Классификация предприятий торговли
ГОСТ Р 51773-2009 "Услуги торговли. Классификация предприятий торговли" предусматривает классификацию розничных торговых предприятий по видам и типам магазинов, соответствующей им торговой площади, ассортименту товаров и формам торгового обслуживания. Прежде чем рассмотреть данную классификацию, следует уточнить некоторые определения.
Типизация - это процесс унификации магазинов. Типизация магазинов заключается в отборе существующих и разработке новых рациональных, технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов, подлежащих массовому распространению.
Площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей (Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
В соответствии с ГОСТ Р 51773-2009 предприятия торговли подразделяют на классификационные группы в зависимости от различных признаков:
- по формам собственности (частные, государственные, муниципальные, унитарные, кооперативные и др.);
- по видам торговли (предприятия оптовой (мелкооптовой) торговли, предприятия розничной торговли);
- по специализации торговой деятельности (универсальные, специализированные, неспециализированные: с комбинированным ассортиментом, со смешанным ассортиментом);
- по способу организации торговой деятельности (сетевые (торговая сеть), автономные, фирменные и др.);
- по виду торгового объекта (стационарные, нестационарные);
- по формам торгового обслуживания покупателей (с полным самообслуживанием, с частичным самообслуживанием, с индивидуальным обслуживанием (в том числе через прилавок), с обслуживанием по предварительным заказам, с обслуживанием по образцам, с обслуживанием по каталогам и др.);
- по условиям реализации товаров (наличие или отсутствие торгового зала): магазины и объекты мелкорозничной торговой сети.
- по типам предприятий торговли (гипермаркет, универмаг, магазин-склад, центр оптовой и мелкооптовой торговли, универсальный общетоварный продовольственный склад, универсальный общетоварный непродовольственный склад, универсам, супермаркет, гастроном, магазин "Продукты", минимаркет, торговый дом, специализированные магазины, кеш-энд-керри (cash & carry), дискаунтер и др.
Существует понятие формата розничного магазина. Это набор характеристик, присущих какому-либо виду магазина. Такими характеристиками являются:
- площадь торгового зала;
- количество товарных позиций;
- уровень обслуживания покупателей;
- технология размещения товара.
Есть следующие форматы розничной торговли: дискаунтер, магазин у дома, супермаркет, гипермаркет, cash & carry, универсам, универмаг.
Дискаунтер (от англ. discount - скидка, делать скидку) - магазин с широким ассортиментом лучших товаров по оптовым ценам. Управление таким магазином направлено на снижение издержек за счет минималистского исполнения торгового зала, упрощенной выкладки товаров, снижения количества работающего персонала.
В случае наличия достаточно большой сети таких магазинов практикуется постоянное перемещение партий товара из одного магазина в другой, где есть больший спрос на данный товар. Таким образом, достигается экономия на складских помещениях.
Первые магазины низких цен появились в Германии в середине 1950-х годов в условиях относительной экономической стабильности и минимальной инфляции. В период экономического кризиса дискаунтеры пользуются повышенной популярностью. Посещаемость и оборот продуктов в этот период вырастает существенно - на 20-40%.
Сети магазинов-дискаунтеров - "Дикси", "Магнит", Fix Price, Spar, Lidl, Alcli, "АТБ-Маркет".
Магазин у дома (магазин "шаговой доступности") - небольшой магазин, предназначенный для обеспечения текущих потребностей живущих неподалеку покупателей. Зачастую расположен непосредственно в самом доме, на его первом или цокольном этаже.
Ассортимент такого магазина должен быть максимально сбалансированным и состоять из товаров повседневного спроса, поскольку покупки "рядом с домом" совершаются ежедневно и включают в себя основные товары потребительской корзины.
Супермаркет (англ. supermarket - сверхрынок) - крупный универсам по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков, а также бумажных изделий для домашнего хозяйства, мыла, порошков для стирки и средств для мойки посуды, предметов санитарии и гигиены, книг в бумажных обложках, комнатных цветов и растений, продуктов для домашних животных (собачьего и кошачьего корма), автомобильных товаров, игрушек, поздравительных открыток, косметики, посуды, лекарств (продающихся без рецепта), бытовой техники и т.п. В некоторых супермаркетах есть свои хлебопекарни, предлагаются различные услуги (брокерские, страховые и др.). Супермаркеты часто являются отделениями крупных торговых сетей.
Гипермаркет - это предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 5000 м2.
Cash & carry - формат торговли. Обычно магазин формата cash & carry - это магазин самообслуживания, предоставляющий возможность покупателям приобретать различные товары в розницу и мелким оптом.
Магазины cash & carry ориентированы на мелкооптовых и оптовых покупателей, приобретающих товары за наличный расчет. Политика низких цен и постоянное наличие оптовых и мелкооптовых партий товаров позволяет поддерживать высокий товарооборот во всех категориях продукции. Магазин cash & carry предоставляет широкий ассортимент как продуктов питания, так и промышленных товаров. Глубина же ассортимента каждой из товарных групп менее разнообразна, чем в гипермаркете. Магазин данного формата работает по нескольким прайс-листам в зависимости от объема покупки. Поскольку основными клиентами являются оптовые и мелкооптовые покупатели, оформление покупки предполагает оперативное составление бухгалтерских документов, предоставление дополнительных документов на товар в точках продаж.
Универсам (сокр.: универсальный магазин самообслуживания) - магазин, в прейскуранте которого находится широкий выбор товаров разных категорий, однако большая часть ассортимента приходится на продовольственные товары. В отличие от обычного магазина в универсаме большинство товаров расположено на витринах в открытом доступе. Покупатель сам выбирает, что ему нужно, и расплачивается на кассе при выходе из магазина.
Универмаг (сокр.: универсальный магазин) - крупный магазин, осуществляющий торговлю широким ассортиментом продовольственных и/или промышленных товаров. Первые универсальные магазины появились во Франции в середине XIX века и впоследствии получили широкое распространение в других странах.
Чаще всего универсальные магазины располагаются в отдельно стоящих зданиях или торговых центрах. Наличие в универмаге большого ассортимента товаров дает возможность покупателям приобрести в одном магазине все необходимые товары, что упрощает и ускоряет процесс покупки. Для удобства покупателей в универмагах применяют самообслуживание и продажу товаров с открытой выкладкой.
В целом в России имеет место универсализация торговых предприятий и растет число магазинов со смешанным ассортиментом.
Число специализированных магазинов в России, начиная с 1991 г., заметно сократилось. Специализированные магазины ("Диета", "Океан", "Колбасы", "Овощи-фрукты", "Булочные" и др.) не выдержали конкуренции с другими магазинами и расширили свой ассортимент. Однако специализированные магазины имеют ряд преимуществ перед универсальными, комбинированными и смешанными. Они серьезно работают с одной товарной группой, что сокращает количество персонала и упрощает процесс оформления бумажной документации, тесно взаимодействуют с поставщиками, обеспечивая скидки на товары. В перспективе количество специализированных магазинов должно увеличиваться. Особенно это касается таких магазинов, в которых реализуются товары редкого спроса: дорогие парфюмерно-косметические товары, модная одежда, изысканные вина.