Классификация средств обучения
В педагогической науке разработаны различные подходы к их систематизации. В частности, Т. В. Габай разработана классификация средств обучения: 1) по отношению средств к применяющему их субъекту и полноте охвата их функций; 2) по видам предмета опосредствуемых деятельностей; 3) по природе объектов, используемых в качестве средств[1]. Первое направление (средство и субъект деятельности) включает пять групп средств:
• всевозможные оптические, акустические приборы, а также ряд устройств, позволяющих человеку воспринимать информацию, представленную в чувственных модальностях;
• объекты, используемые при выполнении функций эффекторных органов субъекта;
• материальные объекты, несущие информацию о процедуре выполняемой деятельности (книги, руководства, механические и электронные устройства, а также другие люди – носители умения выполнять эту деятельность);
• устройства, обеспечивающие субъекта дополнительной энергией (роботы, автоматы, машины);
• протезы и аппараты телевизионного зрения для слепых.
Второе направление (средство и предмет деятельности) представлено материальными (собственно орудия) и информационными средствами (сигналы, выступающие в качестве стимулов, знаков, ориентиров и критериев выбора). Наконец, в качестве еще одного основания классификации средств деятельности выступает природа самого объекта, выполняющего функцию проводника воздействий субъекта на предмет деятельности. В этой связи выделяются живые и неживые средства. Разновидностью живых средств можно считать другого человека и домашних животных.
И. А. Зимняя отождествляет средства обучения и средства учебной деятельности, при этом, по мысли автора, средства учебной деятельности нужно рассматривать в трех планах. Во-первых, как лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия – анализ, синтез, обобщение, классификация и др., без которых никакая умственная деятельность невозможна. Во-вторых, как знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, как фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.
Е. А. Климов считает, что средства могут быть не только вещественными, но и процессуальными, функциональными; система средств обучения складывается с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Он представил свою классификацию средств, подразделив их на четыре группы: а) вещественные средства познания (приборы, машины); б) вещественные средства воздействия (применяемые в социальных, природных и технических системах); в) функциональные внешние средства, присущие субъекту; г) функциональные внутренние средства труда (несловесные и словесно-логические)[2].
Основным звеном в системе образования выступает ОГЛАВЛЕНИЕ образования. По мнению В. В. Краевского, оно является тем системообразующим элементом, который должны усвоить учащиеся в единстве образовательного и воспитательного аспектов. Именно ОГЛАВЛЕНИЕ образования является ядром, вокруг которого "нарастают" методы его освоения, средства, формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития учащегося. ОГЛАВЛЕНИЕ образования определяет способ усвоения и необходимые для этого состав и взаимосвязи средств обучения, поэтому исходным основанием для классификации средств обучения явилась предложенная рядом авторов (И. Я. Лернер, Μ. Н. Скаткин, В. В. Краевский) классификация содержания образования[3].
А. Ф. Меияев рассматривает средство обучения как материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения новых знаний. По мнению автора, средства обучения можно классифицировать по различным основаниям: субъекту деятельности; составу объектов; функции в учебном процессе; отношению к учебной информации и т.д.[4] Классификация средств обучения по А. Ф. Меняеву представлена в табл. 4.
Таблица 4
Классификация средств обучения (но А. Ф. Меняеву)[5]
Основания для классификации средств обучения |
Названия средств |
Составляющие средств |
По субъекту деятельности |
Средства преподавания |
Речь преподавателя |
Средства обучения |
Речь преподавателя |
|
По составу объектов |
Материальные средства А. Наглядные: 1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты); 2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы); 3) проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды, диски, дискеты) |
Учебники, пособия, таблицы, наглядные пособия, модели, макеты, учебно-технические средства, лабораторное оборудование, помещения, мебель; микроклимат; расписание занятий |
Б. Идеальные (ранее усвоенные знания и умения; орудия освоения культурного наследия, новых культурных ценностей) |
Речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, художествен ной литературы |
|
По отношению к учебной информации |
Средства изучения нового материала |
|
Средства запоминания |
||
Средства повторения |
||
Средства закрепления |
||
Средства контроля качества знаний (в том числе тесты) |
||
Средства организации учебного процесса |
||
Средства управления учебным процессом |
||
Информационные |
Персональные компьютеры, информационная управляющая система преподавателя; электронные доска, учебник; электронная почта; обучающие компьютерные игры, чаты, электронные журналы, видеоконференции; навигация по Сети, обучающие услуги в Интернете |
|
По функциям в учебном процессе |
Средства коммуникации (общения) |
|
Средства учебной работы |
А. В. Хуторской выделяет следующие основания для классификации средств обучения[6]:
• по составу объектов – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);
• по отношению к источникам появления – искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);
• по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
• по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);
• по особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);
• по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы, авторские видеозаписи);
• по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы, электронные учебники), лазерные (CD-ROM, DVD);
• по уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
• по отношению к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (web- сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).
В учебном процессе традиционно используются следующие средства обучения.
1. Идеальные: языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература); средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фотоматериалы и др.), учебные компьютерные программы; организующе-координирующая деятельность учителя; формы организации учебной деятельности на занятиях.
2. Материальные: отдельные тексты из учебника, пособий и книг; отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов; текстовый материал; средства наглядности (предметы, действующие макеты, экспонаты); технические средства обучения; лабораторное оборудование.
Материальные и идеальные средства не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства – с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: часто оба вида влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся[7].