Классификация функций государства
Функции государства могут быть классифицированы, разделены на виды но различным основаниям (критериям).
1. По причинам (источникам) возникновения функции государства:
• функции, вытекающие из классовых противоречий, – подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.;
• общесоциальные функции (функции общих дел), обусловленные природой общества и вытекающие из потребностей общества в целом – обеспечение правопорядка, охрана природы и др.
2. На основе разделения государственной власти на такие ветви, как законодательная власть, исполнительная власть и судебная власть:
• правоустановительная – направление деятельности государства по возведению воли общества в закон;
• правореализаторская – направление деятельности государства по претворению юридических норм в фактическое правомерное поведение субъектов;
• правозащитную – направление деятельности по обеспечению функционирования норм права.
3. По времени или продолжительности действия функции государства:
• постоянные – присущие государству на всех этапах его развития;
• временные – свойственные государству лишь на отдельных этапах его развития.
4. По сфере приложения действия делятся на:
• внутренние функции государства – основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества;
• внешние функции государства – основные направления деятельности государства во внешней политике, в его отношениях с другими государствами.
Внутренние функции государства:
• экономическая – управленческое воздействие на экономическую сферу общества;
• социальная – поддержка малоимущих слоев населения, смягчение неравенства и социальной напряженности в обществе, обеспечения достойных условий жизни для каждого человека;
• охраны правопорядка – обеспечение точного и полного осуществления юридических норм всеми субъектами права, борьба с правонарушениями;
• экологическая – охрана природы и рациональное использование природных ресурсов;
• по развитию культуры – деятельность государства по духовному, интеллектуальному развитию общества;
• по развитию научно-технического прогресса – деятельность государства по развитию науки и техники, поддержке науки, контролю за негативными последствиями научно-технического прогресса.
Внешние функции государства:
• обороны – защита своей независимости и территориальной целостности;
• захвата чужих территорий – приращение своей территории и увеличение сфер влияния путем военного насилия в отношении других государств;
• сотрудничества с другими государствами – деятельность государства по согласованию усилий с другими государствами в сферах общих интересов;
• дипломатическая – деятельность государства по осуществлению целей и задач его внешней политики путем переговоров и других мирных средств.
Относительно классификации функций государства имеются и другие взгляды. Так, по мнению профессора Льва Ивановича Спиридонова, существует генеральная функция государства (реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования), которая реализуется в его внешних и внутренних функциях. К числу внешних он относит военную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороны или агрессии), функцию внешнеполитических, экономических и культурных связей и экологическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в деле сохранения окружающей среды. К числу внутренних ученый, в частности, относит функцию обеспечения общественного порядка (охрана предпосылок существования человека); экономическую (регулирование рынка, разработка и обеспечение общенациональных экономических программ и т.п.); культурную (развитие образования, науки, учреждений культуры); социальную; фискальную (сбор налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности) [1].
В настоящее время членение функций на внутренние и внешние в известной степени утратило свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства) и наоборот. И тому пример Чернобыльская катастрофа, которая затронула экологическую безопасность целого ряда стран, а по существу – всей Земли.
Влияние глобальных проблем на функции современного государства
Глобальный (франц. global – "всеобщий" и лат. globus – "шар") – относящийся к территории всей Земли, охватывающий весь земной шар, всемирный.
Современное развитие цивилизации проходит иод знаком появления и нарастания глобальных проблем, отличительная черта которых состоит в том, что они имеют общепланетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всей цивилизации.
Глобальные проблемы человечества можно поделить на два вида.
Первый вид – проблемы, которые в целом имеют нормальный характер, обусловлены естественным ходом событий, но в силу своей природы требуют усилий всего человеческого сообщества. Это защита прав и свобод человека, освоение космоса, построение всеобщей информационной системы (создание общепланетарного информационного пространства) и др.
Второй вид глобальных проблем несет в себе угрозу уничтожения цивилизации: проблемы экологических катастроф, демографического, сырьевого и энергетического кризисов, последствий использования ядерных технологий и др.
Что касается второй разновидности глобальных проблем современности, то, как заметил профессор А. Б. Венгеров, "человечество – особый биологический вид, который существует, создавая одновременно условия для своего уничтожения" [2].
Вместе с тем в программе социального развития человека заложены, видимо, и механизмы, которые должны обеспечить его выживание. И один из таких механизмов – целенаправленная деятельность государства.
Существование глобальных проблем человечества обусловливает возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств.
Глобальные функции государства – это направления деятельности государства, необходимые для решения общепланетарных проблем. В их ряду следующие функции:
• защиты прав и свобод человека, в том числе "права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (ст. 42 Конституции РФ);
• предотвращения экологических катастроф и ликвидации их последствий;
• решения демографических, сырьевых и энергетических проблем;
• борьбы с международной преступностью, обеспечения мирового правопорядка;
• сотрудничества в области освоения космоса;
• объединения усилий в создании общепланетарного информационного пространства.
Можно выделить отдельным направлением борьбу с голодом на Земле (хотя в принципе это направление входит в функцию защиты прав человека – права на жизнь и достойное существование).