Классификация бизнес-процессов
Для выстраивания системы БП необходимо рассмотреть его обобщенную классификацию, на базе которой и осуществляется процесс создание БП.
Типология БП
1. Типы БП с точки зрения ориентации:
■ на клиента (потребителя);
■ на "поставщика":
- основного компонента (связанного с деятельностью) - в данном случае - перестраховщика;
- вспомогательный (обслуживающий) компонент;
■ на контрагента:
- аутсорсинг, в том числе "ассистанс";
- финансовые институты (банки, инвестиционные компании);
■ внутренние БП:
- взаимодействие подразделений;
- выработка стратегии;
- выработка стандартов (в том числе стандартов качества).
2. Типы БП с точки зрения направленности:
■ направленные на получение дохода:
- привлечение (возобновление договора);
- рискологическая оценка и консультирование клиента;
- андеррайтинг (котирование) риска;
- оформление (принятие риска);
- оплата;
- отражение (отчетность) - фиксация в базах и учете;
- размещение рисков (РЕ);
- урегулирование убытка: фиксация, оценка, анализ, заключение, выплата;
■ направленные на снижение издержек;
■ направленные на упорядочивание взаимодействия между подразделениями (повышение внутренней эффективности), сокращение времени прохождения, минимизацию дефектов.
3. Типы БП с точки зрения дифференцированности и многовариантности:
■ элементарные БП - последовательная цепь действий для однозначного ответа на любой вопрос. Цель - удовлетворение конкретного запроса клиента. (Пример: акцепт слипа; котировка риска; фиксация произошедшего убытка и т.д.);
■ генеральные БП - процессы, направленные на разработку стратегии компании:
- вхождение на новый рынок;
- формирование инвестиционной политики;
- ребрендинг;
- спинирование;
■ многовариантные БП предполагают переход от сложного БП к совокупности элементарных БП:
- основной блок (вертикальный);
- блок вариативности (отклонения) решений (выход на смежный БП);
■ "горящие" БП - процессы с большим количеством дефектов (ошибок, упущений, недоработок, жалоб), т.е. те, которые в настоящее время имеют проявившиеся дефекты, снижающие спрос на продукт;
■ наблюдаемые БП - процессы, которые требуют внимания из-за возможности проявления невыявленных дефектов;
■ "ожидаемые" БП - процессы, которые в силу определенных событий (решений) будут крайне востребованы, но еще не описаны, те, которые предстоит в ближайшем будущем создавать с нуля;
■ приоритетные БП - процессы, оптимизация которых в значительной степени влияет на увеличение дохода компании или уменьшение ее издержек;
■ БП привлечения (клиентов) - активные процессы - инициируемые самим субъектом (компанией), направленные на формирование выручки компании;
■ БП обслуживания - пассивные процессы - порождаемые запросами (потребностями) клиентов;
■ внутренние процессы - направленные на упорядочивание горизонтального взаимодействия служб по запросам сотрудников компании и руководителей подразделений;
■ блок однотипных операций (БОО) - то, что может быть включено в разные процессы как стандартный характерный набор последовательных действий:
- отправка почтовой корреспонденции;
- факс-рассылка;
- регистрация документов;
- отражение страховой операции в информационной или учетной базе.
Классификационный анализ БП позволяет определить его внутреннюю структуру, возможную взаимосвязь с иными БП и значимость в деятельности компании.