Классификация и краткая характеристика участников уголовного судопроизводства
Теоретически участников уголовного судопроизводства можно классифицировать с учетом цели участия в уголовном процессе и отношения к результатам производства по уголовному делу. При этом их можно разделить на пять групп:
1) государственные органы и должностные лица, которые обладают властными полномочиями и распоряжениям которых должны подчиняться все остальные участники процесса, — суд (судья), прокурор, следователь, руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания, орган дознания и дознаватель. Данные участники уголовного процесса осуществляют производство по уголовному делу, занимают в нем ведущее положение, определяют ход производства по делу. Они применяют меры процессуального принуждения, выносят решения о начале производства по уголовному делу, его направлении и разрешении дела по существу;
2) лица, имеющие в деле самостоятельный материально-правовой интерес, — подозреваемый, обвиняемый, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец и гражданский ответчик. Они отстаивают в деле охраняемый законом личный материально-правовой интерес, наделены широкими процессуальными правами (с возложением соответствующих обязанностей), что позволяет им активно участвовать в уголовном судопроизводстве;
3) участники, представляющие интересы лиц второй группы, — законные представители подозреваемого, обвиняемого, липа, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, защитник, представители и законные представители потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца и гражданского ответчика. Их отношения с лицами второй группы, чьи права и интересы они отстаивают, имеют особо доверительный характер;
4) участники судопроизводства, осуществляющие вспомогательные функции, — одни из них являются носителями доказательственной информации (свидетели), другие привлекаются к процессу доказывания как обладающие специальными знаниями (эксперт и специалист), третьи привлекаются для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия (понятые), четвертые — помогают обеспечить реализацию принципа языка уголовного судопроизводства (переводчик);
5) представители общества в уголовном процессе — присяжные заседатели.
Уголовно-процессуальный кодекс закрепляет следующую классификацию:
1. Суд — под ним понимается любой суд общей юрисдикции, являющийся органом судебной власти, к исключительной компетенции которого относится: 1) признание лица виновным в совершении преступления и назначение ему наказания; 2) применение к лицу принудительных мер медицинского характера; 3) применение к лицу принудительных мер воспитательного воздействия; 4) отмена или изменение решения, принятого нижестоящим судом.
Суд рассматривает уголовные дела в первой инстанции, во второй (апелляционной) инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора, в порядке производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, в порядке исполнения приговора. Помимо этого он рассматривает жалобы участников уголовного судопроизводства, подаваемые в порядке ст. 125 УПК, дает разрешение на производство некоторых процессуальных действий (ч. 2 ст. 29 УПК).
Уголовные дела могут рассматриваться судьей единолично или судом коллегиально (ст. 30 УПК).
2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
Прокурор — под ним УПК понимает Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и помощников, участвующих в уголовном судопроизводстве.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства:
а) уголовное преследование (в том числе поддержание государственного обвинения в суде) — осуществляя данную функцию, прокурор вправе, например, участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу и др. Реализация прокурором функции уголовного преследования осуществляется преимущественно при поддержании государственного обвинения в суде;
б) надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; и т.д.).
В настоящее время прокурор практически лишен полномочия осуществлять процессуальное руководство предварительным следствием.
Следователь — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Следователь является процессуально самостоятельной фигурой: при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласие руководителя следственного органа, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Полномочия следователя указаны в ст. 38 УПК.
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
В случае сложности уголовного дела или его большого объема производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе (ст. 163 УПК).
Учитывая то, что следователь в равной степени обязан устанавливать как виновность лица в совершении преступления, характер и размер вреда, причиненного преступлением, обстоятельства, отягчающие наказание, так и обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, обстоятельства, смягчающие наказание, а также обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания, отнесение его к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения представляется необоснованным.
Следователь-криминалист — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству. Основным применительно к процессуальному статусу следователя-криминалиста является то, что, во-первых, он производит следственные действия по уголовному делу, не принятому им к своему производству, а во-вторых, он обладает не только процессуальными полномочиями следователя, но и знаниями о применении технико-криминалистических средств, тактических приемах производства следственных действий.
Следователь-криминалист не уполномочен осуществлять предварительное расследование в форме дознания.
Руководитель следственного органа — под ним в УПК понимается должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Он осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, а также принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.
Руководитель следственного органа осуществляет процессуальное руководство предварительным следствием. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Данные указания могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа. При этом обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются: 1) изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю; 2) привлечения лица в качестве обвиняемого; 3) квалификации преступления; 4) объема обвинения; 5) избрания меры пресечения; 6) производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению; 7) направления дела в суд или 8) его прекращения.
К органам дознания в соответствии со ст. 40 УПК, а также ст. 13 Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" относятся: 1) органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; 2) органы федеральной службы безопасности; 3) таможенные органы РФ; 4) органы Федеральной службы исполнения наказаний; 5) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 6) Федеральные органы государственной охраны; 7) органы Службы внешней разведки РФ; 8) органы
Федеральной службы судебных приставов; 9) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 10) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК органы дознания осуществляют дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, а также выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
При этом необходимо иметь в виду, что дознание в соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК могут производить только 1) органы внутренних дел РФ; 2) пограничные органы федеральной службы безопасности; 3) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 4) органы Федеральной службы судебных приставов; 5) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; 6) таможенные органы.
Неотложные следственные действия могут выполнять только 1) органы внутренних дел РФ; 2) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 3) органы федеральной службы безопасности; 4) таможенные органы; 5) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; 6) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (ст. 157 УПК).
Органы ФСО России и СВР России в соответствии с положениями УПК не наделены полномочиями по производству дознания и выполнению неотложных следственных действий.
На органы дознания в соответствии с законом возлагается обязанность принятия необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, однако эта функция возлагается не на все органы дознания, а лишь на те, которые указаны в п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК — органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии со ст. 13 Федерального закона
"Об оперативно-розыскной деятельности" полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности[1].
Такие полномочия органов дознания, как возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий, могут осуществлять:
1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
2) руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных ранее, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий, зимовок, станций и баз;
3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Орган дознания возглавляет начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 17 ст. 5 УПК).
Начальник органа дознания осуществляет общее руководство и процессуальный контроль при проведении проверок сообщений о преступлениях, в ходе производства дознания и при его окончании, а также организует регистрацию, учет и рассмотрение сообщений о преступлениях, расследование уголовных дел. Так, например, начальник органа дознания по мотивированному ходатайству дознавателя продлевает до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК); выносит постановление о восстановлении утраченного уголовного дела либо его материалов (ч. 1 ст. 158.1 УПК); утверждает обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК) и обвинительное постановление (ч. 2 ст. 226.7 УПК). Указания начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания
начальника органа дознания прокурору. Следует иметь в виду, что обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).
Начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).
Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен: 1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания но уголовному делу; 2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; 3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; 4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
Начальник подразделения дознания вправе: 1) возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя (в этом случае полномочия органа дознания возлагаются на начальника подразделения дознания в порядке, установленном ст. 41 УПК); 2) проверять материалы уголовного дела (рекомендуется еженедельное ознакомление начальника подразделения дознания с материалами уголовных дел, находящихся в производстве у подчиненных дознавателей); 3) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
Как предусматривает ч. 4 ст. 40.1 УПК, указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем. Эти указания могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору, но обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.
Дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия (п. 7 ст. 5 УПК). При этом не допускается возложение полномочий по проведению дознания па то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Этот запрет не распространяется на сотрудников органов дознания при проведении неотложных следственных действий согласно ст. 157 УПК.
При производстве дознания дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК па это требуются согласие начальника органа дознания (проведение проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении в срок до 10 суток вместо 3 суток), согласие прокурора (например, на продление 30-суточного срока дознания еще на дополнительный срок до 30 суток) и (или) судебное решение (например, о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях).
Федеральный закон от 05.04.2013 № 53-ФЗ, по аналогии с полномочиями следователя, закрепил в УПК новое полномочие дознавателя — давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.
Все указания, данные дознавателю прокурором или начальником органа дознания в соответствии с УПК, обязательны для него. Однако у дознавателя есть право обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. При этом обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.
Потерпевшим в соответствии с ч. 1 ст. 42 УПК признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, и юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании лица потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или судьи, определением суда. Права потерпевшего юридического лица осуществляет его представитель.
Учитывая, что строгое соблюдение норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве, служит важной гарантией реализации лицом, пострадавшим от преступления, своего конституционного права на доступ к правосудию, судебную защиту и компенсацию причиненного ему ущерба, в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве, обеспечения его прав и законных интересов Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 29.06.2010 № 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве".
Частный обвинитель — это пострадавшее от преступления лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УIIК, и поддерживающее обвинение в суде.
Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя (ч. 1 ст. 44 УПК). Действующий уголовно-процессуальный закон не запрещает одновременное участие одного и того же лица в уголовном процессе одновременно как потерпевшего и как гражданского истца. При этом физическое или юридическое лицо будет обладать правами одновременно и потерпевшего, и гражданского истца.
Права и законные интересы потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя защищают их представители и законные представители.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 УПК представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом, также иные лица, правомочные в соответствии с ГК представлять его интересы. Лишь при производстве по уголовным делам у мирового судьи по сто постановлению в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца могут быть также допущены один из близких родственников потерпевшего или гражданского истца либо иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший или гражданский истец. Между тем, Конституционный Суд РФ пришел к выводу[2], что представителем потерпевшего и гражданского истца могут быть иные — помимо адвокатов — лица, в том числе близкие родственники, о допуске которых ходатайствует потерпевший или гражданский истец.
3. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.
Подозреваемый — им является лицо:
1) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело;
2) либо которое задержано по подозрению в совершении преступления;
3) либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения;
4) либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК.
Подозреваемый в уголовном процессе является фигурой временной, эпизодической, предшествующей (не всегда) появлению обвиняемого. Он так же, как и обвиняемый, имеет право на защиту.
Обвиняемым признается лицо, в отношении которого в установленном законом порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого или вынесен обвинительный акт либо составлено обвинительное постановление. Если по уголовному делу назначено судебное разбирательство, обвиняемый начинает именоваться подсудимым. Когда в отношении обвиняемого вынесен обвинительный приговор, он именуется осужденным (в случае вынесения оправдательного приговора — оправданным).
Права и законные интересы несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых защищают их законные представители.
Важную роль в обеспечении подозреваемому и обвиняемому права на защиту играет защитник — лицо, осуществляющее защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. При этом одно и то же лицо не может быть защитником двух подозреваемых или обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого.
В соответствии с Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ" защитник осуществляет защиту прав и интересов также и лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении.
По общему правилу, в качестве защитников допускаются адвокаты. Однако по определению или постановлению суда (т.е. в судебных стадиях) в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве же у мирового судьи близкий родственник обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый, допускается и вместо адвоката.
Участие защитника в уголовном судопроизводстве является обязательным во всех случаях, кроме случаев отказа подозреваемого или обвиняемого от защитника (однако, во-первых, даже в этом случае отказ от защитника не обязателен для дознавателя, следователя и суда, и, во-вторых, в ч. 1 ст. 51 УПК указаны случаи, когда отказ от защитника не будет иметь никакого правового значения, например, когда подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним). При этом, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 17.12.2009 № 1622-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Афанасенко Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", ч. 2 ст. 52 УПК предполагает, что при разрешении соответствующего ходатайства в каждом конкретном случае следует установить, является ли волеизъявление лица свободным и добровольным и нет ли причин для признания такого отказа вынужденным и причиняющим вред его законным интересам. Данная норма направлена не на ограничение, а на защиту прав подозреваемого (обвиняемого), а потому не предполагает возможность навязать обвиняемому конкретного защитника, от которого тот отказывается.
Физическое или юридическое лицо может быть привлечено к участию в уголовном деле в качестве гражданского ответчика в том случае, если оно в соответствии с ГК несет ответственность за вред, причиненный преступлением. По общему правилу, гражданским ответчиком является обвиняемый.
Реализовывать права гражданского ответчика может его представитель.
4. Иные участники уголовного судопроизводства.
В том случае, если лицу могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, оно вызывается к дознавателю, следователю или в суд для дачи показаний в качестве свидетеля. Круг лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей, закреплен в ч. 3 ст. 56 УПК. В соответствии с ней не подлежат допросу в качестве свидетелей: 1) судья, присяжный заседатель — об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу; 2) адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого — об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием; 3) адвокат — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи; 4) священнослужитель — об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди; 5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий. Кроме того, в соответствии со ст. 51 Конституции РФ в УПК закреплено правило о свидетельском иммунитете: свидетель имеет право отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников (если свидетель согласен давать показания, он обязательно предупреждается о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, даже в случае последующего отказа от этих показаний).
Экспертом является лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное для производства судебной экспертизы и дачи заключения. Экспертиза может производиться как государственными судебными экспертами, так и иными лицами, обладающими специальными знаниями.
Лицо, назначенное экспертом, дает заключение от своего имени на основании произведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями и песет за это заключение личную ответственность. За дачу заведомо ложного заключения эксперт подлежит уголовной ответственности (ст. 307 УПК).
Специалист как лицо, обладающее специальными знаниями, привлекается к участию в процессуальных действиях в следующих случаях: 1) для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, 2) для постановки вопросов эксперту, 3) для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Па стадии возбуждения уголовного дела специалист может участвовать в производстве документальных проверок, ревизий, исследований предметов, документов и трупов.
Переводчик привлекается к участию в уголовном судопроизводстве с целью осуществления перевода либо сурдоперевода.
Понятым является лицо, не заинтересованное в исходе уголовного дела и привлекаемое дознавателем или следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия.
В роли понятых не могут выступать: 1) несовершеннолетние; 2) участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники; 3) работники органов исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или предварительного расследования.