Юридические свойства регламента (ст. 288 Договора о функционировании Европейского Союза)
Важнейшим по своей юридической силе среди актов вторичного права является регламент (reglement – франц., Verordnung – нем., regulation – англ.).
Регламент обладает тремя юридическими свойствами, отличающими его от других актов вторичного права и ставящих его на самое высокое место в иерархии источников вторичного права Союза. Регламент содержит нормы права, носит обязательный характер, имеет прямое действие на всей территории ЕС. Регламент является актом унификации законодательства государств-членов и обладает в государствах-членах силой закона.
Метод унификации предполагает издание Сообществом нормативного акта прямого действия, который "замещает", "становится на место" акта внутригосударственного права, ранее регулировавшего определенную область общественных отношений. Иными словами, унификация предполагает создание единообразного правового режима в соответствующей области отношений. Вместо различных законов и подзаконных актов, действовавших в государствах-членах, отныне действует один акт – регламент.
Схема 3.6. Юридические свойства регламента
Юридические свойства директивы (ст. 288 Договора о функционировании Европейского Союза)
Следующую позицию в иерархии источников вторичного права Европейского Союза занимает директива (directive – франц., Richtlinie – нем., directive – англ.).
Директива носит обязательный характер, содержит "модельные" нормы права, которые нуждаются в трансформации в национальное законодательство государств-членов. Выбор же форм и методов такой трансформации остается за самими государствами-членами. Для трансформации директивы предоставляется определенный срок. Если государство-член просрочит трансформацию директивы, то конкретная директива получает частичное прямое применение в соответствии с прецедентным правом[1]. Директива является актом гармонизации законодательства государств-членов.
Гармонизация имеет своей целью установление схожих правовых норм, регулирующих определенные отношения в государствах – членах ЕС. В отличие от унификации, гармонизация более мягкий, более гибкий метод. Суть гармонизации заключается в установлении в ЕС об-
Схема 3.7. Юридические свойства директивы
щих правил, направленных на сближение положений законодательных и иных нормативных актов государств-членов в определенной области.
Формы решений по общей внешней политике и политике безопасности
До вступления в силу Лиссабонского договора ОГЛАВЛЕНИЕ и формы решений, принимаемых органами Союза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), существенно отличались от тех, которые утверждались им в рамках первой "опоры". Как известно, после 1 декабря 2009 г. в Европейском Союзе действует единая система нормативных актов. Тем не менее в отношении ОВПБ сохранились существенные особенности.
Новая редакция Договора о Европейском Союзе, как и раньше, не предусматривает осуществления унификации либо гармонизации регламентарных и законодательных положений государств-членов в сфере ОВПБ. Таким образом, исключается возможность издания регламентов или директив в рассматриваемой сфере. Единственным законодательным источником вторичного права, издаваемым в сфере ОВПБ, является решение.
Помимо решений в области ОВПБ Европейский Союз правомочен также издавать общие принципы и ориентиры (principles and general guidelines – англ., Grundlagen allgemeinen Leitlinien – нем.). Они представляют собой генеральные политические программы и заявления общего характера и принимаются Европейским Советом, являющимся основным исполнительным органом в сфере ОВПБ.
Практические задачи, подлежащие решению в рамках ОВПБ, и способы их решения формулируются Европейским советом в форме заключений, принимаемых по итогам сессий Европейского совета. Эти заключения не обладают юридической силой, но являются чрезвычайно значимыми с политической точки зрения и часто впоследствии воспроизводятся в текстах юридически обязательных решений, принимаемых Советом ЕС.
Также Союз может заключать международные договоры по вопросам
Схема 3.8. Формы решений по ОВПБ ОВПБ
[2]. Все формы решений Европейского Союза по ОВПБ, за исключением международных договоров, не являются общеобязательными.