Юридические лица как субъекты международных транспортных правоотношений
Юридические лица, как и физические, не являются субъектами международных публичных отношений. Юридические лица как субъекты международных транспортных частноправовых отношений действуют в качестве перевозчиков и грузовладельцев (грузоотправителей, грузополучателей). Вместе с тем достаточно сложный международный транспортный процесс не сводится непосредственно к перевозкам, а включает также обслуживание их операции, в том числе доставку грузов со складов отправителей до грузовых терминалов, погрузку на другие виды магистрального транспорта при перевозках в смешанном сообщении, выгрузку в пунктах назначения, временное хранение и др.
Поэтому в международном транспортном процессе, помимо перевозчиков и грузовладельцев (грузоотправителей, грузополучателей), участвуют и другие хозяйствующие субъекты. Среди них можно назвать операторов грузовых терминалов, операторов перевозок в смешанном сообщении, транспортных экспедиторов и т.п. Все они являются участниками международных транспортных частноправовых отношений и могут быть как российскими, так и иностранными юридическими лицами.
Оценивая правовое положение каждого из них в конкретном государстве при осуществлении международной перевозки, следует определить, является ли юридическое лицо "своим", т.е. принадлежащим данному государству, или иностранным. На иностранное юридическое лицо распространяется действие двух правовых систем: правовой системы государства, считающегося для него "своим", и системы права государства, на территории которого юридическое лицо действует.
Правовые системы государств устанавливают разные критерии (признаки), но которым юридическое лицо считается принадлежащим данному государству.
Существует несколько общепризнанных критериев (признаков), на основании которых определяется соответствующее образование в качестве правосубъектного лица собственного или иностранного государства. Основными из них являются, во-первых, критерий регистрации юридического лица и, во-вторых, критерий местопребывания его головных органов.
В соответствии с критерием регистрации или учреждения юридического лица (инкорпорации) это правосубъектное образование принадлежит правопорядку государства, в котором оно учреждено. Именно данный критерий закреплен в гражданском законодательстве России. В ст. 1202 ГК РФ указано, что личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, если иное не предусмотрено федеральным законом. Критерий регистрации получил широкое распространение в правовых системах государств. Отсылка к закону места регистрации является, по сути, необходимым коллизионным принципом для определения личного статуса юридического лица.
Согласно второму критерию – критерию местопребывания – юридическое лицо принадлежит правопорядку того государства, в котором находятся его центральные органы (правление, наблюдательный совет, совет директоров, иные органы).
Нередко применяется еще один критерий – критерий центра эксплуатации, по которому личным статусом юридического лица является закон страны, в которой он ведет основную производственную деятельность.
Именно правопорядок государства, где находится место основного производства (основной деятельности) юридического лица, распространяется на это лицо.
При решении ряда правовых вопросов в сфере международных перевозок, в частности, при установлении суда для рассмотрения споров с участием юридического лица, важное практическое значение имеет место нахождения этого лица, сто органов управления или место основной деятельности.
В качестве примера можно сослаться на транспортные конвенции и соглашения. Так, в п. 1 ст. 31 КДПГ содержится положение, согласно которому "по всем спорам, возникающим по поводу перевозок, проводимых с применением настоящей Конвенции, истец может обращаться помимо компетентных судов, участвующих в конвенции сторон, совместно указанных сторонами, к суду стороны на территории которой находятся: а) обычное местожительство ответчика, его главная контора или отделение, или агентство, при посредстве которых был заключен договор перевозки".
Конвенция ООН о морских перевозках грузов 1978 г. регулирует аналогичный правовой вопрос следующим образом. В соответствии с п. 3 ст. 22 Конвенции "арбитражное разбирательство по выбору лица, заявляющего требование, проводится в каком-либо месте государства, на территории которого находится основное коммерческое предприятие ответчика или, при отсутствии такового, постоянное местожительства ответчика".
Более ограниченный вариант решения указанного правового вопроса обнаруживается в Монреальской конвенции 1999 г., согласно ст. 33 которой "иск об ответственности должен быть предъявлен по выбору истца в пределах территории одного из государств-участников либо в суде по месту жительства перевозчика, по месту его основного коммерческого предприятия".
Конкуренция, стремление закрепиться на международном рынке транспортных услуг, развивать инфраструктуру на пути следования товаров неизбежно приводят к созданию транснациональных транспортных корпораций. Этим юридическим лицам как и любой транснациональной компании присущи многонациональный состав вкладчиков капитала и обычно осуществление деятельности на территории более чем одной страны.
Корпорации имеют предприятия, филиалы и представительства в разных странах. Расширение экономических связей обусловливает заключение транснациональными транспортными корпорациями соглашений не только с аналогичными структурами в финансово-экономической сфере, в области производства, энергетики, новых технологий, но и с отдельными государствами. Такие соглашения касаются в том числе сферы публичных отношений, связанных с развитием и использованием международных транспортных артерий.
Активность транснациональных корпораций в расширении договорных связей с государствами послужила основанием для утверждения, что в рамках международного права происходит формирование транснационального права. Впрочем, как справедливо отмечается в юридической литературе, рассматривать транснациональные (в том числе транспортные) корпорации в качестве субъекта международного (публичного) права было бы преждевременным.
Позиция же транснациональных транспортных корпораций в качестве субъектов международного частного права незыблема. Принципиальным для этих субъектов является вопрос о регулировании правового статуса. Ориентиром для его решения служит Соглашение стран СНГ "О содействии в создании производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых смешанных транснациональных объединений" от 15.04.1994. В нем содержится положение, согласно которому транснациональные объединения являются юридическими лицами по законодательству государства их регистрации. Статус филиалов (отделений) и представительств таких транснациональных объединений определяется учредительными документами в соответствии с законодательством государства местонахождения филиалов (отделений) и представительств. При этом в ст. 3 Соглашения подчеркивается, что транснациональные объединения могут создаваться как на основании межправительственных соглашений, так и путем заключения договоров непосредственно между хозяйствующими субъектами.
Завершая рассмотрение вопроса о юридических лицах как субъектах международных транспортных правоотношений, отметим, что центральной фигурой среди них является перевозчик. По российскому законодательству перевозчиками могут быть юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели по оказанию услуг, связанных с функционированием транспортного комплекса).
Особенность этого субъекта заключается в том, что он должен иметь лицензию на осуществление международных перевозок. Лицензирование данного вида услуг осуществляется на основании Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также подзаконных нормативных актов, определяющих порядок осуществления лицензирования и выдачи лицензий на соответствующие виды транспорта.
При получении лицензии предусматривается определенный перечень обязательств заявителя-перевозчика, которые он берет на себя при получении лицензии: осуществлять перевозки того вида, на который получена лицензия, и обеспечивать их безопасность, обеспечивать условия содержания транспорта в технически исправном состоянии, соблюдать правила технической эксплуатации подвижного состава, контролировать техническое состояние транспортных средств перед началом перевозки и по ее завершении, обеспечивать своевременность технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
По этим параметрам лицензионный орган осуществляет контроль юридического лица (индивидуального предпринимателя), получившего лицензию. Особое внимание уделяется контролю выполнения требований безопасности перевозок. Проверки по параметрам безопасности проводятся как в плановом порядке, так и по мере необходимости.
Основными условиями получения лицензии на международные перевозки являются пригодность транспортных средств к таким перевозкам, профессиональная пригодность руководителя транспортного предприятия к лицензируемой деятельности и лиц, управляющих транспортом, к международным перевозкам, соответствие технического состояния и параметров (габаритных размеров, веса) транспортных средств требованиям международных транспортных конвенций и соглашений.
Лицензированию подвергается не только деятельность по международной перевозке, но и сопутствующие ей виды деятельности, в частности транспортно-экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, осуществляемые на коммерческой основе, проведение инструментальной проверки технического состояния транспорта и некоторые другие.