Классификация норм права
В целях изучения особенностей правовых норм важное значение имеет рассмотрение вопроса о видах норм права, т.е. об их разнообразии, отличии одной группы норм от другой; об их роли в правовом регулировании; в связи с чем в одном случае субъекты права обязаны совершать определенные действия, а в других — воздерживаться от их совершения.
Для отнесения правовой нормы к определенному виду важное значение имеет классификация, критерий, избранный в качества основания для классификации.
Классификация правовых норм позволяет, во-первых, определить место каждого вида правовых норм в системе права; во-вторых, уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования; в-третьих, определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения; в-четвертых, сделать более совершенной правотворческую и правоприменительную деятельность.
По субъектам правотворчества различают нормы;
— исходящие от государства. Это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент);
— непосредственно от граждан. Эти нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сход граждан и т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.
По социальному назначению и роли в правовом регулировании:
1) регулятивные (нормы — правила поведения) — нормы, связанные с правомерным поведением; непосредственно направлены на регулирование отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм:
— управомочивающие — нормы, которые предоставляют право на какие-либо положительные действия (договор дарения, купли-продажи, перевозки и др.), в том числе и обращения за защитой субъективного права,
— обязывающие — нормы, которые налагают на субъектов права реализацию определенных действий (уплата долга, штрафа, возврат долга, вещи и др.),
— запрещающие — нормы, которые предполагают пассивное выполнение обязанности, т.е. но своему содержанию это также обязывающие нормы, однако ОГЛАВЛЕНИЕ обязанности не предполагает специальных (активных) действий (например, выполнение уголовно-правовых запретов).
Особенность регулятивных норм состоит в том, что они имеют представительно-обязывающий характер. Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей и составляют большинство норм права;
2) охранительные (нормы — стражи порядка) — нормы, связанные с государственным принуждением и рассчитанные на неправомерное поведение (например, нормы уголовного, административного и других отраслей права). Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной и охранительной. В них находят выражение способы регулирования;
3) специализированные — нормы специального действия, направленные на нормальное функционирование регулятивных и охранительных норм:
а) обеспечительные (нормы-гарантии) — содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов реализации права;
б) декларативные (нормы-объявления) — провозглашают задачи, принципы той или иной правовой деятельности, правовых норм. Таковой является, например, норма ст. 1 ГК РФ, закрепляющая задачи ГК РФ. Часть 2 ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
в) дефинитивные (нормы-определения) — формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.);
г) коллизионные (нормы-арбитры) — призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями, устанавливают порядок выбора и применения конкретных правовых норм из нескольких. Кроме того, коллизионные нормы призваны решать столкновение норм, разрешение конфликтных ситуаций. Коллизионные нормы подразделяются:
— на темпоральные (временные) — нормы, которые снимают конфликты между нормами права, принятыми в разное время, по одному и тому же вопросу,
— пространственные — нормы, которые разрешают противоречия между юридическими нормами одинаковой юридической силы, но имеющими разную "пространственную юрисдикцию" (например, нормы права по одному и тому же вопросу разных субъектов РФ),
— иерархические — нормы, которые снимают конфликты между нормами разной юридической силы, например когда существует "конфликт" между Конституцией РФ и федеральными законами, преимущество имеют нормы Конституции РФ;
д) оперативные (нормы-инструменты) — устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.
По предмету правового регулирования различают нормы:
— конституционного;
— гражданского;
— уголовного;
— административного;
— трудового и иных отраслей права.
Отраслевые нормы могут подразделяться:
— на материальные — являются правилами поведения субъектов;
— процессуальные — содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
По методу правового регулирования выделяются:
— императивные — имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права;
— диспозитивные — им присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях;
— рекомендательные — обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения;
— поощрительные — это предписания относительно предоставления определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.
По сфере действия выделяют нормы права:
— общего действия — распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства;
— нормы ограниченного действия — имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов государственной власти краев, областей и др.;
— локальные нормы — действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
По форме выражения предписания выделяют:
— управомочивающие нормы — предоставляют субъектам право па совершение предусмотренных в них положительных действий. Оперируют данные нормы словами "вправе", "имеет право". Эти нормы свидетельствуют о разрешении, дозволении выбора субъектами права варианта правомерного поведения;
— обязывающие нормы — закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Позитивное обязывание выражается в тексте норм операторами "обязан", "должен";
— запрещающие нормы — требуют воздержаться от названного в них варианта поведения, которое законом признается правонарушением. Цель запрещающих норм — предотвратить возможные нежелательные действия, могущие причинить ущерб общественным интересам.
Некоторые исследователи отождествляют обязывающие и запрещающие нормы. Однако обязанность и запрет — не идентичные понятия. Обязанность всегда предусмотрена по отношению к позитивному поведению
и представляет собой указание конкретных вариантов из возможного множества; запрет же — указание нежелательных вариантов и оставление всего остального множества на усмотрение субъекта. Если обязывание предполагает активные положительные действия субъектов права, воплощая в себе динамическую форму осуществления функций юридических норм, то запрет ориентирован на пассивное поведение субъектов и связан со статической формой осуществления функций правовых норм.
Запрет всегда предполагает абсолютные или относительные ограничения, он может быть обнаружен путем анализа и в управомочивающих, и в обязывающих нормах. Однако лишь в запрещающих нормах он сформулирован прямо и непосредственно. Операторами волевого поведения в запрещающих нормах являются слова "запрещается", "не вправе", "не может быть" и др. Например, ст. 21 ТК РФ устанавливает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).
В современной юридической науке существует вид правовых норм — "каучуковые" нормы, т.е. нормы неопределенного, эластичного содержания, включающие в себя формулировки, в которые может быть вложен различный смысл ("добрая совесть", "добрые нравы", "разумный срок" и т.п.). Недавно такие нормы появились в российском гражданском праве. ОГЛАВЛЕНИЕ "каучуковых" норм определяется судом в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела, поведения сторон и исходя из обычаев гражданского и торгового оборота. Это вносит некоторую неопределенность в отношениях между субъектами и расширяет правомочия суда.
По степени определенности нормы подразделяются:
- на абсолютно определенные — нормы, детально регулирующие поведение сторон (например, гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и др.);
— относительно определенные — нормы, которые, устанавливая правила поведения, предоставляют возможность уточнить его в конкретном случае, например, с помощью договора.