Классификация консультационных услуг

Современный набор консультационных услуг на Западе сложился в 50-60-х гг. XX в., который называют "золотым веком консультирования". В соответствии с этим способов классификации консультационных услуг по различным критериям и характерным признакам достаточно много.

Следует отметить также, что классификации, публикуемые национальными и международными ассоциациями консультантов, часто объединяют предметный и методологический подходы, правда, ориентируясь больше на первый. Кроме того, они включают в перечень консультационных услуг и другие профессиональные услуги.

Один из первых способов принадлежит У. Стентону, в нем консультационные услуги относятся к категории услуг в области бизнеса и других профессиональных услуг. В дальнейшем эта группа послужила выделению фундаментального признака классификации консультационных услуг - профессиональные услуги.

Существует классификация Р. Джадда, при которой консультационные услуги можно отнести к группе услуг, связанных с физическими товарами, являющимися собственностью клиента. Консультационные услуги он классифицирует по типам продавцов и покупателей, по мотивам и практике совершения покупок, а также по степени их регулирования.

Согласно классификации, предложенной Т. Хиллом в 1978 г., консультационные услуги относятся к услугам с воздействием на людей, к индивидуальным услугам. Он выделяет также эффекты оказания услуг: временные, необратимые, ментальные.

В этом же году исследователь Р. Чейз предложил отнести услуги по степени требуемого контакта.

Д. Томас консультационные услуги связывает с базовой зависимостью от использования человеческого труда и услуг профессиональных работников.

В 1980 г. Ф. Котлер предложил свою классификацию услуг, в основу которой заложены различия в деятельности консультационных организаций. В качестве дифференциации сервисного компонента, предложенного Ф. Котлером, можно включать консультационные услуги в такую группу, как осязаемый товар с предоставлением сопутствующих услуг.

Согласно классификации К. Лавлока, можно выделить различие консультационных услуг по базовым характеристикам спроса. В основу матрицы К. Лавлока положен следующий признак классификации: состав объектов - на кого или на что направлены действия, являющиеся сутью консультационной услуги. В квадранте матрицы отражены консультационные услуги, предоставляющие из себя неосязаемые действия, направленные на сознание человека (клиента), такие как радио, телевидение, образование. В этом случае клиент должен присутствовать ментально, но может находиться либо в специальном помещении, где предоставляется услуга, либо в определенном месте, связь с которым осуществляется посредством передаваемых сигналов или с помощью телекоммуникаций.

По классификации американского консультанта J. Н. Fuchs, определено 100 областей, входящих в компетенцию консультирования по управлению, которые сгруппированы в десять крупных разделов.

Ассоциация консультантов Великобритании выделяет 63 области консультационной активности, сгруппированные под семью следующими заголовками:

1) развитие организации и разработка политики;

2) управление производством;

3) маркетинг, сбыт и распределение;

4) финансы и управление;

5) управление персоналом и его отбор;

6) экономический анализ;

7) управленческие информационные системы и электронная обработка данных.

Анализ представленных классификаций консультационных услуг не дает оснований взять какую-либо из них за образец, поскольку каждая фиксирует лишь определенную сторону консультационной деятельности. Поэтому только симбиоз классификаций консультационной деятельности может дать более полное и более системное определение.

С учетом последнего замечания наиболее подходящей является классификация, приведенная в Европейском справочнике - указателе консультантов по экономике и управлению (ФЕ-АКО). В данном случае различные консультационные услуги объединены в восемь следующих групп:

2. Консультирование по общину управлению применяется в тех случаях, когда требуется помощь в решении проблем, связанных с самим существованием предприятия и перспективами бизнеса. При этом консультанты оценивают состояние дел в организации в целом и внешнюю для нее среду, определяют общие цели и систему ценностей организации, разрабатывают стратегию развития, составляют прогнозы, помогают в организации филиалов и дочерних фирм, дают рекомендации по изменению форм собственности и состава собственников, приобретению имущества, акции или паев, совершенствованию организационных структур и т. д.

Разделяется по отдельным тематическим направлениям следующим образом:

1.1. Консультирование по вопросам определения эффективности системы управления.

1.2. Консультирование по вопросам оценки бизнеса.

1.3. Консультирование по вопросам управления нововведениями.

1.4. Консультирование по вопросам определения конкурентоспособности и изучения конъюнктуры рынка.

1.5. Консультирование по вопросам диверсификации или становления нового бизнеса.

1.6. Консультирование по вопросам международного управления.

1.7. Консультирование по вопросам оценки управления.

1.8. Консультирование по вопросам слияния и приобретения.

1.9. Консультирование по вопросам организационной структуры и развитию.

1.10. Консультирование по вопросам приватизации.

1.11. Консультирование по вопросам управления проектом.

1.12. Консультирование по вопросам управления качеством.

1.13. Консультирование по вопросам реорганизации инженерных служб.

1.14. Консультирование по вопросам исследования и развития.

1.15. Консультирование по вопросам стратегического планирования.

2. Консультирование по административному управлению затрагивает такие вопросы, как формирование и регистрация компаний, организация работы офиса, обработка данных, система административного контроля и т. д. Основная задача - оптимизировать управление организацией. Консультанты вырабатывают рекомендации по следующим проблемам:

- распределение функций между отделами и подразделениями;

- оптимизация количества уровней управления;

- налаживание трудовой дисциплины;

- соответствие степени важности функций, выполняемых тем или иным отделом для организации в целом, и его роли в принятии решений;

- ведение делопроизводства;

- планирование офисов и их оборудования. В этой группе имеются следующие разделы:

2.1. Консультирование по вопросам анализа работы канцелярии.

2.2. Консультирование по вопросам размещения или перемещения отделов.

2.3. Консультирование по вопросам управления офисом.

2.4. Консультирование по вопросам организации и методов управления.

2.5. Консультирование по вопросам регулирования риска.

2.6. Консультирование по вопросам гарантии безопасности.

2.7. Консультирование по вопросам планирования рабочих помещений и их оснащения.

3. Консультирование по финансовому управлению связано с оказанием помощи в решении трех основных задач: 1) поиск источников и использование финансовых ресурсов; 2) оценка и повышение текущей финансовой эффективности деятельности организации; 3) укрепление финансового положения организации на перспективу. Консультанты занимаются вопросами финансового планирования и контроля, налогообложения, бухгалтерского учета, размещения акций и паев на рынке, кредита, страхования, прибыли и себестоимости, неплатежеспособности и т. д. Тематические разделы при этом:

3.1. Консультирование по вопросам системы учета.

3.2. Консультирование по вопросам оценки капитальных затрат.

3.3. Консультирование по вопросам оборота фирмы.

3.4. Консультирование по вопросам снижения себестоимости.

3.5. Консультирование по вопросам неплатежеспособности (банкротства).

3.6. Консультирование по вопросам увеличения прибыли.

3.7. Консультирование по вопросам увеличения доходов.

3.8. Консультирование по вопросам налогообложения.

3.9. Консультирование по вопросам финансовых резервов. 4. Консультирование по управлению кадрами помогает разрабатывать решения по вопросам подбора сотрудников, контроля качества кадрового состава, системы оплаты труда, повышения квалификации и управления кадрами, охраны труда и психологического климата в коллективе. Главная задача консультантов при этом - содействовать менеджерам в оптимизации привлечения и использования такого ключевого для любой организации ресурса, как человеческий фактор.

Консультирование осуществляется по следующим направлениям:

4.1. Консультирование по вопросам профессионального движения и сокращения штатов

4.2. Консультирование по вопросам культуры корпорации.

4.3. Консультирование по вопросам равных возможностей.

4.4. Консультирование по вопросам поиска кадров.

4.5. Консультирование по вопросам отбора кадров.

4.6. Консультирование по вопросам здоровья и безопасности.

4.7. Консультирование по вопросам программы поощрения.

4.8. Консультирование по вопросам внутренних связей.

4.9. Консультирование по вопросам оценки работ.

4.10. Консультирование по вопросам трудовых соглашений и занятости.

4.11. Консультирование по вопросам обучения менеджменту.

4.12. Консультирование по вопросам планирования рабочей силы.

4.13. Консультирование по вопросам мотивации.

4.14. Консультирование по вопросам пенсии.

4.15. Консультирование по вопросам анализа функционирования.

4.16. Консультирование по вопросам психологической оценки.

4.17. Консультирование по вопросам вознаграждения.

4.18. Консультирование по вопросам повышения квалификации работников.

5. Консультирование по маркетингу оказывает менеджерам помощь в решении жизненно важной для любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, задачи: обеспечение такого его функционирования, чтобы производимые им товары и услуги были куплены потребителем. Консультанты занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие решений в области сбыта, ценообразования, рекламы, разработки новой продукции и т. д. Поскольку в условиях рыночной экономики наиболее сложной проблемой для предприятия является не производство, а продажа продукции, маркетинг представляет собой одну из самых важных областей консультационного обеспечения бизнеса.

Разделяется на следующие тематические направления:

5.1. Консультирование по вопросам рекламы и содействия сбыту.

5.2. Консультирование по вопросам корпоративного образа и отношений с общественностью.

5.3. Консультирование по вопросам послепродажного обслуживания заказчиков.

5.4. Консультирование по вопросам дизайна.

5.5. Консультирование по вопросам прямого маркетинга.

5.6. Консультирование по вопросам международного маркетинга.

5.7. Консультирование по вопросам исследования рынка.

5.8. Консультирование по вопросам стратегии маркетинга.

5.9. Консультирование по вопросам разработки новой продукции.

5.10. Консультирование по вопросам ценообразования.

5.11. Консультирование по вопросам розничной продажи и дилерства.

Напоминание:

Дилерство - операции по купле-продаже товара, который производят или реализуют компании-производители, владельцы или дистрибьюторы.

5.12. Консультирование по вопросам управления сбытом.

5.13. Консультирование по вопросам обучения сбыту.

5.14. Консультирование по вопросам социально-экономических исследований и прогнозирования.

6. Консультирование по организации производства связано с экономическими, управленческими и инженерными вопросами и позволяет оказывать менеджерам помощь в решении таких задач, как выбор технологии производственного процесса, стимулирование производительности труда, оценка и контроль качества продукции, анализ издержек производства, планирование производства, использование оборудования и материалов, конструирование и совершенствование продукции, оценка работ и т. д.

Включает следующие тематические разделы:

6.1. Консультирование по вопросам автоматизации.

6.2. Консультирование по вопросам использования оборудования и его технического обслуживания.

6.3. Консультирование по вопросам промышленного инжиниринга.

Напоминание:

Инжиниринг - сфера деятельности по проработке вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры и др., прежде всего в форме предоставления на коммерческой основе различных инженерно-консультационных услуг. К основным видам инжиниринга относятся услуги предпроектного, проектного, послепроектного характера, а также рекомендательные услуги по эксплуатации, управлению, реализации выпускаемой продукции.

6.4. Консультирование по вопросам переработки материалов.

6.5. Консультирование по вопросам регулирования внутреннего распределения материалов.

6.6. Консультирование по вопросам упаковки.

6.7. Консультирование по вопросам схемы организации работ на предприятии.

6.8. Консультирование по вопросам конструирования и совершенствования продукции.

6.9. Консультирование по вопросам управления производством.

6.10. Консультирование по вопросам планирования и контроля за производством

6.11. Консультирование по вопросам повышения производительности.

6.12. Консультирование по вопросам закупки.

6.13. Консультирование по вопросам контроля качества.

6.14. Консультирование по вопросам контроля за поставкой узлов и деталей.

7. Консультирование по информационным технологиям оказывает помощь в разработке рекомендаций по проектированию и внедрению различных информационных технологий на предприятии: систем автоматизированного проектирования (САПР) и автоматизированных систем управления (АСУ), информационно-поисковых систем, применению компьютеров в бухгалтерском учете и других количественных методов оценки деятельности предприятия. Направление консультирования содержит семь основных разделов:

7.1. Консультирование по вопросам систем автоматизированного проектирования и автоматизированных систем управления.

7.2. Консультирование по вопросам применения компьютеров в аудите и оценке.

7.3. Консультирование по вопросам электронной издательской деятельности.

7.4. Консультирование по вопросам информационно-поисковых систем.

7.5. Консультирование по вопросам административных информационных систем.

7.6. Консультирование по вопросам проектирования и разработки систем.

7.7. Консультирование по вопросам выбора и установки систем.

8. Консультирование в виде специализированных услуг затрагивает вопросы решения специализированных задач, не связанных ни с одним из перечисленных видов услуг. Они отличаются либо по методам (обучающее консультирование), либо по объектам (консалтинг по управлению электроэнергетикой, по телекоммуникациям, экологии, материально-техническому снабжению, консалтинг в государственном секторе, консалтинг для малого бизнеса), либо по характеру внедряемых знаний (инженерный консалтинг, юридический консалтинг).

Имеет в своем составе следующие тематические направления:

8.1. Обучающее консультирование.

8.2. Консультирование по вопросам управления электроэнергетикой.

8.3. Консультирование в инженерной области.

8.4. Консультирование в области экологии.

8.5. Консультирование в информационной области.

8.6. Консультирование в юридической области.

8.7. Консультирование по вопросам управления распределением материалов и материально-техническому снабжению.

8.8. Консультирование в области государственного сектора бизнеса.

8.9. Консультирование по вопросам телекоммуникаций.