Классификация религий
Религиозная классификация, как и любая другая, может иметь разные основания. Мы воспользуемся методологией М. Вебера, который, рассматривая проблему влияния религии па развитие экономики, политических систем, семьи и т.п., совмещал функциональный подход с историческим. Результаты сравнительного анализа он классифицировал с помощью разработанного им понятия "идеального типа", т.е. такого типа, который в реальности в чистом виде не существует, но аккумулирует базовые, фундаментальные признаки. Таким базовым признаком для классификации религий выступил тип пути спасения.
М. Вебер выделил пять религиозных или религиозно обусловленных этических систем регламентации жизни, число сторонников которых особенно велико – конфуцианство, буддизм, христианство, индуизм и ислам (рис. 9.2). В качестве шестой назван иудаизм, так как в нем содержатся решающие исторические предпосылки для понимания двух из мировых религий, а также в силу его "отчасти действительного, отчасти мнимого" значения в развитии современной хозяйственной этики Запада.
Рис. 9.2. Типология религиозных этических систем (по М. Веберу)
Буддизм – самая древняя из мировых религий, сформировавшаяся в VI–V в. до н.э. (в Россию первые ламы пришли около 400 лет назад). Буддизм характеризуется тремя главными признаками: признание непостоянства мира и особого места человека в нем, отсутствие вечной души, определение жизни как страдания и цепи бесконечных перерождений.
Христианство возникло в I в., выделившись среди мистико-мессианских движений в восточной части Римской империи. Оно дифференцировано на три ведущих ветви: православие, католицизм и протестантизм.
Православие. В его рамках существуют религиозные объединения, имеющие одни и тс же обряды, но конфликтующие между собой. Истоки конфликта – в политической ситуации 1920-х гг., когда после окончания Гражданской войны Российская православная церковь разделилась на три ветви:
1) Русскую православную церковь (РПЦ), лояльную советской власти;
2) Русскую зарубежную православную церковь (РЗПЦ), объединившую монархическую русскую эмиграцию и имеющую до полумиллиона последователей, проживающих более чем в 30 странах мира;
3) Истинно православную церковь (катакомбную), не признавшую большевиков и ушедшую в подполье.
Еще одно течение в православии – старообрядцы. Оно возникло после того, как в середине XVII в. произошел раскол в Российской православной церкви из-за отказа части верующих признать церковную реформу патриарха Никона. Они были прокляты на Церковном соборе, и лишь в 1971 г. анафема была снята. Насчитывается около двух миллионов последователей Русской православной старообрядческой церкви в разных странах. Старообрядцев отличают строгий аскетизм, ограничения в еде, питье, приверженность старым традициям и обрядам, образу жизни.
Католицизм – одно из основных направлений христианства, оформившееся как вероучение и церковная организация после разделения церквей в 1054 г. Католическая церковь строго централизована, имеет единого главу – римского папу. Особенность вероучения – почитание Богоматери, догматы о непорочном зачатии и телесном вознесении, догмат о чистилище.
Протестантизм – третье главное направление христианства. Днем его рождения считается 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер прибил к воротам в городе Виттенберге свои 95 тезисов. К протестантизму стали относить все отделившиеся от римско-католической церкви течения, такие как лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптисты, мсннониты, квакеры, методисты и адвентисты. Для протестантов церковь – сообщество равных между собой христиан, без разделения на священников и мирян, здесь отсутствует культ Богородицы, почитание икон и крестного знамения. Однако протестантские течения несколько различаются по обрядности. Так, форма богослужения у квакеров – молчаливая молитва: пребывая вместе, они в молчании ожидают, пока Бог не объединит их внутренне.
Ислам – самая молодая из трех мировых религий после буддизма и христианства – зародился в начале VII в. среди племен Западной Аравии. Главная священная книга мусульман – Коран, составлена из записей проповедей основателя ислама пророка Мухаммеда, услышавшего эти тексты от самого Бога. Ислам не только религия, но и образ жизни. Ему не свойственно разделение светского и духовного. В исламе нет в строгом смысле духовенства, поскольку он не признает посредника между Богом и человеком. С середины VII в. начинается обращение в ислам народов Закавказья и Средней Азии. Внутри ислама выделяются течения суннитов и шиитов.
Иудаизм основан па вере в Единого Бога-Творца и отвергает наличие какого-либо посредника в отношениях Бога и человека. Эта религиозная традиция в еврейской среде обозначается обычно понятием "Тора". Тора в широком смысле слова регламентирует все стороны человеческой жизни: от интимных отношений и правил поведения в храме до принятия пищи и законов ритуальной чистоты и нечистоты.
Различия между религиями проявлялись и в разнице в типах человека, выступавшего носителем той или иной религиозной традиции и соответствующей картины мира. И хотя в современном светском обществе сама религия отходит на второй план, тип человека, появившийся в ее рамках, сохраняется, как сохраняется и деление на основные типы цивилизаций на Земле – по религиозному признаку. Здесь надо понимать, что тип религии, в свою очередь, обусловлен особенностями природной среды, что и транслируется на человека, воспринимающего ее постулаты. Иными словами, все эти факторы связаны между собой и выражены через особенности той или иной культуры (подробнее об этом см. гл. 2).