Классификация средств обучения

В педагогической науке разработаны различные подходы к их систематизации. В частности, Т. В. Габай разработана классификация средств обучения: 1) по отношению средств к применяющему их субъекту и полноте охвата их функций; 2) по видам предмета опосредствуемых деятельностей; 3) по природе объектов, используемых в качестве средств[1]. Первое направление (средство и субъект деятельности) включает пять групп средств:

• всевозможные оптические, акустические приборы, а также ряд устройств, позволяющих человеку воспринимать информацию, представленную в чувственных модальностях;

• объекты, используемые при выполнении функций эффекторных органов субъекта;

• материальные объекты, несущие информацию о процедуре выполняемой деятельности (книги, руководства, механические и электронные устройства, а также другие люди – носители умения выполнять эту деятельность);

• устройства, обеспечивающие субъекта дополнительной энергией (роботы, автоматы, машины);

• протезы и аппараты телевизионного зрения для слепых.

Второе направление (средство и предмет деятельности) представлено материальными (собственно орудия) и информационными средствами (сигналы, выступающие в качестве стимулов, знаков, ориентиров и критериев выбора). Наконец, в качестве еще одного основания классификации средств деятельности выступает природа самого объекта, выполняющего функцию проводника воздействий субъекта на предмет деятельности. В этой связи выделяются живые и неживые средства. Разновидностью живых средств можно считать другого человека и домашних животных.

И. А. Зимняя отождествляет средства обучения и средства учебной деятельности, при этом, по мысли автора, средства учебной деятельности нужно рассматривать в трех планах. Во-первых, как лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия – анализ, синтез, обобщение, классификация и др., без которых никакая умственная деятельность невозможна. Во-вторых, как знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, как фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.

Е. А. Климов считает, что средства могут быть не только вещественными, но и процессуальными, функциональными; система средств обучения складывается с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Он представил свою классификацию средств, подразделив их на четыре группы: а) вещественные средства познания (приборы, машины); б) вещественные средства воздействия (применяемые в социальных, природных и технических системах); в) функциональные внешние средства, присущие субъекту; г) функциональные внутренние средства труда (несловесные и словесно-логические)[2].

Основным звеном в системе образования выступает ОГЛАВЛЕНИЕ образования. По мнению В. В. Краевского, оно является тем системообразующим элементом, который должны усвоить учащиеся в единстве образовательного и воспитательного аспектов. Именно ОГЛАВЛЕНИЕ образования является ядром, вокруг которого "нарастают" методы его освоения, средства, формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития учащегося. ОГЛАВЛЕНИЕ образования определяет способ усвоения и необходимые для этого состав и взаимосвязи средств обучения, поэтому исходным основанием для классификации средств обучения явилась предложенная рядом авторов (И. Я. Лернер, Μ. Н. Скаткин, В. В. Краевский) классификация содержания образования[3].

А. Ф. Меияев рассматривает средство обучения как материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения новых знаний. По мнению автора, средства обучения можно классифицировать по различным основаниям: субъекту деятельности; составу объектов; функции в учебном процессе; отношению к учебной информации и т.д.[4] Классификация средств обучения по А. Ф. Меняеву представлена в табл. 4.

Таблица 4

Классификация средств обучения (но А. Ф. Меняеву)[5]

Основания для классификации средств обучения

Названия средств

Составляющие средств

По субъекту деятельности

Средства преподавания

Речь преподавателя

Средства обучения

Речь преподавателя

По составу объектов

Материальные средства А. Наглядные:

1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты);

2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы);

3) проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды, диски, дискеты)

Учебники, пособия, таблицы, наглядные пособия, модели, макеты, учебно-технические средства, лабораторное оборудование, помещения, мебель; микроклимат; расписание занятий

Б. Идеальные (ранее усвоенные знания и умения; орудия освоения культурного наследия, новых культурных ценностей)

Речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, художествен ной литературы

По отношению к учебной информации

Средства изучения нового материала

Средства запоминания

Средства повторения

Средства закрепления

Средства контроля качества знаний (в том числе тесты)

Средства организации учебного процесса

Средства управления учебным процессом

Информационные

Персональные компьютеры, информационная управляющая система преподавателя; электронные доска, учебник; электронная почта; обучающие компьютерные игры, чаты, электронные журналы, видеоконференции; навигация по Сети, обучающие услуги в Интернете

По функциям в учебном процессе

Средства коммуникации (общения)

Средства учебной работы

А. В. Хуторской выделяет следующие основания для классификации средств обучения[6]:

• по составу объектов – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);

• по отношению к источникам появления – искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);

• по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

• по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

• по особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

• по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы, авторские видеозаписи);

• по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы, электронные учебники), лазерные (CD-ROM, DVD);

• по уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);

• по отношению к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (web- сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

В учебном процессе традиционно используются следующие средства обучения.

1. Идеальные: языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература); средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фотоматериалы и др.), учебные компьютерные программы; организующе-координирующая деятельность учителя; формы организации учебной деятельности на занятиях.

2. Материальные: отдельные тексты из учебника, пособий и книг; отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов; текстовый материал; средства наглядности (предметы, действующие макеты, экспонаты); технические средства обучения; лабораторное оборудование.

Материальные и идеальные средства не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства – с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: часто оба вида влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся[7].