Классификация бизнес-процессов

Для выстраивания системы БП необходимо рассмотреть его обобщенную классификацию, на базе которой и осуществляется процесс создание БП.

Типология БП

1. Типы БП с точки зрения ориентации:

■ на клиента (потребителя);

■ на "поставщика":

- основного компонента (связанного с деятельностью) - в данном случае - перестраховщика;

- вспомогательный (обслуживающий) компонент;

■ на контрагента:

- аутсорсинг, в том числе "ассистанс";

- финансовые институты (банки, инвестиционные компании);

■ внутренние БП:

- взаимодействие подразделений;

- выработка стратегии;

- выработка стандартов (в том числе стандартов качества).

2. Типы БП с точки зрения направленности:

■ направленные на получение дохода:

- привлечение (возобновление договора);

- рискологическая оценка и консультирование клиента;

- андеррайтинг (котирование) риска;

- оформление (принятие риска);

- оплата;

- отражение (отчетность) - фиксация в базах и учете;

- размещение рисков (РЕ);

- урегулирование убытка: фиксация, оценка, анализ, заключение, выплата;

■ направленные на снижение издержек;

■ направленные на упорядочивание взаимодействия между подразделениями (повышение внутренней эффективности), сокращение времени прохождения, минимизацию дефектов.

3. Типы БП с точки зрения дифференцированности и многовариантности:

■ элементарные БП - последовательная цепь действий для однозначного ответа на любой вопрос. Цель - удовлетворение конкретного запроса клиента. (Пример: акцепт слипа; котировка риска; фиксация произошедшего убытка и т.д.);

■ генеральные БП - процессы, направленные на разработку стратегии компании:

- вхождение на новый рынок;

- формирование инвестиционной политики;

- ребрендинг;

- спинирование;

■ многовариантные БП предполагают переход от сложного БП к совокупности элементарных БП:

- основной блок (вертикальный);

- блок вариативности (отклонения) решений (выход на смежный БП);

■ "горящие" БП - процессы с большим количеством дефектов (ошибок, упущений, недоработок, жалоб), т.е. те, которые в настоящее время имеют проявившиеся дефекты, снижающие спрос на продукт;

■ наблюдаемые БП - процессы, которые требуют внимания из-за возможности проявления невыявленных дефектов;

■ "ожидаемые" БП - процессы, которые в силу определенных событий (решений) будут крайне востребованы, но еще не описаны, те, которые предстоит в ближайшем будущем создавать с нуля;

■ приоритетные БП - процессы, оптимизация которых в значительной степени влияет на увеличение дохода компании или уменьшение ее издержек;

■ БП привлечения (клиентов) - активные процессы - инициируемые самим субъектом (компанией), направленные на формирование выручки компании;

■ БП обслуживания - пассивные процессы - порождаемые запросами (потребностями) клиентов;

■ внутренние процессы - направленные на упорядочивание горизонтального взаимодействия служб по запросам сотрудников компании и руководителей подразделений;

■ блок однотипных операций (БОО) - то, что может быть включено в разные процессы как стандартный характерный набор последовательных действий:

- отправка почтовой корреспонденции;

- факс-рассылка;

- регистрация документов;

- отражение страховой операции в информационной или учетной базе.

Классификационный анализ БП позволяет определить его внутреннюю структуру, возможную взаимосвязь с иными БП и значимость в деятельности компании.