Классификация норм права
Классификация юридических норм позволяет четко определить место каждого вида юридических норм в системе права и тем самым выявить его системообразующие связи. Классификация предназначена для лучшего уяснения функции правовых норм и их роли в механизме правового регулирования, более точного определения границ и возможностей регулирующего воздействия права на общественные отношения. Значение классификации также в том, что она позволяет значительно усовершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность в Российском государстве.
Правильность и полнота классификации зависит от выбора ее основания, которым, как правило, выступает наиболее существенный признак, определяющий все остальные признаки классифицируемого явления.
Наиболее существенным признаком правовых норм является их функциональная роль в механизме правового регулирования.
По функциональной роли в механизме правового регулирования выделяют следующие виды норм: исходные правовые нормы, нормы – правила поведения (нормы непосредственного регулирования человеческого поведения), общие нормы и специальные нормы.
Отличительным признаком исходных (отправных, первичных, учредительных) норм является их общий характер, высокая степень абстрагирования, особая роль в механизме регулирования общественных отношений. С помощью этих норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия. Исходные правовые нормы получают логическое развитие и конкретизацию в нормах – правилах поведения.
Разновидностью данной группы норм являются нормы- начала, которые представляют собой предписания, закрепляющие устои государственного строя, основы социально- экономической, политической и государственной жизни общества. Нормы-начала сосредоточены в конституции государства, развиваются в нормах-принципах. Например, ст. 1 Конституции РФ представляет собой норму-начало, так как она определяет наименование государства, его форму правления, государственное устройство и другие основополагающие факты.
Статья i Конституции РФ
1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны...
Нормы-принципы – это законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. В соответствии с классификацией правовых принципов эти нормы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Например, ст. 49 Конституции РФ закрепляет уголовноправовой принцип презумпции невиновности.
Статья 49 Конституции РФ
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда...
Определительно-установочные нормы представляют собой предписания, определяющие цели и задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования.
Примерами определительно-установочных норм являются ст. 1 и 2 ГК РФ, определяющие задачи гражданского законодательства и отношения, регулируемые им.
Нормы-дефиниции – это предписания, содержащие полное или неполное определение правовых категорий и понятий. Примером таких норм являются нормы, закрепляющие понятия преступления, административного правонарушения, гражданства, предпринимательской деятельности. Дефинитивные нормы выполняют в основном направляющую функцию в механизме правового регулирования.
Их отсутствие в системе права лишило бы законодательство ясности, а процесс его применения сделало бы крайне затруднительным либо вообще невозможным. Отсутствие определений ряда понятий в современном российском законодательстве снижает эффективность юридических норм, вызывает отдельные коллизии в правоприменительной практике. Так, следовало бы дополнить законодательство такими определениями, как "закон", "ненормированное рабочее время" и некоторыми другими. Принимаются, напротив, и законы с избыточными определениями, описывающими различные явления (например, определение воды). К исходным нормам относятся принципы. Их роль в механизме правового регулирования состоит в установлении основополагающих идей законодательства.
Непосредственно регулируют человеческое поведение нормы права – нормы-правила поведения, которые указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия их реализации, вид и меру реакции государства по отношению к правонарушителям. Нормам данного типа присущ предоставительно-обязывающий характер, соответственно которому они устанавливают для участников общественных отношений (субъектов) охраняемые и гарантируемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности. В результате такого целенаправленного регулятивного воздействия норм-правил поведения на то или иное фактическое общественное отношение это отношение приобретает характер правового, а его участники становятся субъектами данного правоотношения. В нормах-правилах поведения получают логическое развитие и материализацию исходные правовые нормы. Нормы-правила поведения не однородны, они разделяются на виды по разным основаниям.
Разделение норм права на общие и специальные отражает различие норм по степени общности и объему (сфере) действия. Общие нормы – это предписания, которые присущи общей части любой отрасли права и распространяют свое действие на все или на большую часть институтов соответствующей отрасли права. Общие нормы могут иметь не только отраслевое, но и межотраслевое значение. Например, нормы, составляющие столь большой межотраслевой институт, как институт собственности.
Специальные нормы – это предписания, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п. Специальные нормы детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности.
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) выделяют нормы гражданского, уголовного, трудового и иных отраслей права. Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловливают особенности и относительную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют отрасль права.
Отраслевые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.
Процессуальные нормы носят организационно-процедурный, управленческий характер. Они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. Процессуальные нормы по отношению к материальным всегда носят производный, вторичный характер. Различие между нормами процессуальными и материальными в том, что первые отвечают на вопрос "как", а вторые – "что". Не все процессуальные нормы объединены в обособленные отрасли права, чаще они образуют своеобразную правовую совокупность, создают определенный раздел соответствующей отрасли права.
По методу правового регулирования выделяют императивные и диспозитивные нормы.
Императивные нормы – категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Так, например, исходные нормы всегда императивны.
Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам правоотношений возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывают обязательный вариант поведения. Этот факт обусловливает особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки соответствующего правила поведения включает в себя выражение: "если иное не предусмотрено законом или договором".
Диспозитивные нормы могут быть также поощрительными или рекомендательными.
Поощрительные нормы – это правовые предписания относительно предоставления определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.
Поощрительные нормы российского права выполняют важные функции, так как выступают в качестве: а) средства обеспечения реализации правил общежития, некоторых технико-юридических и эстетических норм; б) фактора упрочения различных видов государственной дисциплины; в) стимулятора социальной активности индивидуальных и коллективных субъектов права; г) способа согласования общественных и личных интересов граждан; д) средства воспитания правосознания; е) положительного катализатора развития общественных отношений; ж) фактора мотивации правомерного поведения; з) разновидности социального контроля.
Поощрительные нормы права оказывают стимулирующее воздействие на самые разнообразные виды деятельности. Несмотря на то что количество поощрительных норм растет, их правовая природа остается спорной.
Особенности поощрительных норм выражаются в том, что им присущи: а) своеобразный способ воздействия на волевое поведение лип и коллективных образований; б) особое ОГЛАВЛЕНИЕ; в) специфика их социального назначения.
При поощрительном характере норм лицо не обязыва- ется, а побуждается к достижению полезного для государства результата. Способ воздействия этой нормы в отношении ее адресата таков, что добиваться или не добиваться указанного в норме результата, а значит, и государственного поощрения, – добровольное дело субъекта. Особенности содержания поощрительных норм, прежде всего, связаны с закреплением в них заслуги. Заслуга – фактическое и юридическое основание для государственного поощрения.
Заслуга устанавливается за следующие варианты поведения: 1) добросовестное и точное выполнение субъектами возложенных на них юридических и общественных обязанностей; 2) совершение участниками общественных отношений деяний, не предусмотренных правовой нормой, но полезных для государства и превосходящих обычные требования.
Учитывая сказанное, можно определить поощрительные нормы как обеспечиваемое государством предписание общего характера относительно возможного предоставления определенной меры поощрения за полезный для государства вариант поведения, состоящий в добросовестном выполнении юридических и общественных обязанностей либо в достижении установленных результатов, превосходящих обычные требования, в целях повышения социальной активности субъектов права в различных сферах жизни общества.
Выделяют также рекомендательные нормы, которые устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, имея в виду проведение адресатами данных рекомендаций организационно-хозяйственных и воспитательных мероприятий или высокой ответственности и творческой инициативы.
По форме выражения предписания выделяют управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы.
Управомочивающие (дозволяющие) нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий. Оперируют данные нормы словами "вправе", "имеет право". Эти нормы свидетельствуют о разрешении, дозволении выбора субъектами права варианта правомерного поведения.
Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Позитивное обязывание выражается в тексте норм словами "обязан", "должен".
Запрещающие нормы требуют воздержаться от названного в них варианта поведения, которое законом признается правонарушением. Цель запрещающих норм – предотвратить возможные нежелательные действия, могущие причинить ущерб общественным интересам.
Некоторые исследователи отождествляют обязывающие и запрещающие нормы. Однако обязанность и запрет – не идентичные понятия. Обязанность всегда предусмотрена по отношению к позитивному поведению и представляет собой указание конкретных вариантов из возможного множества; запрет же – указание нежелательных вариантов и оставление всего остального множества вариантов поведения на усмотрение субъекта. Если обязывание предполагает активные положительные действия субъектов права, воплощая в себе динамическую форму осуществления функций юридических норм, то запрет ориентирован на пассивное поведение субъектов и связан со статической формой осуществления функций правовых норм.
Запрет всегда предполагает абсолютные или относительные ограничения, он может быть обнаружен путем анализа и в управомочивающих, и в обязывающих нормах. Однако лишь в запрещающих нормах он сформулирован прямо и непосредственно и выражается словами "запрещается", "не вправе", "не может быть" и др. Так, например, ст. 133 Трудового кодекса устанавливает, что "месячная заработная плата работника... не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера".
По субъекту правотворчества, т.е. в зависимости от органа, издающего те или иные юридические нормы, они подразделяются на нормы закона, обладающие высшей юридической силой, и нормы подзаконных актов, содержащиеся соответственно в подзаконных нормативных актах, издаваемые на основе и во исполнение законодательных норм.
По сфере действия нормы права делятся на нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.