Классификация и кодирование товаров в таможенных целях в Содружестве Независимых Государств, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе Белоруссии, Казахстана и России
Россия является участницей Конвенции о ГС с 1 января 1997 г. Правительство РФ постановлением от 03.04.1996 № 372 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров" постановило принять предложение Таможенного комитета РФ о присоединении Российской Федерации к Конвенции о ГС. Для России Конвенция вступила в силу с 1 января 1997 г.
Присоединение России к Конвенции о ГС означало принятие ею всех вышеперечисленных международно-правовых обязательств, в том числе обязательства использовать все товарные позиции и субпозиции ГС, а также относящиеся к ним цифровые коды без дополнений и изменений, применять основные правила классификации для толкования ГС, все примечания к разделам, соблюдать порядок кодирования, принятый в ГС и т.д.
Участие России в Конвенции о ГС предоставило нашему государству значительные внешнеторговые преимущества (таможенные, статистические, переговорные), но в то же время потребовало приведения стандартов производства в соответствие с нормами Конвенции, с целью обеспечения российской продукции конкурентоспособности на внешнем рынке [1].
Гармонизированная система описания и кодирования товаров получила свое дальнейшее развитие в Соглашении о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, подписанном 3 ноября 1995 г. в Москве. В результате этого Соглашения в целях унификации форм таможенной документации и упрощения таможенных процедур была принята ТН ВЭД СНГ, основанная на базе ГС описания и кодирования товаров ВТАО. Товарная номенклатура ВЭД СНГ была создана для осуществления мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, совершенствования ведения статистического учета и обмена статистической информацией между государствами – членами СНГ.
В соответствии с Соглашением ведение ТН ВЭД СНГ осуществляет Таможенная служба РФ. К компетенции российской таможенной службы относятся слежение за изменениями международной основы ТН ВЭД СНГ, приведение ТН ВЭД СНГ в соответствие с ее международной основой, осуществление ведения и хранения эталонного экземпляра ТН ВЭД СНГ, обеспечение опубликования ТН ВЭД СНГ, пояснений к ней и др.
К компетенции Совета руководителей таможенных служб государств-участников Содружества относится утверждение решений о приведении ТН ВЭД СНГ в соответствие с ее международной основой – ГС описания и кодирования товаров – и пояснения по толкованию ТН ВЭД СНГ.
Таким образом, ТН ВЭД СНГ, основывается на ГС в ее шестизначном варианте. В свою очередь, международными основами ТН ВЭД России являются ГС описания и кодирования товаров ВТАО, а также ТН ВЭД СНГ.
В ТН ВЭД ТС используется десятизначный код товара. При этом первые шесть знаков кода являются унифицированными знаками ГС, еще два знака взяты из Комбинированной номенклатуры стран Европейского союза, девятый знак – из ТН ВЭД СНГ, 10-й знак предназначен для национальной детализации стран ТС ЕврАзЭС.
В 2002 г. была принята ТН ВЭД ЕврАзЭс, на основе которой действует ТН ВЭД ТС.
В ТС ЕврАзЭС 10-значный код товара, определенный в соответствии с ТН ВЭД ТС, является основой для установления ставки таможенной пошлины, применения мер нетарифного регулирования для данного вида товара, решения вопроса о начислении и взимании налога на добавленную стоимость, акциза, статистики внешней торговли и таможенной статистики, принятия решения компетентными органами в случае таможенного правонарушения. Правильное определение положения товара в товарной номенклатуре имеет решающее значение для применения того или иного режима государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, под который подпадает данный товар.
Правильная классификация товара в соответствии с товарной номенклатурой напрямую влияет на величину таможенной пошлины, налогов на этот товар, выполнение мер запрещения или ограничения его к свободной реализации, квотирования, лицензирования, регистрирования контрактов, получения разрешений соответствующих государственных органов, под контролем которых эти товары находятся.
Вышеуказанное свидетельствует о важности правильной классификации и кодирования товаров в таможенных и других целях, а также процессов сближения национальных правовых систем в этой сфере.
Россия, являясь на протяжении длительного времени членом Политической комиссии и Финансового комитета ВТАО, также активно участвует и в работе Комитета ВТАО по ГС. Статус России во ВТАО значительно повысился в связи с тем, что в июле 2000 г. русскому языку был придан статус рабочего языка ВТАО (наряду с английским, французским и испанским) для использования его в целях ГС описания и кодирования товаров [2].
В итоге необходимо отметить следующее. Деятельность ВТАО по сближению права в сфере классификации и кодирования товаров является важнейшим направлением сближения права в области таможенного дела. Разработанные и принятые в рамках ВТАО международные таможенные конвенции являются международно-правовой основой, способствующей более динамичному, эффективному развитию международного товарооборота, облегчению мировой торговли.
Разработанная ВТАО и действующая в большинстве развитых государств мира Конвенция о ГС создала общую международно-правовую основу для товарной классификации всех товаров, обращающихся в мировой торговле. Как справедливо указывает И. И. Дюмулен, "цифровые коды Гармонизированной системы стали общим международным цифровым языком, к которому привязаны все внешнеторговые документы, необходимые для таможенного оформления" [3].
Это обстоятельство существенно упростило, ускорило и унифицировало вопросы, связанные с классификацией и кодированием товаров в таможенных целях.
Следует заметить, что Конвенция о ГС является инструментом как унификации, так и гармонизации национальных правовых систем. Сближение правовых систем в сфере классификации и кодирования товаров в таможенных целях в рамках ВТАО привело к тому, что на сегодняшний день ГС используется практически всеми странами в качестве основы для построения таможенных тарифов, предусматривающих унифицированную классификацию товаров по шести первым знакам их кодирования. В результате это значительно облегчило развитие мировой торговли, а также создало благоприятные условия для конструктивного, более понятного общения и взаимодействия таможенных служб различных государств мира при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров.
В рамках данного направления деятельности ВТАО по сближению правовых систем в области таможенного дела имеет место сочетание форм унификации и гармонизации права, что предопределено особенностью классификации и кодирования товаров, обусловленной, в свою очередь, процессами мирового разделения труда, специализацией и кооперацией различных стран в производстве тех и или иных товаров, необходимостью развивать ту или иную отрасль производства (оказания поддержки развитию).
Унификация выражается в том, что все страны, присоединившиеся к Международной конвенции о ГС, в обязательном порядке имеют в своих товарных номенклатурах таможенных тарифов унифицированные коды и описания товаров на уровне первых шести знаков. Таким образом, все товарные номенклатуры внешнеэкономической деятельности государств – участников Конвенции о ГС имеют в своей основе в пределах первых шести знаков кода международную составляющую, единую (унифицированную) для всех государств, взявших на себя международно-правовые обязательства по Конвенции о ГС.