Классификация документов
Все многообразие документов, обслуживающих сферу управления, можно классифицировать по различным основаниям.
По способу документирования различаются документы:
• рукописные письменные (текстовые);
• изобразительные (документы, фиксирующие информацию посредством изображения объекта);
• графические (документы, выполненные графическим способом);
• фотодокументы;
• фонодокументы (звуковые документы, зафиксированные на магнитной ленте);
• кинодокументы (документы, зафиксированные с помощью кино- и видеотехники);
• документы, созданные с помощью компьютерной техники.
В зависимости от источника поступления различаются документы:
• входящие (поступившие в организацию);
• исходящие (отправляемые из организации);
• внутренние (создаваемые в данной организации и используемые во внутренних связях).
В свою очередь, входящие документы включают:
• правительственные (поступающие от Президента РФ, Правительства РФ, депутатов Федерального Собрания РФ и т.д.);
• ведомственные (поступающие из министерств и ведомств РФ, региональных управлений министерств и ведомств);
• обращения граждан (поступающие от граждан и трудовых коллективов).
Исходящие документы могут представлять собой ответы на входящие документы или инициативные документы (письма, циркулярные письма, телеграммы, справки).
К внутренним документам относятся организационно-распорядительные (приказы, распоряжения), переписка между управлениями, структурными подразделениями, информационно-аналитические служебные записки и т.д.
По критерию гласности документы разделяются на документы, содержащие открытую информацию, и документированную информацию, отнесенную к категории ограниченного доступа (информация, отнесенная к государственной или служебной тайне, конфиденциальная, для служебного пользования). Документы ограниченного доступа снабжаются соответствующей пометкой или грифом секретности. Использование таких документов и работа с ними осуществляются по особой технологии и требуют разрешения, оформленного специальным актом.
Документы для служебного пользования, содержащие несекретные сведения, могут использоваться работниками данного учреждения. Такие документы помечаются грифом "Для служебного пользования".
По характеру изложения содержания документы могут быть индивидуальными, трафаретными и типовыми.
В индивидуальных документах (например, докладных, объяснительных записках, заявлениях) ОГЛАВЛЕНИЕ излагается в свободной форме.
В трафаретных документах структура изложения запрограммирована, в них используются заранее подготовленные стандартные фразы и отдельные части текста. Такие документы, как правило, бывают напечатаны на бланке, содержащем постоянную информацию, а переменная вписывается от руки.
Типовые документы представляют собой образцы актов, предназначенные для использования организациями с учетом их специфики в процессе создания конкретных ведомственных и локальных нормативных актов (например, "Положение о министерстве", "Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти", "Типовой перечень документов, подлежащих утверждению" и др.).
По срокам хранения документы делятся на документы постоянного, долговременного (свыше 10 лет) и временного (до 10 лет) хранения. Сроки хранения документов определяются на основании Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Федеральным архивным агентством 06.10.2000.
В зависимости от уровня юридической регламентации можно выделить:
• национальные стандарты;
• стандарты организации.
В зависимости от языка, на котором производится запись информации, документы делятся:
• на неформализованные (документы с традиционным литературным текстом);
• полуформализованные (документы с трафаретным текстом, анкеты);
• формализованные (матричные документы типа перфокарт, перфолент, магнитных лент, дискет).
По содержанию различают документы личного происхождения и официальные. Документы личного происхождения включают личную переписку, воспоминания личного характера, дневники. Они создаются за пределами служебной деятельности человека.
В отличие от личного официальный документ создается юридическим или физическим лицом с обязательным оформлением и удостоверением в установленном порядке.
По форме представления документы делятся на подлинники, оригиналы, копии и дубликаты.
Подлинником считается документ в окончательной редакции, оформленный и подписанный в соответствии с требованиями стандарта.
Термин "оригинал" является синонимом термина "подлинник". Составленные в нескольких экземплярах оригиналы называются умноженными. Все эти экземпляры обладают одинаковой юридической силой (например, договор).
Копии могут воспроизводить часть текста документа (выписки) или весь документ (например, второй экземпляр машинописного текста, подшиваемый в дело отправителя, называется отпуском).
По способу получения копии документы могут быть факсимильными и свободными. Факсимильная копия (например, фотокопия или ксерокопия) воспроизводит все детали подлинника (реквизиты, их расположение, шрифты, подписи, отметки и т.д.).
Свободная копия воспроизводит подлинник в виде второго экземпляра без графического соответствия подлиннику.
Дубликат – это копия официального документа, имеющая юридическую силу и сопровождаемая отметкой "Дубликат".
На копии документа делается пометка "Копия". Юридическую силу имеет лишь та копия документа, которая заверена компетентным должностным лицом, сопровождается подписью с указанием должности заверившего лица, датой заверения и печатью.
В зависимости от обслуживаемой сферы деятельности официальные документы подразделяются на управленческие, научные, технические, технологические, производственные и др. Основную часть документации любой организации и объект ее делопроизводства составляет управленческая документация.