Классификация контрактов, применяемых в международной торговле
При выделении из рассмотренного в первой главе настоящего пособия торгово-контрактного права так называемого в отдельных литературных источниках внешнеторгового контрактного права в самостоятельную подотрасль цивилистики, возникает объективная необходимость разграничения гражданских договоров и внешнеторговых контрактов, а также классификации таких контрактов.
Для проведения наиболее полноценной классификации прибегнем к опыту авторитетных отечественных и зарубежных специалистов в данной области, к числу которых справедливо относят, в частности, Л. В. Андрееву, Т. В. Закупень, Н. И. Косякову, К. И. Малышева, В. Ф. Попондопуло, Б. И. Путинского, А. Ф. Федорова, Г. Ф. Шершеневича, Р. А. Хасбулатова, О. Штиллиха и др.
В частности, известный российский правовед Г. Ф. Шершеневич предлагал относить к договорам (контрактам), применяемым в торговой, в том числе и внешнеторговой, деятельности те, которые имеют целью дальнейшую перепродажу товара, при этом одной из сторон такого контракта обязательно должен быть торговый посредник, т.е. лицо, которое содействуют сторонам в заключении и исполнении контрактов. Совершенно справедливым представляется замечание, сделанное по этому поводу известным ученым-коммерциалистом Б. И. Путинским, считающим, что подобный подход нельзя считать приемлемым, сообразуясь с тем, что в настоящее время, в частности, продажа созданного производителем товара (работ, услуг) стала основной задачей организации-изготовителя, в противовес условиям, свойственным отжившей системе плановой экономики, когда производство осуществлялось исключительно в точном соответствии с утвержденным на государственном уровне планом и производителю не следовало заботиться о реализации – покупатель (получатель товара) также определялся Госпланом.
Аналогично, условием деятельности любой организации является приобретение ресурсов. При этом не имеет значения, участвует или нет посредническая организация в перемещении товара от изготовителя к потребителю, учитывая наличие собственных коммерческих и транспортных служб организаций-производителей и возможность самостоятельного приобретения и самовывоза товара потребителями.
Под термином "товар" (article, commodity, goods), в частности, во внешнеторговой деятельности, принято понимать любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, работы, услуги, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности (транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товаром не являются).
На основании вышеизложенного внешнеторговыми контрактами можно признать такие, которые оформляют отношения по позмездной внешнеторговой реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд, образуют ядро внешнеторгового оборота.
Сообразуясь с методологией, предложенной Б. И. Пугинским[1], внешнеторговые контракты можно классифицировать, разделив их на следующие четыре группы:
• реализационные;
• посреднические;
• контракты, содействующие международной торговле;
• организационные.
Перейдем к более детальному рассмотрению вышеперечисленных классификационных групп, более подробно рассматривая основные виды контрактов, применяемых во внешнеторговой деятельности.
Реализационные контракты. К числу реализационных внешнеторговых контрактов относят контракты:
1) оптовой купли-продажи.
При этом под контрактом (договором) купли-продажи (bargain and sale) понимают контракт, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму. Это двусторонний возмездный договор, его предметом является имущество (вещи). Особыми видами договора купли-продажи являются контракт поставки (контракт на поставку), договор контракции (контрактация), договор энергоснабжения (контракт на электроснабжение), договор (контракт) продажи недвижимости, договор (контракт) продажи предприятия как имущественного комплекса;
2) поставки.
Контракт (договор) поставки является особой разновидностью контракта купли-продажи, используемой в предпринимательской деятельности, по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, нс связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
3) контрактации (по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи – ч. 1 ст. 535 ГК РФ), закупок для государственных нужд (ч. 1 ст. 526 ГК РФ государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования);
4) товарный кредит (ст. 822 ГК РФ). Под товарным кредитом понимают контракт (договор), являющийся разновидностью кредитного договора, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками. Отечественный законодатель отнес товарный кредит в гл. 42 ГК РФ (Заем и кредит), хотя фактически таковой по своей правовой природе является контрактом купли-продажи с условием оплаты товара в будущем;
5) мены товаров (контракт, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой), связанной с предпринимательской деятельностью, называемый также бартерный контракт или бартер (barter) – прямой безденежный обмен товарами.
Помимо общих целей важной особенностью внешнеторговых контрактов, то есть, как указывалось выше, внешнеторговых контрактов для предпринимательских и хозяйственных нужд, является особый субъектный состав. Участниками (сторонами) таких контрактов могут быть лишь организации, зарегистрированные в установленном порядке и внесенные в реестр субъектов внешнеэкономической деятельности.
Выявленная особенность даст основания перенести реализационные внешнеторговые контракты в специальный акт – Кодекс внешней торговли (Внешнеторговый кодекс) Российской Федерации, сокращенно – КВТ (ВТК) РФ, что, в свою очередь, позволит более полно, детализированно и взаимосогласованно урегулировать данные контракты, существенным образом снизить риск возникновения судебных споров по основаниям, связанным с ошибками, возникающими при составлении внешнеторговых контрактов, а также оптимизировать процедуры международного коммерческого арбитражного судебного процесса, унифицировав таковые с международно установленными правилами, вырабатываемыми Европейской экономической комиссией Организации объединенных наций (ЕЭК ООП).
Посреднические контракты. К следующей, второй по счету, самостоятельной группе относят посреднические внешнеторговые контракты. По классификации, регламентированной отечественным гражданским законодательством, они в основном являются договорами (контрактами) на возмездное оказание услуг. Во внешнеторговой сфере ОГЛАВЛЕНИЕм таких контрактов служит совершение лицом действий по поводу товара в интересах какого-либо участника внешнеторгового оборота.
К рассматриваемой группе относят следующие внешнеторговые контракты:
1) комиссии (консигнации);
При этом под комиссией (commision) понимают контракт, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение заключить сделку от своего имени, но в интересах и за счет комитента. Также под комиссией понимают плату за совершение комиссионной сделки. Консигнация (consignment) – вид внешнеторгового контракта, по которому комитент передает своему комиссионеру товар для продажи со склада комиссионера и от имени последнего, но при этом товар до момента его реализации остается собственностью комитента;
2) поручения – договор поручения – контракт, по которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя;
3) коммерческой концессии (франшизы) – контракт, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т.д.
Следует отметить, что в российском праве нашел свое отражение и детальную регламентацию специфический вид коммерческой концессии – концессионное соглашение.
Специфика данных правоотношений заключается в том, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.