Классификация маркетинга
Классифицировать маркетинг можно по следующим критериям:
o ориентация маркетинговой деятельности;
o охват рынка;
o область применения маркетинга;
o состояние спроса и др.
В зависимости от ориентации маркетинговой деятельности бывает:
o маркетинг, ориентированный на товар;
o маркетинг, ориентированный на потребителя;
o интегрированный маркетинг.
Маркетинг, ориентированный на товар, направлен на разработку принципиально нового товара, до этого момента не существовавшего па рынке. Этим товаром может быть как предмет, изделие, так и услуга, технология, определенная информация, которую можно продать. Обычно подобный продукт производится на основе применения новейших технологий и воплощает в жизнь идеи, возникшие на основе развития науки, техники и технологии.
Возможность продать товар существует лишь в случае наличия потребителя, заинтересованного в произведенной новинке. Поэтому маркетинг, ориентированный на потребителя, дает больше шансов производителю для реализации товара (услуги). В этом случае маркетинговая деятельность предприятия направлена на исследование потребительского спроса. Изучив все тонкости запросов потенциальных потребителей, предприятие производит продукцию, необходимую конкретному потребительскому сегменту.
Однако наиболее эффективным является интегрированный маркетинг, объединяющий ориентацию на продукт и ориентацию на потребителя. В данном случае маркетинговый отдел предприятия прогнозирует спрос, производя новый товар, стремится его удовлетворить и в то же время пытается управлять этим спросом. Предприятие, использующее такую стратегию, создает и продукт, и потребителя одновременно.
В зависимости от охвата рынка маркетинг бывает массовый, дифференцированный, концентрированный, целевой, международный.
Массовый (недифференцированный) маркетинг предполагает обращение ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением в противовес сосредоточению усилий па едином сегменте.
Дифференцированный маркетинг предлагает деление рынка на сегменты и разработку отдельного продукта для каждого из них.
Концентрированный маркетинг - это концентрация маркетинговых усилий па большой доле одного или нескольких субрынков в противовес сосредоточению их па небольшой доле большого рынка.
Целевой (селективный) маркетинг строится на разграничении сегментов рынка: выборе одного или нескольких сегментов и разработке товаров и комплексов маркетинга в расчете на каждый из них.
Международный маркетинг основан на ведении маркетинговой деятельности за пределами страны, где находится предприятие.
В зависимости от области применения маркетинг делится на маркетинг товаров, маркетинг услуг, маркетинг людей, маркетинг организаций, маркетинг идей, маркетинг мест.
Маркетинг товаров - маркетинговая деятельность в сфере производства товаров.
Маркетинг услуг - маркетинговая деятельность в сфере оказания услуг.
Маркетинг людей (отдельных лиц) - маркетинговая деятельность в целях создания, поддержания или изменения позиций и (или) поведения по отношению к конкретным лицам (политика, шоу-бизнес, самомаркетинг).
Маркетинг организаций - деятельность в целях создания, поддержания или изменения позиций и (или) поведения целевых аудиторий по отношению к конкретным организациям (ООН, Красный крест).
Маркетинг идей (некоммерческий) осуществляется отдельными организациями и лицами, действующими в общественных интересах, выступающими за какую-либо идею, не стремящимися к получению финансовой прибыли (охрана окружающей среды, здоровый образ жизни и т.п.).
Маркетинг мест (территорий) - деятельность в целях создания, поддержания или изменения отношений и (или) поведения, касающихся конкретных мест (жилищное строительство, инвестиции в землю, туризм).
В зависимости от состояния спроса на рынке маркетинг бывает конверсионный, стимулирующий, развивающий, ремаркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий, демаркетинг, противодействующий.
Конверсионный маркетинг - деятельность при наличии негативного спроса, когда все или большая часть потенциальных покупателей отвергают товар (услугу), направленную на разработку маркетинга, который будет способствовать зарождению спроса на соответствующий товар (услугу).
Стимулирующий маркетинг - деятельность, направленная на изучение и преодоление имеющегося безразличия или незаинтересованности потребителей на определенные товары или услуги, не пользующиеся спросом.
Развивающий маркетинг используется в случаях, когда имеет место потенциальный спрос; направлен на превращение потенциального спроса в реальный.
Ремаркетинг - маркетинг на виды товаров, на которые в определенный период их жизненного цикла снижается спрос. Цель ремаркетинга- оживление спроса.
Синхромаркетинг применяется в условиях колеблющегося спроса для стабилизации сбыта и сведения к минимуму его колебания.
Поддерживающий маркетинг используется, когда уровень и структура спроса на товары и услуги полностью соответствуют уровню и структуре предложения.
Демаркетинг осуществляется в случае превышения спроса на товар или услугу над предложением.
Противодействующий маркетинг, применяется для снижения спроса, который, с точки зрения общества, расценивается как иррациональный (например, алкогольные напитки, табачные изделия).
Сверхмаркетинг состоит в том, что происходит концентрация усилий на создании комплексного предложения, способствующего решению одновременно нескольких проблем потребителя, а не просто удовлетворению одной потребности.
Мулътимаркетинг предусматривает многоканальное товародвижение.
Турбомаркетинг заключается и сокращении времени на создание нового товара, представляет собой ответную реакцию на выявленный спрос.
Таргетинг (от англ. target - "мишень") - переход к узкоцелевым маркетинговым программам, предусматривающим возможность оперативного реагирования с помощью комплекса маркетинговых мероприятий на сигналы рыночной среды при реализации сбытовых задач производителя.
Индивидуализированный маркетинг (максимаркетинг) - деятельность, основанная на точном, детальном сегментировании рынка, нацеленная на удовлетворение потребностей узкого круга людей или даже конкретного человека. Этот процесс базируется на уникальном явлении, происходящем в современной экономике, получившем название демассификация. Оно означает, что общество массового потребления, созданное промышленной революцией, все интенсивнее дифференцируется, превращаясь в "демассифицированное".
В настоящее время продолжаются всесторонние исследования в области маркетинга, пропагандой его идей занимаются такие организации, как Американская ассоциация маркетинга, Европейское общество по изучению общественного мнения и маркетинга, Европейская ассоциация промышленного маркетинга, Российская ассоциация маркетинга и др. Па принципах маркетинга строят свои системы управления подавляющее большинство компаний США, Европы, Японии, Китая и России.