Классификация определений культуры
Первое серьезное обобщение определений культуры было сделано в работе американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона "Культура. Критический обзор концепций и дефиниций". В ней обозначены следующие основные типы определений культуры[1]:
• описательные определения, в которых перечисляется все то, что охватывает понятие культуры;
• исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиции;
• нормативные определения, подчеркивающие роль ценностей и норм;
• психологические определения, делающие акцент на процессы адаптации к среде, научения;
• структурные определения, акцентирующие внимание на структуре культуры;
• генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения.
Задание. Определите, к какой категории относятся следующие подходы и дефиниции культуры.
1. Г. Риккерт (1863–1936): "Итак, будем придерживаться вполне совпадающего с общепринятым языком понятия культуры, т.е. понимать под культурой совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей..."
2. Ф. Боас (1858–1942): "Культуру можно определить как совокупность ментальных и физических реакций и действий, которые характеризуют поведение индивидов, составляющих социальную группу".
3. Л. Уайт (1900–1975): "Культурой являются все черты образа жизни каждого народа, которые зависят от способности к символизации и могут быть рассмотрены в экстрасоматическом контексте".
4. М. Арнольд (1822–1888): "Культура – стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того,
0 чем думают и говорят... Культура – это стремление к благозвучию и свету, главное же – к тому, чтобы и благозвучие, и свет преобладали".
5. Ф. Бродель (1902–1985): "Культура – это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста".
6. 3. Фрейд (1856–1939): "Культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми".
7. А. Лосев (1893–1988): "Культура – это предельное обобщение всего".
8. П. Сорокин (1889–1968): "Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или инди – видуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность... Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры". ■
В современной отечественной науке накоплен значительный диапазон взглядов, представлений, концепций. Часть из них будет рассмотрена в других главах учебника, по ходу обращения к тем или иным проблемам курса. Здесь представим концепцию, изложенную российским философом В. С. Степиным, который определяет культуру как "систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях"[2].
С одной стороны, культура не тождественна обществу, а является лишь особым аспектом социальной жизни (в противном случае не нужно было бы двух терминов для обозначения одной и той же реальности). С другой – культура пронизывает все без исключения состояния социальной жизни, и нет ни одного социального феномена, который был бы изолирован от влияния культуры, не нес бы на себе печати ее воздействия.
Кажущееся противоречие между этими утверждениями снимается, если культуру рассмотреть как систему информационных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт, который выступает по отношению к различным видам деятельности, поведения и общения (а значит, и всем порождаемым ими структурам и состояниям социальной жизни) как их надбиологические программы.
...Таким образом, наряду с биологическим, генетическим кодом, который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система – социокод, посредством которого передается от человека к человеку, от поколения к поколению развивающийся массив социального опыта.
Условием хранения и трансляции этого опыта является его фиксация в особой знаковой форме, функционирование составляющих его элементов в качестве семиотических систем. Культура предстает как сложно организованный и развивающийся набор таких систем.
Степин В. С. Указ. соч. С. 342.
Так или иначе, попытки определения культуры выстраиваются вокруг универсалий, т.е. основ понимания мира и места человека в нем. В культурных универсалиях аккумулируется мировоззрение, специфичное для того или иного этапа культурной эволюции. Набор универсалий достаточно стабилен, так как он определяется универсальной физической природой человека, универсальными биологическими потребностями, общими проблемами, возникающими у человека в процессе жизни.
Американский антрополог Дж. Мердок, занимаясь кросскультурными исследованиями и проводя сравнительный анализ культур, обосновал концепцию универсальной модели культуры. Эта модель, построенная в 1967 г. на огромном фактическом материале, содержала 47 культурных черт, аккумулирующих такие общие, присущие всем культурам, элементы, как возрастная градация и обычаи, связанные с переходом от одного периода к другому, обычай украшать себя, приготовление пищи, кооперация труда, образование, декоративное искусство, музыка, гадание, празднества, ритуалы, обычай дарить подарки, игры, родственные группы, запрет кровосмешения, язык, закон, суеверия, статусная дифференциация, сексуальные ограничения, наблюдения за погодой и т.п.
В. С. Степин группирует универсалии культуры в два больших и связанных между собой блока.
К первым относятся категории, которые фиксируют наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов, включаемых в человеческую деятельность. Они выступают в качестве базисных структур человеческого сознания и носят универсальный характер, поскольку любые объекты (природные и социальные), в том числе и знаковые объекты мышления, могут стать предметами деятельности. Их атрибутивные характеристики фиксируются в категориях "пространство", "время", "движение", "вещь", "отношение", "мера", "случайность", "необходимость" и т.д.
Что же касается специфики культур, определяющейся этническими, национальными их особенностями, то в этих культурах проявляются своеобразные инварианты культурных универсалий. По внутренне они восходят к некоторому абстрактному, общему содержанию, отражающему глубинные структуры человеческого сознания.