Классификация инноваций и их специфика
Инновации принято классифицировать но ряду признаков в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы. С учетом основных признаков классификации определены типы инноваций. Поскольку некоторые признаки частично перекрывают друг друга, отдельные типы инноваций, выделенные по тем или иным признакам, иногда дублируют друг друга. Охарактеризуем наиболее существенные виды инноваций.
По значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить па базисные (радикальные), улучшающие и псевдоинновации.
Базисные (радикальные) инновации — это продукты, процессы или услуги, обладающие либо ранее неизвестными свойствами, либо известными, но значительно улучшенными характеристиками по производительности или цене. Радикальные инновации создают такие значительные изменения в процессах, продуктах и услугах, что приводят к трансформации существующих рынков и отраслей или создают новые рынки и отрасли.
Улучшающие инновации представляют собой изменения, во многом предопределенные существующими знаниями, продуктами и технологиями, но дающие существенное усовершенствование базисных продуктов и процессов. К ним относятся совершенствование, интенсификация существующих технологических процессов. Осуществляется за счет реконструкции и технического перевооружения. Большинство новинок — модификация уже выпускаемых компаниями товаров.
К несущественным видоизменениям продуктов и технологических процессов (так называемые псевдоинновации) можно, например, отнести:
1) незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие заметного влияния на параметры, свойства и стоимость изделия, а также входящие в него материалы и компоненты;
2) расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
По причинам возникновения инновации можно разделить па реактивные и стратегические. Реактивная — это инновация, обеспечивающая выживание фирмы как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т.е. реактивную инновацию фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегическая — это инновация, внедрение которой носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
По времени выхода на рынок выделяют инновации-лидеры и инновации-последователи.
По предмету и сфере приложения инновации делятся на:
— инновации-процессы — новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства и новые управленческие процессы;
— продуктовые инновации — получение принципиально новых функций при применении новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих (принципиально новые продукты);
— рыночные инновации — инновации, открывающие новые сферы применения продукта; инновации, позволяющие реализовать продукт па новых рынках.
По степени новизны используемых открытий имеют место:
— инновации, созданные на основе новых открытий;
— инновации, созданные в результате использования известных явлений для повышения эксплуатационных характеристик ранее изобретенного.
По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяются новые изделия для:
— отрасли в мире;
— отрасли в стране;
— данного инновационного предприятия (группы предприятий).
По степени новизны продукта или процесса. Понятие новизны инновации может относиться к продукту или технологическому процессу в целом в случае абсолютной новизны продукта или процесса либо только к некоторым элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса. С этих позиций выделяют:
— базисные инновации, относящиеся к принципиально новым продуктам;
— улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов, а также инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.
Очевидно, что значимость в экономическом развитии инновационного продукта или процесса определяется степенью их новизны.
По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые потребности.
По роли в процессе производства можно выделить основные и дополняющие инновации. Основные продуктовые инновации создают новые рынки и отрасли, дополняющие продуктовые — расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические инновации составляют базис крупных технологических систем, дополнительные технологические — развивают имеющиеся базисные технологии.
По масштабам распространения могут быть выделены инновации, ставшие фундаментом для новой отрасли, производящей однородный продукт, и инновации, нашедшие применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства. Часто эти два типа инноваций во времени следуют друг за другом: например, производство ЭВМ и автоматизация различных процессов.
По направленности воздействия на процесс производства инновации подразделяются на расширяющие, рационализирующие и замещающие.
Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций. Например, от ограниченного использования больших ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров.
Рационализирующие инновации по сути близки к улучшающим.
Замещающие инновации служат для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), предназначенными выполнить те же функции (переход от линейной телефонной связи к сотовой).
По способу создания разработки инновации подразделяют:
— на собственные — разработанные силами данного предприятия;
— совместные — разработанные совместно с другими организациями;
приобретенные разработаны внешними силами.
По областям применения выделяют технические, технологические, управленческие, организационные, информационные, социальные, экологические инновации.
Рассмотрим некоторые виды инноваций, различающихся по областям применения:
— технические появляются, как правило, при совершенствовании технической базы производства продуктов (реакторы, смесители, грануляторы);
— технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;
— организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
— информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
— социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, уровня культуры производства;
— в области защиты окружающей среды инновации направлены на предотвращение или снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Инновационные процессы многообразны и различны но своему характеру. Классификация (типизация) инноваций по ряду основополагающих признаков позволит:
— определять их результативность и направления инновационного процесса;
— конструировать экономические механизмы разработки и внедрения инноваций и организационные формы управления инновационными процессами в зависимости от преобладающего типа инноваций;
— выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления, адекватные особенностям каждого инновационного процесса, который определяется типом инноваций;
— осуществлять "привязку" к типу инноваций тот или иной тип инновационной стратегии (тип инновационной стратегии зависит от преобладающего типа инноваций);
— определить положение, формы реализации и продвижения инноваций на рынке, которые также будут неодинаковы для различных типов инноваций.
Нововведения требуют значительных затрат ресурсов. Целесообразность вложения средств в инновационный проект определяется оценкой его эффективности.