Классификация философских учений с точки зрения онтологии
Очевидно, что перечисленные выше способы типологизации философских учений имеют один общий недостаток: они носят эмпирический характер. Более приемлемой и теоретически оправданной является классификация философских систем в зависимости от выбора исходных позиций в интерпретации универсальных отношений в системе "человек – мир". Реконструкция может осуществляться исходя из трактовки "мира" как материи или природы. Такие философские системы называются материалистическими. Если же в качестве исходного принимается второй полюс – "человек", сводимый к понятиям "сознание", "дух", то формируются идеалистические системы. И материализм, и идеализм имеют фундаментальные философские обоснования и в равной степени представлены великими мыслителями прошлого и настоящего.
Термин "материализм" появился в XVII в., однако материалистические философские идеи существовали в философии с момента ее возникновения. Материализм признает первичным материальное начало, в этом типе философских систем реконструкция действительности осуществляется исходя из "мира", "природы", "материи". Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, сознание выступает ее атрибутом, а пространство, время и движение – формами существования.
Различают следующие формы материализма:
• стихийный материализм античных философов;
• натурфилософский материализм эпохи Возрождения;
• механистический материализм XVII–XVIII вв.;
• диалектический материализм, предлагаемый марксистской философией.
Механистический и диалектический материализм различаются в ответах на вопросы о характере движения и изменения в материальном мире и о природе материальной субстанции. В механистическом материализме материя понимается как вещество и признается относительный характер движения, сводимого к механическому перемещению. В диалектическом материализме материя трактуется как объективная реальность, не зависящая от сознания и противопоставленная ему, признается относительный характер покоя, а движение рассматривается как любое возможное изменение.
Термин "идеализм" был предложен еще позже – в XVIII в. Идеализм первичным началом признает идею, мысль, сознание, а реконструкцию действительности осуществляет исходя из "человека". Традиционно выделяют две формы идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм признает исходным началом абсолютный дух или идею, которая существует вне и независимо от человека и определяет его индивидуальное сознание. Классический пример объективного идеализма – философия Г. Гегеля. Субъективный идеализм признает единственной реальностью сознание или волю индивидуального субъекта, а мир выводит из содержания этого сознания. Примером субъективного идеализма является философия Джорджа Беркли или Д. Юма. Однако все многообразие форм идеализма невозможно свести к двум названным. Так, например, объективный идеализм может существовать в форме панлогизма, когда исходным началом выступает разум (философия Г. Гегеля), или в форме волюнтаризма, где исходным началом выступает надмировая воля (философия Артура Шопенгауэра).
Другим онтологическим принципом классификации философских учений может быть принцип единства или множественности бытия. В зависимости от того, сколько начал рассматриваются в качестве исходных – одно, два или более, – формируются монизм, дуализм и плюрализм. В монизме в качестве исходного основания реконструкции действительности выступает одно начало, в дуализме – два, в плюрализме – множество. При этом исходное начало в монизме или начала в плюрализме могут пониматься как в материалистическом, так и в идеалистическом духе.
Классическим примером дуализма является картезианство. Р. Декарт разделил бытие на две не зависимые друг от друга и совершенно равноправные субстанции: протяженную и мыслящую (см. 2.3). Дуализм чрезвычайно неустойчив и всегда имеет тенденцию к материалистической или идеалистической форме монизма. Так, например, в рамках физики Р. Декарт выступает как материалист, а в его онтологическом учении прослеживаются идеи, соотносимые с идеалистическим монизмом. Дуалистического мировоззрения часто придерживаются ученые – представители естественных наук. Эта форма мировоззрения оказывается удобной в том случае, если необходимо совместить профессиональные, вполне материалистические знания и религиозную веру.
И материализм, и идеализм могут существовать как в монистической, так и в плюралистической форме. Примером материалистического монизма является диалектический материализм, примером материалистического плюрализма – атомизм Левкиппа и Демокрита. Вариантом идеалистического монизма являются концепции Г. Гегеля и А. Шопенгауэра, а примером идеалистического плюрализма может быть философия постмодернизма. При этом различение идеалистического монизма и плюрализма отнюдь не совпадает с дихотомией субъективного – объективного идеализма. Например, философию Платона, которая, несомненно, является идеалистической, можно охарактеризовать и как монистическую, и как плюралистическую, ведь в качестве первоосновы вещей Платон предлагает не одну идею, а целый мир, упорядоченный в строгую иерархию. Новейшие формы идеализма вообще сложно однозначно отнести к тому или иному типу. Современный идеализм чрезвычайно разнообразен – философия жизни, феноменология, прагматизм, экзистенциализм, герменевтика, неопозитивизм, постмодернизм – все эти философские школы сложно классифицируются по привычной схеме.
Конфронтация монизма и плюрализма прошла через всю историю философии. Тем не менее можно выделить общую тенденцию: в классической философии доминировал монизм, а в современной очевидно усиление плюрализма. Из множества философских школ XX в. только философия жизни (да и то с оговорками) и феноменология являются монистическими учениями. Остальные развиваются как варианты плюрализма.
Вообще, сложность построения единой стройной типологии – общее правило и для классической, и для современной философии. Индивидуальность мышления философов, изощренность предлагаемых ими систем не позволяют однозначно отнести их к тому или иному типу.