР, было расширено, а сам Индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИЧР, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ)[9].

В итоговом рейтинге все государства ранжируются на основе ИЧР и классифицируются но четырем категориям:

1) с очень высоким уровнем ИЧР;

2) с высоким уровнем ИЧР;

3) со средним уровнем ИЧР;

4) с низким уровнем ИЧР.

Так, в 2013 г. список стран, как и в прежние годы, возглавила Норвегия (0,955), в группу стран с очень высоким индексом ИЧР вошли также Австралия, США, Нидерланды, Германия, Новая Зеландия, Ирландия, Швеция, Швейцария, Япония, Канада, Южная Корея, Исландия, Гонконг (0,906). Страны с высоким индексом ИЧР – Дания, Израиль, Бельгия и др., включая Беларусь (0,793; 50-е место) и Россию (0,788; 55-е место). В группу стран со средним уровнем развития ИЧР вошли Казахстан, Венесуэла, Украина, Грузия, Иран, Азербайджан, Бразилия, Армения, Турция и др. Здесь индекс варьирует от 0,754 (у Казахстана; 69-е место) до Микронезии (0,645). Страны с низким уровнем ИЧР – от Гайаны (0,636; 118-е место), Киргизии и Таджикистана (122-е место) до Демократической Республики Конго (0,304; 186-е место).

Таким образом, используемые в экономической науке подходы к классификации стран позволяют ученым и специалистам всесторонне оценивать и сравнивать между собой разные страны и регионы.